Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
начальника отдела контроля закупок и торгов Управления;
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
при участии в формате ВКС:
от Заказчика - представителя по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО "Брокер Групп" на действия заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию и содержанию линий уличного освещения с. Аксарка, п. Зеленый Яр, п. Товопогол, с. Харсаим, п. Горнокнязевск, начальная (максимальная) цена контракта - 4 144 400,00 рублей (извещение N 0890300004824000267) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации в сети Интернет - www zakupki.gov.ru (далее - Закупка, официальный сайт ЕИС) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на официальном сайте 10.04.2024;
2) дата и время окончания срока подачи заявок - 26.04.2024;
3) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке - 02.05.2024;
4) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 03.05.2024.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы заявителя следует, что установленный заказчиком метод оценки противоречит требованиям действующего законодательства.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии в соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частями 6, 8 статьи 32 Закона о контрактной системе. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Комиссией Управления установлено следующее:
1. Заказчиком установлены требования к подтверждающим документам по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Заявитель считает, что гражданско-правовые договоры не являются документами, подтверждающими наличие специалистов и их квалификацию.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
Комиссией Управления определено, что Заказчиком установлен следующий критерий оценки заявок "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня":
- Показатель "Наличие специалистов определенного уровня квалификации";
- Детализирующий показатель оценки "количество специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Указанные сведения должны быть подтверждены приложением к указанной форме копий документов, подтверждающих квалификацию специалистов:
- копиями трудовых книжек или копиями трудовых договоров, заключенных участником осуществления закупки с привлекаемыми ключевыми специалистами и/или иных гражданско-правовых договоров, заключенных между участником осуществления закупки и ключевыми специалистами, привлекаемыми участником;
- документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников (удостоверения, подтверждающие наличие допуска по электробезопасности к работе в электроустановках напряжением до 1000 В (не ниже третьей группы).
Заказчик пояснил, что в рассматриваемом случае его действия не повлекли к ограничению конкуренции, в том числе к необоснованному ограничению числа участников закупки, а наоборот с учетом малонаселенности населенных пунктов Приуральского района и отсутствием достаточного количества квалифицированных специалистов расширили возможности для подтверждения наличия у участников закупки специалистов.
Таким образом, в порядке оценки предусмотрена возможность подтверждения факта наличия у участников закупки количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации договорами гражданско-правового характера.
Однако, Комиссия управления отмечает, что согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 07.02.2023 N ПИ/8371/23, гражданско-правовые договоры, заключенные между участником закупки и специалистами (иными работниками), не являются информацией и документами, подтверждающими наличие специалистов и их квалификацию в соответствии с положениями ТК РФ, по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", установленного подпунктом. "д" пункта 24 Постановления N 2604.
Также Комиссия обращает внимание, что указанная позиция подтверждается письмом Минтруда России от 18.01.2023 N 14-4/В-42.
Таким образом изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Заказчиком, требований ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Следовательно, довод в данной части является обоснованным.
2. Заявитель указывает на то, что избранная Заказчиком методика оценки баллов не позволяет объективно оценить потенциальных участников по критерию квалификация участников закупки, поскольку Заказчик не установил предельные максимальные и минимальные значения для детализирующих показателей.
Согласно извещению оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренным подпунктом "б" пункта 20 Положения, а именно:
где:
Хmax - максимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки";
Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки";
Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки".
Комиссия установила, что в пункте 20 Положения об оценке заявок указаны все возможные для использования заказчиками формулы, отвечающие различным потребностям заказчиков при проведении той или иной закупки. При этом каких-либо требований о применении той или иной формулы в рамках проведения конкретной закупки, в Положении, а также иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, не установлено.
В пункте 18 Положения об оценке заявок указано, что в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Заказчик указывает предельное минимальное или предельное максимальное значение характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений). Таким образом, Заказчик самостоятельно определяет необходимость установления таких предельных значений.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что установленный заказчиком порядок оценки соответствует Закону о контрактной системе и Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604.
Следовательно, довод заявителя о том, что заказчиком используется формула для оценки заявок участников закупки, без предельного максимального и минимального значения, является необоснованным.
В связи с тем, что конкурс признан несостоявшимся, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Брокер Групп" на действия заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию и содержанию линий уличного освещения с. Аксарка, п. Зеленый Яр, п. Товопогол, с. Харсаим, п. Горнокнязевск, начальная (максимальная) цена контракта - 4 144 400,00 рублей (извещение N 0890300004824000267), признать частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенного нарушения. Заказчику не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица, разместившего в единой информационной системе информацию и документы, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе о необходимости представить в срок до 07.06.2024 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес электронной почты (контактная информация для уведомлений должностного лица);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- заверенную копию титульного листа информационного сообщения о проведении закупки;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица назначается на 14.06.2024 в 14 час. 30 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 7 мая 2024 г. N 089/06/32-300/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2024