Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Баранов И.В. - председатель комиссии, заместитель руководителя управления, - Клевцова А.А. - член комиссии, начальник отдела контроля государственных и муниципальных закупок, - Ражев С.В. - член комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля государственных и муниципальных закупок, при участии посредством видеоконференцсвязи (08.05.2024 г.
- 13.05.2024 г.):
- Вязгина В.А. - представителя МБУ "Дирекция по Организации Питания" (доверенность N19 от 24.04.2024), - Матвеевой Ж.Н. - представителя МБУ "Дирекция по Организации Питания" (доверенность N20 от 24.04.2024), - Шитовой Т.А. - генерального директора ООО "Вязниковский Молочный Край", - Семенова Р.А. - представителя ООО "Вязниковский Молочный Край" (доверенность N1 от 19.04.2024), осуществив проверку по факту одностороннего отказа МБУ "Дирекция по Организации Питания" (далее также - заказчик) от исполнения контракта, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Вязниковский Молочный Край" (далее также - общество) по результатам определения поставщика путём проведения электронного аукциона на право 2 заключения контракта по объекту закупки: "Поставка продуктов питания (масло сливочное с вкусовыми компонентами)", номер извещения 0132300007524000089,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от заказчика поступили сведения о расторжении в одностороннем порядке контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения названного контракта, с целью внесения сведений об обществе в Реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Вместе с тем в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. В связи с этим, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Нижегородское УФАС России пришло к выводу о необходимости проведения проверки по изложенному в обращении факту. Заслушав представителей сторон и изучив представленные документы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
1) 19.02.2024 в единой информационной системе и на сайте оператора электронной площадки - АО "ЕЭТП" - размещено извещение электронного аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 750 010,00 рублей.
2) В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.02.2024 NИЭА1 общество и его заявка признаны соответствующими требованиям извещения об электронном аукционе и положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с названным протоколом аукционная комиссия заказчика приняла решение заключить контракт с ООО "Вязниковский Молочный Край" по цене 5 750 010,00 рублей.
3) 11.03.2024 по результатам рассмотренного электронного аукциона между заказчиком 3 и обществом заключен контракт, положениями которого предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4) Комиссией Нижегородского УФАС России установлено следующее. Разделом 1 Контракта определен предмет договора: "1.1.
Поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (масло сливочное с вкусовыми компонентами) (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок согласно Спецификации (Приложение N1 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
1.2. Наименование поставляемого Товара, его функциональные, технические и качественные характеристики указаны в Спецификации (Приложение N1 к настоящему Контракту). 1.3.
Поставка продуктов питания осуществляется для организации детского питания в образовательных учреждениях г. Нижнего Новгорода".
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта, Товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта с даты заключения Контракта по 30.06.2024 г. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Порядок определения количества поставляемого Товара на основании Заявок Заказчика включает в себя учет объемов поставляемых по Заявкам Товаров (позиций Товаров) исходя из определения такого объема как частное от деления максимальной цены Контракта (максимальной цены позиции Товара, указанной в Приложении N1 к настоящему Контракту), к цене единицы такого Товара (позиции Товара). Объем поставляемых по Заявкам Товаров (позиций Товаров) учитывается с нарастающим итогом и не должен превышать максимальную цену Контракта с учетом распределения по позициям Товара (при их наличии), указанного в Приложении N 1 к настоящему Контракту. Заявка направляется Заказчиком с электронной почты: zakaz@mbudop.ru на электронную почту Поставщика: vmk200733@mail.ru не позднее чем за день, предшествующий дате поставки Товара, указанного в Заявке. При этом Заявка направляется с понедельника по четверг до 15-00, в пятницу до 14-30.
В пятницу Заявка направляется Заказчиком в случае, если днем поставки Товара является понедельник. Поставка Товара по Заявкам осуществляется в течение 1 календарного дня со дня отправки Заявки Заказчиком, если иной срок поставки не предусмотрен Заявкой Заказчика. Время поставки: с 06-00 до 08-00.
При возникновении необходимости в продуктах питания, являющихся предметом контракта, возможна срочная поставка партии Товара в день заключения Контракта. В таком случае Заказчик уведомляет Поставщика о такой срочной поставке до заключения Контракта. 18.04.2024 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта б/н от 18.04.2024.
Из решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что данное решение принято на основании следующего: "В течение срока действия Контракта N92.24 от 11.03.2024 на поставку продуктов 4 питания (масло сливочное с вкусовыми компонентами) Поставщиком неоднократно нарушаются условия Контракта, а именно:
1. Поставщиком 18.03.2024 в адрес Заказчика была произведена поставка товара - "Масло сливочное шоколадное с м.д.ж. 62% и массовой долей какао-порошка - 2,5%" в количестве 222,00 кг. По результатам проведенных исследований, было выявлено несоответствие поставленного Товара обязательным условиям Контракта.
