Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
начальника отдела контроля закупок и торгов управления;
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления;
при участии в формате ВКС:
от Заказчика - представителя по доверенности,
от Заявителя - представителя по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО "Максимед" на действия заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку медицинских изделий (аппарат рентгеновский маммографический цифровой), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, начальная (максимальная) цена контракта - 49 800 000,00 рублей (извещение N 0190200000324005243), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему (далее-ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения извещения о закупке противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о закупке:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на официальном сайте - 23.04.2024;
2) изменение извещения о проведении электронного аукциона - 26.04.2024;
2) дата и время окончания срока подачи заявок - 07.05.2024;
3) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 13.05.2024.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из доводов жалобы Заявителя следует, что Заказчик неверно выбрал код КТРУ.
Заказчик представил в Управление возражение на жалобу Заявителя согласно которого, с доводами жалобы не согласен, считает, что при описании объекта закупки действовал в соответствии с действующим законодательством.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила).
Комиссия, изучив размещенные на официальном сайте ЕИС и представленные на заседание документы и сведения, установила следующее:
В соответствии с извещением о проведении закупки объектом закупки является поставка медицинского изделия (аппарат рентгеновский маммографический цифровой), для которого выбран код КТРУ 26.60.11.119-00000009 система маммографическая). Код КТРУ соответствует коду ОКПД2 26.60.11.119: Аппараты рентгеновские прочие, используемые для диагностики, применяемые в медицинских целях.
Заявитель жалобы полагает, что Заказчику следовало использовать код КТРУ: 26.60.11.113-00000090 система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая.
Заказчик по вышеуказанному доводу пояснил, что данная позиция КТРУ в полной мере не соответствует предмету закупки, поскольку не содержит необходимые Заказчику технические характеристики.
Комиссия установила, что для Заказчика являются значимыми и клинически важными следующие характеристики товара:
- усилия компрессии молочной железы в ручном режиме (без электропривода) 200 в ньютонах;
- толщина среза при томосинтезе 1 в миллиметрах;
- свинцовый эквивалент по ослаблению рентгеновского излучения рентгенозащитного экрана АРМ-лаборанта, Pb 0.5 в миллиметрах;
- точность наведения по всем трем осям для взятия биопсийной пробы 1 в миллиметрах;
- штатив: С-дуга;
- способ поворота штатива электропривод;
- автоматизированное наведение биопсийной иглы по координатам локализованной цели, полученным с АРМ лаборанта;
- способ вертикального перемещения штатива электропривод;
- усилия компрессии молочной железы в режиме электропривода 200 в ньютонах.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил каталог используется Заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно пункту 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу подпункта "а" пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, при условии установления запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В силу пункта 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной вышеуказанным пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, исходя из указанных нормативных положений, при закупке товара, включенного в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного перечнем радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, установленный постановлением Правительства от 10.07.2019 N 878, необходимо осуществить описание объекта закупки, исходя из описания товара, работы, услуги, предусмотренного соответствующим кодом КТРУ. При этом пункт 5 Правил использования каталога запрещает в такой ситуации указывать дополнительную информацию. В отсутствие соответствующих позиций в каталоге, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок (в том числе с применением кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, на основе которого сформирован указанный каталог).
Таким образом, Правила использования КТРУ устанавливают конкретные обстоятельства, при которых запрещается или разрешается указание в описании объекта закупки дополнительных характеристик, не предусмотренных каталогом.
Учитывая изложенное, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги).
Как следует из описания объекта закупки, позиция закупаемого товара (код 26.60.11.119-00000009) содержится в КТРУ и не содержит функциональные, технические характеристики товара. В связи с чем, заказчиком осуществлено описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, где указаны характеристики, которые обеспечивают его потребность и позволяют определить соответствие закупаемого товара требованиям заказчика.
Комиссия установила, что выбранный код позиции КТРУ установлен в соответствии со спецификой деятельности Заказчика, а также для уточнения параметров товара и достижения более полного соответствия поставляемого товара потребностям.
Комиссия Управления отмечает, что Заказчик вправе выбрать тот код КТРУ, который соответствует его потребностям. Закон о контрактной системе не содержит требований, устанавливающих обязательный порядок определения в извещении об осуществлении закупки кода согласно Каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Определение кода КТРУ осуществляется Заказчиком путем отнесения объекта закупки к соответствующему коду КТРУ с учетом специфики закупки.
Вместе с тем Заказчики самостоятельно определяют код КТРУ как наиболее подходящий объекту закупки, исходя из собственных потребностей и особенностей закупаемого товара.
Заказчик самостоятельно принимает решение при формировании предмета размещенного заказа и его характеристик, имеющих принципиальное значение для закупки данного оборудования. В каждом конкретном случае Заказчик формирует требования к товару исходя из особенностей его использования и имеющихся потребностей.
На заседании Комиссии Заявителем не представлено доказательств о неправомерности выбранного кода позиции КТРУ, а также не представлены документы, подтверждающие обоснованность жалобы.
Проанализировав материалы дела, Комиссия Управления приходит к выводу, что код КТРУ Заказчиком определен правомерно в соответствии с потребностью медицинского учреждения, следовательно, доводы жалобы являются необоснованными.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Максимед" на действия заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку медицинских изделий (аппарат рентгеновский маммографический цифровой), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, начальная (максимальная) цена контракта - 49 800 000,00 рублей (извещение N 0190200000324005243), необоснованной.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14 мая 2024 г. N 089/06/33-318/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024