Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Инспекция Курганского УФАС России) в составе: Руководитель Инспекции - Иванова А.В. - Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области; Члены Инспекции: Голубь И.А. - старший государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Чеботина М.П. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области; с участием в заседании Инспекции Курганского УФАС России посредством видеоконференцсвязи представителей: заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Петуховская средняя общеобразовательная школа имени героя Советского союза Якова Сергеевича Кулишева" (далее - МБОУ "Петуховская СОШ им. героя Советского союза Я.С. Кулишева", Заказчик) Рыбниковой А.С., действующей на основании доверенности б/н от 24.04.2024, уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" (далее - ГКУ "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области", Уполномоченное учреждение) Колдина А.Н., действующего на основании доверенности N 2 от 22.04.2024, проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку компьютерной техники (монитор, клавиатура, компьютерная мышь) на объект: "Капитальный ремонт здания МБОУ "Петуховская СОШ", расположенного, по адресу: Курганская область, г. Петухово, ул. Чапаева, 64" (номер извещения 0843500000224001723), руководствуясь положениями статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля), во исполнение приказа Курганского УФАС России N 45/24 от 23.04.2024,
УСТАНОВИЛА:
Подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе определено, что контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 этой статьи, с учетом части 4 статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля. Пунктом 5.3.7 Положения о федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (далее - Положение) определено, что Федеральная антимонопольная служба осуществляет в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, плановые и внеплановые проверки соблюдения заказчиком, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно Положению о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденном Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 (далее - Положение о территориальном органе), территориальный орган Федеральной антимонопольной службы имеет право осуществлять в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, проверки соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получать от них необходимые документы, информацию, объяснения в письменной или устной форме, обращаться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий (пункт 7.3 Положения о территориальном органе). Пункт 7.5 Положения о территориальном органе предусматривает право данного органа осуществлять в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, внеплановые проверки соблюдения заказчиком, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок для федеральных нужд территориальных органов федеральных органов государственной власти, уполномоченных ими получателей бюджетных средств, для нужд субъектов Российской Федерации и для муниципальных нужд, а также бюджетными учреждениями либо иными юридическими лицами в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Часть 15 статьи 99 Закона о контрактной системе гласит, что контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
1) получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) субъектов контроля. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;
2) получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
3) истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 этой статьи предписания;
4) получение обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
5) получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В рамках выполнения функций по контролю в сфере закупок, а также в связи с поступлением в адрес Курганского УФАС России обращения МБОУ "Петуховская СОШ им. героя Советского союза Я.С. Кулишева", в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства о контрактной системе Заказчиком при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона (извещение N 0843500000224001723).
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки, Инспекцией Курганского УФАС России установлено следующее. Из обращения Заказчика следует, что ГКУ "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" 28.03.2024 было размещено извещение N 0843500000224001723 о проведении электронного аукциона на поставку компьютерной техники (монитор, клавиатура, компьютерная мышь) на объект: "Капитальный ремонт здания МБОУ "Петуховская СОШ", расположенного по адресу: Курганская область, г. Петухово, ул. Чапаева, 64". Начальная максимальная цена контракта - 251 693,20 рублей. Подача заявок с 28.03.2024 по 08.04.2024, проведение аукциона - 08.04.2024, протокол подведения итогов от 09.04.2024.
Извещением были установлены условия допуска в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) и ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 878).
На участие в электронном аукционе было подано 7 заявок, из них допущено 7 заявок, снижение составило 30,77% победил участник, заявке которого присвоен первый порядковый номер: участник с идентификационным номером 123, ценовое предложение которого составляет 174 241,45 рублей. Страна происхождения, указанная в заявке победителя - Китайская Народная Республика. Среди участников были поданы заявки с указанием страны происхождения - Российская Федерация. При направлении проекта контракта победителю электронного аукциона, Заказчиком были рассмотрены заявки и ввиду отсутствия декларирования страны происхождения в произвольной форме в других заявках, в которых в первых частях в структурированном виде указана страна происхождения - Российская Федерация, Заказчик направил проект контракта по цене, предложенной победителем электронного аукциона, без применения условия допуска в соответствии с Приказом N 126н. В связи с изложенным в своем обращении Заказчик просит контрольный орган в сфере закупок выдать предписание для устранения нарушений законодательства о контрактной системе. В ходе изучения материалов дела и оценки полученных пояснений, в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено следующее. 28.03.2024 на официальном сайте ЕИС в сети Интернет Уполномоченным учреждением опубликовано извещение N 0843500000224001723 о проведении электронного аукциона на поставку компьютерной техники (монитор, клавиатура, компьютерная мышь) на объект: "Капитальный ремонт здания МБОУ "Петуховская СОШ", расположенного, по адресу: Курганская область, г. Петухово, ул. Чапаева, 64". Начальная (максимальная) цена контракта составляет 251 693,20 рублей. Заказчиком является: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Петуховская средняя общеобразовательная школа имени героя Советского союза Якова Сергеевича Кулишева".
Дата и время окончания срока подачи заявок: 08.04.2024 07:00 (МСК+2).