Согласно заключению эксперта N0050100203г АНО Центр экспертиз Торгово-промышленной палаты Нижегородской области от 27.03.2024, масло сливочное шоколадное с м.д.ж. 62% и массовой долей какао-порошка 2,5%, дата производства: 15.03.2024, изготовитель ООО "Вязниковский Молочный Край" по массовой долей жира не соответствует маркировке, требованиям ГОСТ 32899-2014, условиям Контракта, Приложения N1 "Техническое задание". В адрес Поставщика направлена претензия "Исх.N 334-07/24 от 29.03.2024). 2.
Поставщиком 25.03.2024 в адрес Заказчика была произведена поставка товара - "Масло сливочное шоколадное с м.д.ж. 62% и массовой долей какао-порошка - 2,5% в количестве 90,00 кг. По результатам проведенных исследований, было выявлено несоответствие поставленного Товара обязательным условиям Контракта.
Согласно заключению эксперта N0050100225г АНО Центр экспертиз Торгово-промышленной палаты Нижегородской области от 01.04.2024, масло сливочное шоколадное с м.д.ж. 62% и массовой долей какао-порошка 2,5%, дата производства: 22.03.2024, изготовитель ООО "Вязниковский Молочный Край" по массовой долей жира не соответствует маркировке, требованиям ГОСТ 32899-2014, условиям Контракта, Приложения N1 "Техническое задание". В адрес Поставщика направлена претензия "Исх.N 370-07/24 от 02.04.2024).
Таким образом, ООО "Вязниковский Молочный Край" неоднократно допущено существенное нарушение Контракта, что влечет возникновение у МБУ "Дирекция по организации питания" права на односторонний отказ от исполнения Контракта от 11.03.2024 N92.24 на поставку продуктов питания (масло сливочное с вкусовыми компонентами)". На Заседании Комиссии Нижегородского УФАС России представители Заказчика пояснили аналогичную позицию, указав на ненадлежащее исполнение Обществом своих обязательств по Контракту. Из пояснений Общества следует: В период с 11.03.2024 года по дату расторжения контракта, исполнителем были исполнены обязательства на сумму 993 956,22 рублей, о чем свидетельствуют документы о приемки подписанные со стороны Заказчика, а именно: Документ о приемке N 00222 от 12.03.2024, Документ о приемке N 00243 от 15.03.2024, Документ о приемке N 00246 от 18.03.2024, Документ о приемке N 00268 от 22.03.2024, Документ о приемке N 00277 от 26.03.2024, Документ о приемке N 00282 от 27.03.2024, Документ о приемке N 00294 от 28.03.2024 Кроме того, Поставщиком в адрес Комиссии Нижегородского УФАС России представлен Протокол испытаний N33-94-21/00939-34 от 23.04.2024, подготовленный Испытательным лабораторным центром ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Владимирской области" в ходе которого установлено, что массовая доля жира соответствует техническому заданию и не является заниженной. Указанный факт также зафиксирован в протоколе испытаний ООО "Трансконсалтинг" N178Л/3-16.04/24 от 16.04.2024 г. Вместе с тем согласно официальным данным Единой информационной системы, стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств составляет 5 993 956,22 руб.
Также на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России представители Общества пояснили, что по всем заявкам, направленным Заказчиком до расторжения контракта, осуществлена поставка товара. Заседании Комиссии Нижегородского УФАС России представители Общества пояснили, что Общество имело намерение исполнить свои обязательства по Контракту в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления 6 считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом). Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 18.04.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обществом своих обязательств. 18.04.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы.
Дата надлежащего уведомления - 18.04.2024 (дата поступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в адрес общества посредством Единой информационной системы).
В соответствии со статьёй 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно письму ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18 первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым. В случае, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьёй 193 Гражданского кодекса Российской Федерации днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта должно было вступить в силу и контракт должен быть расторгнут заказчиком - 03.05.2024.
Действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере государственных и муниципальных закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков, а также бюджетных 7 учреждений от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Из анализа положений действующего законодательства в сфере государственных закупок следует, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участников закупок, выражающееся в неправомерном нарушении положений закона. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий государственного (муниципального) контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, указано, что санкция в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, несоизмеримые с совершенной ошибкой, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-Пи от 21.11.2002 N15-П, имеющей универсальный характер, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. При изложенных обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ООО "Вязниковский Молочный Край" в реестр недобросовестных поставщиков недостаточно. Руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Правилами, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
Сведения, представленные МБУ "Дирекция по Организации Питания" об ООО "Вязниковский Молочный Край", в реестр недобросовестных поставщиков не включать. 8 В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии И.В. Баранов Члены комиссии: А.А. Клевцова С.В. Ражев Исп.Ражев С.В. тел.+7(831)431-73-87 вн.052-703
2024-9906
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 13 мая 2024 г. N РНП 52-107-24-СВ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2024