Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Управления (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителей ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" Дибаева Э.М. (доверенность от 14.12.2023 N60-ЮК), Веселова Н.О. (доверенность от 14.12.2023 N61-ЮК), в присутствии представителей ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Копылова И.В. (доверенность от 18.04.2024 N27), Караичевой Т.А. (доверенность от 06.05.2024 N29), Моисеенко А.А. (доверенность от 06.05.2024 N28), на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также на основании поступившего из прокуратуры Кировского района г.Астрахани (исх. от 02.04.2024 N54-2024/Ип-370-24/3020-20120003) обращения ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 25.03.2024 N314/1-28/1724 (вх. от 09.04.2024 N3087/24) провела внеплановую проверку государственного заказчика - ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" (адрес: 414000, г. Астрахань, ул. Нововосточная, д.10) (далее также - Заказчик) на предмет соблюдения им требований Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на расходы на специализированное гидрометеорологическое обслуживание в Астраханской области и Республике Калмыкия (реестровый N0318100043423000032), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 09.04.2024 года от прокуратуры Кировского района г.Астрахани поступило письмо ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 25.03.2024 N314/1-28/1724 (вх. от 09.04.2024 N3087/24).
Проведение внеплановой проверки назначено на 23.04.2024 года в 11 часов 00 минут.
по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47, каб.505.
В проведении внеплановой проверки объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут 13.05.2024.
До перерыва на 14 часов 00 минут 13.05.2024 жалобу рассматривала Комиссия Управления в составе председателя Комиссии заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Балтыковой Е.М., членов Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Умеровой Р.Р. и главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Русскиной И.В.
После объявления указанного перерыва вместо главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Русскиной И.В. обязанности члена Комиссии исполняла специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Крупина Е.М.
Комиссия, рассмотрев документы, предоставленные Заказчиком, провела внеплановую проверку и установила следующее.
21.06.2023 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком размещено извещение о проведении электронного конкурса (далее также - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 170 315,00 руб.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Объектом закупки является специализированное гидрометеорологическое обслуживание в Астраханской области и Республике Калмыкия.
Комиссия считает необходимым отметить, что из описания объекта закупки не следует, что исполнитель не должен осуществлять наблюдение за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее метеорологических характеристик.
Более того, п.7.1 описания объекта закупки установлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях включающую в себя:
- подготовку и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной метеорологической информации;
- определение метеорологических характеристик окружающей среды;
- формирование и ведение метеорологических банков данных.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2020 N 1845 "О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)" (далее также Постановление N1845).
Пунктом 2 Постановления N1845 определены работы, которые входят в понятие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а именно:
а) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее метеорологических характеристик (за исключением характеристик, получаемых с целью аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
б) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее метеорологических характеристик (получаемых с целью аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.
Таким образом, для оказания услуг по специализированному гидрометеорологическому обслуживанию в Астраханской области и Республике Калмыкия необходимо иметь лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.
Между тем, Заказчик в нарушение п.1 ч.1 ст.31, ч.5 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе не установил в извещении требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно описанию объекта закупки, исполнитель должен доводить до Заказчика информацию об опасных гидрометеорологических явлениях, о которых доводятся штормовые предупреждения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" выпуск экстренной информации, к которой относятся штормовые предупреждения, осуществляет только Федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и его территориальные органы.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, Заказчик, включив в описание объекта закупки неисполнимое в силу закона требование о том, что исполнитель должен доводить до Заказчика информацию об опасных гидрометеорологических явлениях, о которых доводятся штормовые предупреждения, нарушил п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать государственного заказчика - ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" нарушившим п.1 ч.2 ст.42, п.1 ч.1 ст.31, ч.5 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на расходы на специализированное гидрометеорологическое обслуживание в Астраханской области и Республике Калмыкия (реестровый N0318100043423000032).
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы, собранные в ходе проведения настоящей внеплановой проверки должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии Балтыкова Е.М.
Члены Комиссии
Умерова Р.Р.
Русскина И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 13 мая 2024 г. N 030/10/99-491/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2024