Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Баранов И.В. - председатель комиссии, заместитель руководителя управления, - Ветров М.В. - член комиссии, заместитель начальник отдела контроля государственных и муниципальных закупок, - Ражев С.В. - член комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля государственных и муниципальных закупок, при участии посредством видеоконференцсвязи:
- Кочетовой Е.В. - представителя Администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области (доверенность б/н от 07.05.2024), - Кутыревой С.Н. - представителя Администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области (доверенность б/н от 07.05.2024), - Крайновой Г.В. - представителя Администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области (доверенность б/н от 07.05.2024), - Коровиной Е.Н. - представителя Администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области 2 (доверенность б/н от 07.05.2024), - Стожарова А.Н. - генерального директора ООО "ГК" Альянс-Стройпроект", - Горбылевой Т.И. - представителя ООО "ГК" Альянс-Стройпроект" (доверенность N1 от 08.05.2024), осуществив проверку по факту одностороннего отказа Администрацией Балахнинского муниципального округа Нижегородской области (далее также - заказчик) от исполнения контракта, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью ООО "Группа Компания "Альянс-Стройпроект" (далее также - ООО "ГК" Альянс-Стройпроект", общество) по результатам определения поставщика путём проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта по объекту закупки: "Выполнение работ по сносу аварийных расселенных многоквартирных домов, расположенных на территории Балахнинского муниципального округа Нижегородской области", номер извещения 0132600005523000240,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от заказчика поступили сведения о расторжении в одностороннем порядке контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения названного контракта, с целью внесения сведений об обществе в Реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Вместе с тем в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. В связи с этим, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Нижегородское УФАС России пришло к выводу о необходимости проведения проверки 3 по изложенному в обращении факту. Заслушав представителей сторон и изучив представленные документы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
1) 28.12.2023 в единой информационной системе и на сайте оператора электронной площадки - РТС-тендер - размещено извещение открытого конкурса в электронной форме. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 695 243,22 рублей.
2) В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.01.2024 NИЭОК1 общество и его заявка признаны соответствующими требованиям извещения об электронном аукционе и положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с названным протоколом аукционная комиссия заказчика приняла решение заключить контракт с ООО "ГК" Альянс-Стройпроект" по цене 7 500 000,00 рублей.
3) 29.01.2024 по результатам рассмотренного открытого конкурса в электронной форме между заказчиком и обществом заключен контракт, положениями которого предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4) Комиссией Нижегородского УФАС России установлено следующее. Разделом 1 Контракта определен предмет договора: "1.1.
Подрядчик по заданию Муниципального заказчика обязуется выполнить работы по сносу аварийных расселенных многоквартирных домов, расположенных на территории Балахнинского муниципального округа Нижегородской области (далее - работы), и передать полученные при выполнении работ результаты в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом, в сроки, установленные настоящим Контрактом.
1.2. Муниципальный заказчик обязуется при условии соблюдения Подрядчиком условий Контракта и приложений к нему принять и оплатить работы, указанные в п.1.1 настоящего Контракта.
1.3. Требования, предъявляемые к выполнению работ, виды и объемы работ определяются согласно следующих документов:
-проекта организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства (приложение N1-6 к муниципальному контракту);
-ведомости объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (приложение N7-12 к муниципальному контракту);
-сметы контракта (Приложение N13-18 к муниципальному контракту);
- графика выполнения работ (приложение N 19 к муниципальному контракту). 1.4.
Место выполнения работ: Балахнинский муниципальный округ Нижегородской области:
- г.Балахна, ул.Мазурова д.9А;
- г.Балахна, ул.Курзинская, д.5;
- г.Балахна, ул.Бумажников, д.20;
- г.Балахна, ул.Герцена, д.22; 4 - р.п.Гидроторф, ул.Центральная, д.18;
- д.Конево, ул.Победы, д.1. (далее - Объект/Объекты). 1.5.
Срок выполнения работ: Начало выполнения работ: с даты заключения Контракта. Окончание выполнения работ: не позднее 31.03.2024.
Работы по Контракту выполняются непрерывно. Муниципальный заказчик и Подрядчик, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, Контрактом, не вправе приостанавливать выполнение работ.
1.6. Сроки начала и окончания работ являются исходными для определения имущественных санкций в случае нарушения Подрядчиком сроков производства работ и исполнения обязательств по настоящему Контракту.
1.7. Подрядчик не имеет права на продление срока выполнения работ в случае выполнения работ, связанных с устранением недостатков (дефектов). 1.8.
