Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе:
рассмотрев сведения представленные ГБУЗ "СПБ N7" МЗ КК, о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Гуртовый А.В. по результатам проведения электронного аукциона: "Поставка спецодежды" (извещение: N 0318200047824000032),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения ГБУЗ "СПБ N7" МЗ КК о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Гуртовый А.В. по результатам проведения электронного аукциона: "Поставка спецодежды" (извещение: N 0318200047824000032).
Согласно протоколу N ИЭА1 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.02.2024 г. победителем признан ИП Гуртовый А.В.
28.02.2024 г. между ГБУЗ "СПБ N7" МЗ КК и ИП Гуртовый А.В. заключен контракт на сумму 118 605,54 рублей.
25.04.2024 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком также предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель: Индивидуальный предприниматель ГУРТОВЫЙ АРТЕМ ВЛАДИМИРОВИЧ;
- адрес: 460040, г. Оренбург, ул. Мира, д. 10, кв. 45;
- ИНН: 564202955299.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
ГБУЗ "СПБ N7" МЗ КК проводилась закупка: "Поставка спецодежды" (извещение: N 0318200047824000032).
Начальная (максимальная) цена контракта - 185 321,43 руб.
Согласно протоколу N ИЭА1 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.02.2024 г. победителем признан ИП Гуртовый А.В.
28.02.2024 г. между ГБУЗ "СПБ N7" МЗ КК и ИП Гуртовый А.В. заключен контракт на сумму 118 605,54 рублей.
В соответствии с п. 1.1. Контракта По условиям настоящего Контракта Поставщик обязуется поставить Заказчику спецодежду (куртки) (далее - товар) в количестве (объеме) и с характеристиками согласно спецификации, являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и размере, и на условиях, установленных настоящим Контрактом.
Согласно п.3.1. Контракта поставка товара осуществляется в течение 20 (двадцати) рабочих дней с даты подписания контракта. Доставка товара производится одной партией по предварительному письменному согласованию с Заказчиком.
Рабочее время Заказчика: понедельник-пятница, с 8.00 до 15.00. Выходной: суббота - воскресенье. Заказчик не производит приём услуг по истечении рабочего времени.
В соответствии с п.8.4 Контракта 8.4. Заказчик вправе предъявлять требования, связанные с ненадлежащим качеством поставленного товара, в течение установленного гарантийного срока. В период гарантийного срока Поставщик обязуется за свой счет производить необходимый ремонт, устранение недостатков в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации.
При поставке товара Поставщик обязуется предоставить Заказчику всю необходимую сопроводительную документацию, подтверждающую потребительские свойства товара (весь поставляемый товар должен иметь соответствующие разрешительные документы, гигиенические сертификаты или гигиенические заключения, удостоверение качества).
В связи с финансированием предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний из средств бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на текущий финансовый год, а также во исполнение требований п.6, пп. г Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 июля 2021 г. N 467н, поставляемый товар должен иметь заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, или выписку из реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза - для СИЗ, изготовленных на территории Российской Федерации; декларацию о происхождении товара или сертификат о происхождении товара, или выписку из реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза - для СИЗ, изготовленных на территории других государств - членов Евразийского экономического союза. Заверенную копию Заключения о производстве на территории РФ, либо декларации (сертификата) о происхождении товара в обязательном порядке предоставить Заказчику при поставке.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ИП Гуртовый А.В. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
Заказчиком заключен контракт от 28.02.2024 г. N 42-ЭА с индивидуальным предпринимателем Гуртовым Артемом Владимировичем на поставку спецодежды (куртки), в соответствии с которым Поставщик обязуется в установленный сторонами срок своими силами согласно условиям контракта поставить товар в количестве и с характеристиками согласно спецификации, являющейся неотъемлемой частью контракта, а Заказчик принять и оплатить товар в порядке и размере, и па условиях, установленных контрактом.
09 апреля 2024 года Заказчиком был сформирован мотивированный отказ от приемки поставленного товара, где Заказчик представил весь перечень не выполнения условий контракта, несоответствия требованиям характеристик товара, что свидетельствуют о несоответствии Спецификации (приложение N I контракта) и раздела 8 контракта, что является основанием для отказа от приемки товара. По настоящее время Поставщик не предоставил официальный ответ на мотивированный отказ и не произвел замену товара.
