рассмотрев жалобу ООО "ТМС" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "НИИ-ККБ N1" при проведении ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий (Устройства доступа для гемодиализа)" (извещение N 0818500000824003135) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что требования "Описания объекта закупки" установлены с нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
Уполномоченным учреждением, Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым с доводами не согласны. "Описание объекта закупки" составлено в соответствии с потребностью Заказчика с соблюдением Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
23.04.2024 г. уполномоченным органом - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий (Устройства доступа для гемодиализа)" (извещение N 0818500000824003135). Заказчик - ГБУЗ "НИИ-ККБ N1".
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 439 281,66 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 2), п. 5) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
2) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", которое не размещается на официальном сайте;
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В Извещении установлен объект закупки:
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции |
Катетер для гемодиализа, неимплантируемый
Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: |
32.50.13.110-00005195 |
Катетер для гемодиализа, неимплантируемый
Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: |
32.50.13.110-00005195 |
Игла гемодиализная
Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: |
32.50.13.110-00005234 |
Игла гемодиализная
Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: |
32.50.13.110-00005234 |
Игла гемодиализная
Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: |
32.50.13.110-00005234 |
Игла гемодиализная
Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: |
32.50.13.110-00005234 |
Катетер для гемодиализа, имплантируемый
Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: |
32.50.13.110-00005196 |
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании п. 14) ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с п. 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Заказчиком представлены пояснения в которых с доводами жалобы не согласен, из пояснений следует, что Заказчиком в "Описание объекта закупки" аукциона в электронной форме установлен код КТРУ, который не содержит описание товаров в каталоге:
В связи с отсутствием в позиции КТРУ описания товара, работ, услуг Заказчиком в силу пункта 5 Правил использования КТРУ указаны потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закон о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Установленный набор характеристик позволяет удовлетворить потребности Заказника с учетом специфики осуществляемого вида деятельности и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств.
При "Описании объекта закупки" Заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а указаны только необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Таким образом, "Описание объекта закупки" сформулировано с учетом необходимости конечного результата - обеспечения лечебного учреждения необходимыми изделиями.
Заказчик является медицинским учреждением, целью которого является охрана здоровья населения на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).
Данная закупка размещена с целью удовлетворения потребностей Заказчика в медицинском изделии, позволяющем обеспечить бесперебойную работу учреждения, для обеспечения оптимальных результатов лечения, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи медицинские организации осуществляют свою деятельность в целях реализации принципа приоритета интересов пациента.
Для организации сосудистого доступа у пациентов отделения хронического гемодиализа и палат интенсивной терапии реанимационных отделений используются высококачественные катетеры для постановки в центральные вены (подключичную и/или яремную). Учитывая то, что нижний кончик центрального венозного катетера находится на границе верхней полой вены и правого предсердия или в правом предсердии пациента, необходим строжайший контроль правильности установки изделия. Отвод ЭКГ, входящий в состав катетерного набора, позволяет правильно и безопасно провести катетеризацию и своевременно диагностировать нарушение сердечного ритма пациента в процессе использования данного сосудистого доступа для проведения процедуры гемодиализа.
Учитывая, что медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку медицинских изделий, главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий.
В пояснениях Заказчик указывает, что само по себе наличие кабеля ЭКГ не является патентованной или уникальной характеристикой какого-либо производителя, т.е. любой производитель имеет возможность добавлять кабель ЭКГ в свой набор. При этом, у большого количества производителей наборов для катетеризации центральных вен в наборах имеется кабель ЭКГ.
Кроме того, в ходе анализа рынка Катетеров для гемодиализа на территории Российской Федерации, Заказчиком выявлен товар производителей, соответствующих установленным в описания объекта закупки размерам, в том числе:
- Катетеры диализные Haemocat Signo / Хемокат Сигно, производитель "Б. Браун Авитум АГ, Германия (регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 04.12.2008 N ФСЗ 2008/03109),
- Набор для катетеризации центральных вен по методу Сельдингера "Цертофикс" (Certofix) с принадлежностями, производитель "Б.Браун Мелъзунген АГ, Германия (регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 23.03.2021 N ФСЗ 2010/07328 (п. 68).
Таким образом, требования, установленные Заказчиком в Разделе "Описание объекта закупки" не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТМС" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000824003135).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13 мая 2024 г. N 469/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2024