Никакие задержки и нарушения не могут служить основанием требования Подрядчика о продлении сроков выполнения работ, за исключением случаев, специально оговоренных в настоящем Контракте или дополнительных соглашений". Из представленных в адрес Комиссии Нижегородского УФАС России следует: По мнению Общества, в ходе выполнения работ по Контракту, установлено, что после демонтажных работ на объектах, объем образовавшегося строительного мусора, превышает объемы, предусмотренные локально-сметными расчетами по объектам, о чем Общество уведомляло Заказчика письмами 06-02.2024 от 06.02.2024, 08-02.2024 от 08.02.2024, 21.02-2024 от 21.02.2024.
Кроме того, из пояснений Общества следует, что работы по Контракту приостановлены ввиду возникновения обстоятельств, делающих дальнейшее продолжение работ невозможным, до принятия решения по вопросу неучтенного сметами объема строительного мусора. ООО "ГК" Альянс-Стройпроект" 21.02.2024 направляло письма 23-02.2024, 24- 02.2024 Заказчику для направления представителя на объекты г.Балахна ул.Мазурова д.9ЭА, р.п. Гидроторф, ул. Центральная, д.18, с целью фиксации объёмов строительного мусора, однако, ответа на эти письма не были получены, представители от заказчика на объектах отсутствовали. Из позиции Заказчика следует, что объемы строительного мусора в локально- сметных расчетах учтены полностью. Однако, по мнению Общества объем вывезенного мусора превышает, объемы, указанные в смете. Из позиции Общества следует, что письмами N 28-02.2024 от 28.02.2024 и N29- 02.2024 от 29.02.2024 заказчику предоставлены отчеты от перевозчика с личного кабинета системы спутникового мониторинга, где подтверждается количество рейсов по адресам:
г.Балахна ул.Мазурова д.9А было вывезено 50 рейсов 35-кубовых автомобилей, р.п. Гидроторф, ул. Центральная, д.18 - 16 рейсов 35-кубовых автомобилей. Кроме того, письмом N21-02.2024 от 21.02.2024 ООО "ГК" Альянс-Стройпроект" - направило Муниципального заказчику проект дополнительного соглашения об увеличении цены контракта, на что Общество получило отказ с указанием от Заказчика факта полноты и достоверности сведений, отраженных в смете. Письмами N13.02-2024 от 13.02.2024, N22.02-2024 от 21.02.2024 Заказчик уведомлен о приостановке работ по объектам, расположенным по адресам:
г.Балахна, 5 ул.Курзинская, д.5 и ул.Бумажников, д.20, так как они находятся в непосредственной близости к действующим сетям ЦО и ГВС и работы по их демонтажу могут повреждению и выходу из строя трубопроводов теплоснабжения. Ввиду указанного факта, Общество обращалось к Заказчику с предложением о внесении изменений в проектно-сметную документацию, однако, изменений не последовало. Заседании Комиссии Нижегородского УФАС России представители Общества пояснили, что Общество имело намерение исполнить свои обязательства по Контракту в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, 6 имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом). Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 17.04.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обществом своих обязательств. 17.04.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы.
Дата надлежащего уведомления - 17.04.2024 (дата поступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в адрес общества посредством Единой информационной системы).
В соответствии со статьёй 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно письму ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18 первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым. В случае, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьёй 193 Гражданского кодекса Российской Федерации днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта должно было вступить в силу и контракт должен быть расторгнут заказчиком - 02.05.2024.
Действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе. 7 Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере государственных и муниципальных закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков, а также бюджетных учреждений от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Из анализа положений действующего законодательства в сфере государственных закупок следует, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участников закупок, выражающееся в неправомерном нарушении положений закона. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий государственного (муниципального) контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, указано, что санкция в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, несоизмеримые с совершенной ошибкой, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-Пи от 21.11.2002 N15-П, имеющей универсальный характер, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и 8 ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. При изложенных обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ООО "ГК" Альянс- Стройпроект" в реестр недобросовестных поставщиков недостаточно. Руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Правилами, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
Сведения, представленные Администрацией Балахнинского муниципального округа Нижегородской области об ООО "ГК" Альянс-Стройпроект", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии И.В. Баранов Члены комиссии: М.В. Ветров С.В. Ражев Исп.Ражев С.В. тел.+7(831)431-73-87 вн.052-703
2024-9999
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 13 мая 2024 г. N РНП 52-110-24-СВ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2024