Комиссия Орловского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии Бочкова С.А., заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии: Торшиной О.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Мацневой С.В., специалиста 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, в отсутствии представителя заявителя: ООО "Брокер Групп" (далее - Заявитель), извещенного надлежащим образом, в присутствии представителей заказчика: Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ Упрдор Москва-Харьков, Заказчик) Болдыревой Е.В., рассмотрев с использованием сервиса видеоконференций TrueConf жалобу ООО "Брокер-Групп" на действия комиссии Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Устройство слоев износа из ЩМА на автомобильной дороге Р-298 Курск - Воронеж - автомобильная дорога Р-22 "Каспий" на участке км 403 + 747 - км 403+907, Воронежская область, извещение N 0354100008424000021 (далее - Конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон),
У С Т А Н О В И Л А:
В жалобе Заявитель указал, что Заказчик разработал извещение о проведении аукциона не соответствующее требованиям Закона, а именно: в нарушение требований части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона Заказчиком в извещении установлены требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона и исчерпывающего перечня документов, подтверждающих соответствие участника закупки такому требованию. Представитель Заказчика согласился с доводом жалобы и пояснил, что при формировании извещения по спорной закупке должностным лицом Заказчика была допущена техническая ошибка путем установления требования о соответствии участника позиции 18 раздела III приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В результате рассмотрения жалобы Комиссия
установила
следующее. 1.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе zakupki.gov.ru - 16.04.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 633 755,00 рублей;
4) дата окончания срока подачи заявок - 02.05.2024;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 06.05.2024;
6) По окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона Конкурс признан несостоявшимся.
2. По доводу, изложенному в жалобе.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования). Частью 2 статьи 31 Закона установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта. Постановлением N 2571 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
В соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571 указано, что при проведении работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги должны предъявляться дополнительные требования, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Согласно Извещения Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки: Требования к участникам 1.
Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 1.1 Требования в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 Дополнительные требования Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию 2.
Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 3.
Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ В абзаце 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 указано, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно Извещения начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 633 755,00 рублей. Частью 6 статьи 31 Закона определено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, в действиях Заказчика, сформировавшего Извещение, противоречащее требованиям Закона, а именно: установление требования о наличии у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с Постановлением N 2571, содержатся нарушение части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона. Как следовало из пояснений представителя Заказчика, должностным лицом Заказчика при формировании извещения по спорной закупке была допущена техническая ошибка путем установления требования о соответствии участника закупки позиции 18 раздела III приложения к Постановлению N 2571 (ошибочно проставлена галочка по требованиям части 2 статьи 32 Закона). Но при этом, как пояснил представитель Заказчика, Заказчиком в приложении к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" не установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям позиции 18 раздела III приложения к Постановлению N 2571.
В силу части 5 статьи 42 Закона любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В силу части 1 статьи 8 Закона установлено, что любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Вместе с тем, ни ООО "Брокер Групп" (далее также - Общество), ни иным участником закупки запрос о даче разъяснений положений Извещения не подавался, в связи с чем, по мнению представителя Заказчика, отсутствуют основания для вывода о наличии у неопределенного круга лиц какой-либо заинтересованности стать поставщиком в спорной закупке. В связи с вышеизложенным, учитывая, что ошибочно установленное, по мнению представителя Заказчика, требование не привело к отклонению заявок, поданная заявка на участие в спорном конкурсе была признана соответствующей требованиям извещения, действия отсутствуют основания для выдачи предписания и отмены результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Вместе Комиссия Управления, вопреки доводам представителя Заказчика, отмечает, что установление в Извещении дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 2571 относится к условиям допуска или отклонения заявки. Пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона определено, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно подпункта "и" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки осуществляют возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случаях, в том числе: отсутствия в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, информации и документов участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона (при осуществлении закупки, в отношении участников которой в извещении об осуществлении закупки установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 или 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона).
Таким образом, установление Заказчиком неправомерного требования о наличии у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с требованиями Постановления N 2571 привело к тому, что оператор электронной площадки в течении одного часа с момента получения заявки участника закупки у которого отсутствует опыт, предусмотренный Постановлением N 2571, осуществляет действия по возврату такой заявки. Следовательно, указанные действия Заказчика прямо и непосредственно влияют на порядок подачи заявок на участие в Конкурсе, на порядок его проведения и определение победителя закупки. В связи с указанными обстоятельствами, основания для невыдачи предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о закупках не имеется.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Таким образом, Комиссия отмечает, что также вопреки доводам Заказчика, подача запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, является именно правом участника закупки (таким же как подача жалобы), а не его обязанностью. В связи с чем, неподача участником закупки (заявителем, иным лицом) запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, не может нивелировать в данном случае необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений Закона. В связи с чем Комиссия Управления принимает решение о выдаче предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о закупках путем внесения изменений в Извещение.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Брокер Групп" признать обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона.
3. Заказчику приостановление определения поставщика отменить.
4. Выдать Заказчику, комиссии Заказчику, Оператору ЭП предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о закупках путем внесения изменений в Извещение.
5. Передать материалы дела N 057/06/31-219/2024 должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Председатель комиссии С.А. Бочков Члены комиссии: О.А. Торшина С.В. Мацнева На основании части 9 статьи 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
2024-1841
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 8 мая 2024 г. N 057/06/31-219/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2024