Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе: Заместитель Председателя Комиссии:
- Иванова А.В. - Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены Комиссии: Колпакова А.Ю. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Чеботина М.П. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, при участии в заседании Комиссии представителей: Уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" (далее - ГКУ "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области", Уполномоченное учреждение) Колдина А.Н., действующего на основании доверенности N 2 от 22.04.2024, Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "ЭЛИТСТРОЙСЕРВИС" (далее - ООО "ЭЛИТСТРОЙСЕРВИС", Заявитель, Общество) Гайсиной С.М., действующего на основании доверенности б/н от 08.05.2024 (участвовал посредством видеоконференцсвязи), Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Кургангазсеть" (далее - ГБУ "Кургангазсеть", Заказчик) Лешенка А.А., согласно приказу от 13.05.2024 N 134-к исполняет обязанности директора ГБУ "Кургангазсеть", рассмотрев жалобу ООО "ЭЛИТСТРОЙСЕРВИС" на действия Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Кургангазсеть" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку и установку блочно- модульных котельных, ПНР (проведение пуско-наладочных работ) (извещение N 0843500000224002223) и проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение), Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу пункта 3 Положения, Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением.
Согласно пункту 5.3.1.12 Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 5.3.9 Положения, ФАС России рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки и приостанавливает определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Положения, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пункту 6.1.7 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 08.05.2024 в адрес Курганского УФАС России из Федеральной антимонопольной службы поступила жалоба ООО "ЭЛИТСТРОЙСЕРВИС" (вх. N 1986-ЭП/24) на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку и установку блочно-модульных котельных, ПНР (проведение пуско- наладочных работ) (извещение N 0843500000224002223).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе. Жалоба ООО "ЭЛИТСТРОЙСЕРВИС" принята Курганским УФАС России к рассмотрению в части проверки действий следующих субъектов контроля: Заказчик, Уполномоченное учреждение, комиссия по осуществлению закупок. В жалобе Заявитель указывает, что действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика нарушают положения статьи 43 Закона о контрактной системе, а отклонение заявки по формальным причинам является неправомерным и незаконным. Заявка Общества была отклонена по следующим основаниям: "В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона 44-ФЗ заявка участника отклоняется на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Федерального закона 44-ФЗ: не представлена информация, формируемая с использованием электронной площадки, о характеристиках предлагаемого участником закупки товара, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона 44- ФЗ и извещением об осуществлении закупки, а именно: участником закупки не представлены характеристики "Общекотельная автоматика и электрика 1", "Общекотельная автоматика и электрика 2" соответствующие извещению о проведении электронного аукциона.
В силу пункта 31 дополнительных требований, предъявляемых к операторам электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 года N 656, характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона 44-ФЗ, формируются с использованием электронной площадки". Заявитель считает отклонение его заявки противоречащим нормам Закона о контрактной системе, поскольку полностью заполнил все характеристики, но ввиду ограничений площадки по объему символов до 2000 символов, был вынужден загрузить их отдельным файлом, что подтверждается скриншотом. В связи с невозможностью предоставить значение характеристики по "Общекотельная автоматика и электрика" на электронной торговой площадке более 2000 символов, предоставление значения характеристики по пунктам 28.1 и 28.2 Описания объекта закупки предоставлено отдельным файлом в составе заявки. Заявитель просит признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение требований Закона о контрактной системе в части принятия решения об отклонении заявки Общества незаконным и необоснованным; признать заявку ООО "ЭЛИТСТРОЙСЕРВИС" соответствующей извещению электронного аукциона с идентификационным кодом закупки 242450111455045010100100110012530244; выдать предписание на устранение нарушений; провести внеплановую проверку.
В соответствии с частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы, по существу.
В соответствии с данной нормой права Курганским УФАС России у Заказчика, Уполномоченного учреждения были запрошены письменные пояснения с правовым и документальным обоснованием по доводам жалобы Заявителя. Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения с доводом жалобы не согласились, считают действия комиссии законными и полностью соответствующими действующему законодательству. Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 12.04.2024 на официальном сайте ЕИС в сети Интернет ГКУ "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" опубликовано извещение N 0843500000224002223 об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку и установка блочно-модульных котельных, ПНР (проведение пуско-наладочных работ). Начальная (максимальная) цена контракта составляет 142 505 017,83 рублей. Заказчиком является: Государственное бюджетное учреждение "Кургангазсеть".
Дата и время окончания срока подачи заявок: 26.04.2024 07:00 (МСК+2).
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 02.05.2024.