В соответствии с п. 4.4.3 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
25.04.2024 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
25.04.2024 г. информация о расторжении контракта размещена в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Согласно пояснениям Индивидуального предпринимателя, 04.04.2024 г. согласно условиям Контракта Поставщик исполнил свое обязательство о поставке товаров, а также разместил в ЕИС электронный документ о приемке результатов исполнения контракта N17 от 04.04.2024 г. с приложением товарной накладной N 29 от 04.04.2024 г., счета N 29 от 04.04.2024 г., сертификата соответствия N ЕАЭС KG 417/KUA.0Gn.025.RU.02.046042 от 22.10.2021 г.
09.04.2024 г. Заказчик разместил с использованием ЕИС Мотивированный отказ от подписания документа о приемке с приложением документов:
1) Заключение от 09.04.2024 г. по результатам экспертизы поставленного товара, выполненного работы, оказанной услуги, предусмотренных (далее - контракт) от 28 февраля 2024 г. N 42-ЭА, предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в части их соответствия условиям контракта (далее - Заключение экспертизы);
2) Мотивированный отказ от 09.04.2024 г. N 904 от приёмки поставленных товаров по контракту N 42-Э от 28.02.2024 г. (далее - Мотивированный отказ).
25.04.2024 г. Заказчик осуществил возврат Поставщику не принятого товара для устранения причин отказа от приемки.
25.04.2024 г. Заказчик разместил в ЕИС Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 1153 от 25.04.2024 г. (далее - Решение об отказе от исполнения контракта) с указанием причины расторжения Контракта "Некачественное исполнение контракта со стороны Поставщика".
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта по основанию "Некачественное исполнение контракта со стороны Поставщика" не имеет фактического и правового основания.
Как следует из содержания п. 2.1 раздела 8 Контракта Поставщик вправе предоставить любой из перечисленных документов.
Поставщик в день поставки товара предоставил Заказчику копию сертификата соответствия N ЕАЭС KG 417/КЦА.ОСП.025.RU.02.046042 от 22.10.2021 г., которым подтверждается производство данной промышленной продукции на территории Российской Федерации и соответствие этой продукции требованиям, предъявляемым государственными стандартами Российской Федерации (ГОСТ 12.4.303-2016, ГОСТ 12.4.280-2014), Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011) к специальной одежде. Сертификат соответствия оформлен по образцу, установленном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N2 293 от 25.12.2012 г., на зарегистрированном номерном бланке, оформлен органом по сертификации, включенным в единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС.
Требование Заказчика об обязательном предоставлении заключения Минпромторга России или выписки из реестра промышленных товаров государств Евразийского экономического союза, изложенные пункте 2.1 раздела 8 Контракта, НЕПРАВОМЕРНО, поскольку такое требование отсутствует в извещении о проведении электронного аукциона 0318200047824000032, соответственно, согласие Поставщика с таким условием также отсутствует.
Т.е. требование Заказчика о предоставлении заключения Минпромторга России или выписки из реестра промышленных товаров государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС), изложенное в пункте 2.1 раздела 8 Контракта, необоснованно, так как установлено, что Заказчиком в составе извещения не было установлено требование об ограничениях предусмотренных ПП РФ N616.
Таким образом, требовать выписку из реестра Минпромторга России или выписки из реестра промышленных товаров государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС) неправомерно.
Обоснование Заказчиком характеристик товара в соответствии с требованиями п.1-2 ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" не состоятельны поскольку Заказчик не является субъектом правоотношений, регулируемых данным Законом:
"Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности".
В соответствии с ч. 1 ст. 422 ГК РФ: "Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения". Условия контракта являются ничтожными (ст. 168 ГК РФ), если они не соответствуют обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Ссылка Заказчика на п. 8.4 Контракта не корректна, поскольку в этом пункте указано, буквально, следующее: "Заказчик вправе предъявлять требования, связанные с ненадлежащим качеством поставленного товара, в течение установленного гарантийного срока. В период гарантийного срока Поставщик обязуется за свой счет производить необходимый ремонт, устранение недостатков в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации".