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 10.04.2024. 09.04.2024 в 13:00 (МСК+2) в извещении размещен Протокол подведения итогов электронного аукциона N 0843500000224001723, согласно которому по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подано 7 заявок, все соответствуют требованиям. На момент проведения внеплановой проверки контракт не заключен. Оценивая доводы Заказчика, изложенные в обращении, а также документы, представленные Заказчиком, Уполномоченным учреждением, приобщенные к материалам дела по проведению внеплановой проверки, Инспекция Курганского УФАС России приходит к следующим выводам. Основной целью Закона о контрактной системе является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении установленных этим законом ограничений. Целью же проведения аукциона является приобретение товара (работы, услуги), отвечающего в наибольшей степени необходимым заказчику характеристикам.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 этой статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, гласит, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. В части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, перечислен перечень сведений, которые должны быть указаны в извещении при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов, среди которых информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Федерального закона. Часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, прямо указывает на то какие именно электронные документы должны быть размещены в составе извещения об осуществлении закупки, в том числе: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом и инструкция по ее заполнению; проект контракта. В извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0843500000224001723 установлены следующие ограничения и условия допуска в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе: условие допуска - участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018; ограничение допуска - Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 этой статьи. Пунктом 1 Приказа N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к Приказу N 126н.
В соответствии с пунктом 1.3 Приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза. Пунктом 2 Приказа N 126н установлено, что положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 данного приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
б) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза;
в) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
г) в отношении товаров, указанных в Приложениях, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона.
Согласно извещению объектом закупки является поставка следующего товара: монитор, клавиатура, компьютерная мышь. Код двух позиций Описания объекта закупки соответствует коду ОКПД2 26.20.16, который включен в Приложения к Приказу N 126н: Устройства ввода или вывода, содержащие или не содержащие в одном корпусе запоминающие устройства. Третья позиция Описания объекта закупки соответствует коду ОКПД2 26.20.17, который также перечислен в Приложениях к Приказу N 126н: Мониторы и проекторы, преимущественно используемые в системах автоматической обработки данных.
На основании пункта 1.6 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара. Инспекция Курганского УФАС России, проанализировав представленные документы, установила, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.04.2024 на участие в аукционе подано 7 заявок, все допущены комиссией по осуществлению закупок до участия в рассматриваемом аукционе:
1. Идентификационный номер заявки 123 - страна происхождения товара - Китайская Народная Республика;
2. Идентификационный номер заявки 44 - страна происхождения товара - Китайская Народная Республика, Российская Федерация;
3. Идентификационный номер заявки 23 - страна происхождения товара - Российская Федерация;
4. Идентификационный номер заявки 163 - страна происхождения товара - Китайская Народная Республика;
5. Идентификационный номер заявки 79 - страна происхождения товара - Российская Федерация;
6. Идентификационный номер заявки 122 - страна происхождения товара - Китайская Народная Республика;
7. Идентификационный номер заявки 140 - страна происхождения товара - Российская Федерация. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в этой статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 этой статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном данной статьей.
На основании пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 данной статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Федерального закона. Исходя из содержания подпункта "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Федерального закона, который должен содержать, в том числе цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.04.2024 победителем аукциона признан участник с предложением цены контракта - 174 241,45 рублей. Как было установлено Комиссией Курганского УФАС России, данный победитель предлагает к поставке товар со странами происхождения товара Китайская Народная Республика. Следовательно, в силу положений подпункта 1.3 пункта 1 Приказа N 126н, контракт подлежит заключению с участником закупки с идентификационным номером 123, по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной этим участником. Из представленных материалов дела установлено, что победителем закупки и Заказчиком заключается контракт на поставку компьютерной техники (монитор, клавиатура, компьютерная мышь) на сумму 174 241,45 рублей. Следовательно, контракт должен заключаться между МБОУ "Петуховская СОШ им. героя Советского союза Я.С. Кулишева" и участником с идентификационным номером 123 по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной суммы в размере - 174 241,45 рублей.
На основании вышеизложенного, Инспекция Курганского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях МБОУ "Петуховская СОШ им. героя Советского союза Я.С. Кулишева" содержатся признаки нарушения подпункта "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе и административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Иных нарушений в действиях Заказчика Инспекцией Курганского УФАС России не установлено. Исследовав информацию и сведения, размещенные в ЕИС, руководствуясь подпунктом "а" пункта 19 раздела V Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, статьей 99 Закона о контрактной системе, Инспекция Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. В результате проведения внеплановой камеральной проверки в действиях Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Петуховская средняя общеобразовательная школа имени героя Советского союза Якова Сергеевича Кулишева" при осуществлении закупки (извещение N 0843500000224001723) выявлены нарушения подпункта "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику - Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Петуховская средняя общеобразовательная школа имени героя Советского союза Якова Сергеевича Кулишева" предписание об устранении нарушения.
3. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административных производств.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев. Руководитель Инспекции / А.В. Иванова Члены Инспекции: / И.А. Голубь / М.П. Чеботина
2024-1559
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 6 мая 2024 г. N 045/10/99-209/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2024