Комиссией Курганского УФАС России установлено в извещение рассматриваемой закупки после опубликования дважды вносились изменения: 18.04.2024 и 22.04.2024. 02.05.2024 в 17:33 (МСК+2) в извещении размещен Протокол подведения итогов электронного аукциона N 0843500000224002223, согласно которому по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подано две заявки, одна из которых признана комиссией по осуществлению закупок не соответствующей требованиям извещения. На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен. Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Уполномоченным учреждением приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам. Основной целью Закона о контрактной системе является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении установленных этим законом ограничений.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, определено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Конкурентными способами являются:
1) конкурсы открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
2) аукционы открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
3) запрос котировок в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе). В части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе указано, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Федеральным законом, должна содержать: предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака). Комиссия Курганского УФАС России проанализировав заявку участника (Заявителя) установила, что Обществом не представлены такие характеристики товара как "Общекотельная автоматика и электрика 1", "Общекотельная автоматика и электрика 2", перечисленные в Описании объекта закупки. Относительно довода Заявителя об отсутствии технической возможности указания значений этих характеристик в связи с ограниченностью количества символов в поле для заполнения значения показателя характеристики в структурированной форме заявки, Комиссией контрольного органа в сфере закупок установлено следующее.
В соответствии с поступившим запросом разъяснений N 39428 о том, что в Описании объекта закупки характеристики указаны не в полном объем, Заказчиком 19.04.2024 в 17:18 (МСК+2) в извещении размещены разъяснения о том, что в Техническое задание (Описание объекта закупки) будут внесены изменения. 22.04.2024 в извещение о проведении электронного аукциона N 0843500000224002223 внесены изменения, в том числе в части Описания объекта закупки. Комиссией Курганского УФАС России установлено, что Описание объекта закупки (Техническое задание) после внесения изменений дополнено пунктами 28.1 и 28.2 Общекотельная автоматика и электрика, которых в предыдущей редакции не было. В структурированной форме Описания объекта закупки также добавлены данные пункты. Из пояснений представителя Заказчика следует, что указанные изменения были внесены для возможности участникам указать конкретные значения по этим характеристикам. Комиссия отмечает, что скриншот представленный Обществом в составе жалобы не содержит информации о том, когда именно и какого числа он сделан. Вместе с тем, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что ООО "ЭЛИТСТРОЙСЕРВИС" подало заявку на участие в электронном аукционе 24.04.2024 в 21:34:13, то есть после внесения Заказчиком изменений в извещение. Комиссия проанализировав заявку Общества, установила, что пункты 28.1 и 28.2 Общекотельная автоматика и электрика 1 и Общекотельная автоматика и электрика 2 Заявителем не заполнены. Комиссия Курганского УФАС России проанализировала и заявку второго участника рассматриваемого электронного аукциона и установила, что заявка N 663053 подана 25.04.2024 в 20:15:30, в данной заявке заполнены пункты 28.1 и 28.2. Заявка участника 663053 соответствует требованиям извещения рассматриваемой закупки.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1-8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, поскольку Обществом в заявке на участие в закупке, не представлены характеристики "Общекотельная автоматика и электрика 1", "Общекотельная автоматика и электрика 2" соответствующие извещению о проведении электронного аукциона, заявка ООО "ЭЛИТСТРОЙСЕРВИС" была признана комиссией по осуществлению закупок несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе и извещения об осуществлении закупки. Кроме того, в соответствии с пояснениями представителя Уполномоченного учреждения Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, при проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона о контрактной системе соответственно.
Согласно пункту 31 Требований к операторам электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона о контрактной системе соответственно. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте единой информационной системы) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, информация в характеристиках поставляемого товара указывается именно в структурированной заявке, которая формируется с использованием функционала электронной площадки.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В рассматриваемом Комиссией Курганского УФАС России случае Заявителем не представлено объективных и однозначных доказательств обоснованности доводов жалобы. В связи с вышеизложенным, жалоба Общества признана Комиссией Курганского УФАС России, необоснованной. В ходе проведения внеплановой проверки в действиях субъектов контроля: Заказчика, комиссии по осуществлению закупок, Уполномоченного учреждения нарушений Закона о контрактной системе, не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами осуществления контроля в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЭЛИТСТРОЙСЕРВИС" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев, с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Заместитель Председателя Комиссии / А.В. Иванова Члены Комиссии: / А.Ю. Колпакова / М.П. Чеботина
2024-1618
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 13 мая 2024 г. N 045/06/49-236/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2024