Запись "Не требуется" в графе "Наименование/наличие/Соответствие предоставленных документов данным контракта (сертификаты, декларации и т.п.)" Заключения экспертизы, указывают на то, что эксперт Шульева С.Л. при наличии Сертификата соответствия внес в свое заключение недостоверные сведения, так наличие Сертификата соответствия предусмотрено Контрактом.
Запись эксперта в заключении экспертизы о неисполнении Поставщиком п. 8.14 Контракта также является недостоверной, поскольку не соотносится с содержанием указанного пункта, а наличие Сертификата соответствия экспертом проигнорировано.
Претензия об отсутствии маркировки, позволяющей идентифицировать средство индивидуальной защиты по наименованию, артикулу либо модели, не основательна.
Товар, поставленный по контракту промаркирован в соответствии с ГОСТ 12.4.280-2014, ГОСТ 12.4.303-2016, ГОСТ 10581, что соответствует требованиям ТР ТС 019/2011. Поставленный товар по наименованию совершенно точно идентифицируется - по признаку "Вид одежды", а также по иным признакам, приведенным в графе 7 Спецификации (приложение N 1 к Контракту), однако, эксперт Шульева С.Л. в своем заключении утверждает обратное, что свидетельствует о внесении в Заключение экспертизы заведомо недостоверной информации.
Запись "Не требуется" в графе "Наименование/наличие/Соответствие предоставленных документов данным контракта (сертификаты, декларации и т.п.)" Заключения экспертизы, дает основания полагать, что эксперт Шульева С.Л. сопоставление маркировки товара, поставленного по контракту, сведениям, указанным в Сертификате соответствия, не производил, и внес в свое заключение недостоверные сведения.
4. Претензия к товару об отсутствии возможности регулировки ширины рукавов в месте прилегания к перчаткам не основательна.
Рукава курток, поставленных по Контракту, в местах прилегания к перчаткам (в местах лучезапястных суставов) оборудованы эластичными манжетами, которые регулируются таким образом, чтобы холодный воздух, снег или сыпучие материалы не проникали под верхнюю одежду работника, т.е. требование к одежде "Возможность регулировки ширины рукавов в месте прилегания к перчаткам - соответствие" соблюдено, других требований к конструкции, принципу работы "регулятора" ширины рукавов в описании товара не имеется.
Кроме того, наличие внешних элементов затягивания рукава специальной одежды у лучезапястного сустава, неоправданно увеличивает риски захвата одежды движущимися частями механизмов, застревания рук в проемах при одергивании руки работником в случае опасности и т.д.
Таким образом, Заказчик, основываясь на недостоверной информации, приведенной в Заключении экспертизы, Мотивированном отказе от приемки, принял необоснованное и незаконное решение об отказе от подписи документа о приемке, а в последующем об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
ИП Гуртовый Артем Владимирович принял меры по закупке другого товара, имеющего заключение Минпромторга России. Уведомления о поставке товара направлено 06.05.2024 г. Заказчику с использованием ЕИС (исх. N 17-3 от 06.05.2024 г.).
В целях исполнения Контракта ИП Гуртовый Артем Владимирович осуществил закупку другого товара ООО "Факел-Спецодежда": "Куртка зимняя Бригада NEW, т.синий/васильковый, арт. 87487782" и 08.05.2024 г. в соответствии с п. 3.1, п. 3.2 Контракта повторно уведомил Заказчика (исх. N 17-4 от 08.05.2024 г.).
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что ИП Гуртовый А.В. осуществлялись действия, направленные на надлежащее исполнение контракта.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
В силу п. 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, не является безусловным основанием для включения сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку в настоящем случае установлено принятие мер, направленных на исполнение контракта.
Таким образом, применение к ИП Гуртовый А.В. санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом обстоятельств дела.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные ГБУЗ "СПБ N7" МЗ КК в отношении ИП Гуртовый А.В. (460040, г. Оренбург, ул. Мира, д. 10, кв. 45; ИНН: 564202955299), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 мая 2024 г. N РНП-23-325/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024