Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении заказчика в лице ГБУ ТО "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов" на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) по факту поступившего обращения ГБУ ТО "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов" (вх.N 5376/24 от 07.05.2024) в рамках проведения электронного аукциона на поставку шин пневматических для грузовых автомобилей (реестровый номер закупки 0167200003424002391).
Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта "а" пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Заседание Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводилось дистанционно с использованием плагина видеоконференции True Conf.
Место проведения внепланового контрольного мероприятия: г. Тюмень, ул. Холодильная д. 58а, 4 этаж, кабинет 401.
Уведомлением Тюменского УФАС России (исх.N ЮВ/3157/24 от 07.05.2024) определена дата и время проведения внеплановой проверки: 13.05.2024, 11 часов 00 минут.
Внеплановая проверка проводится в отсутствие представителей сторон.
Комиссия Тюменского УФАС России в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом "д" пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступило обращение заказчика в лице ГБУ ТО "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов" (вх.N 5376/24 от 07.05.2024) в котором указывается, что по результатам проведения закупки с реестровым номером извещения 0167200003424002391 победителем признано ООО "Тендертайер", при формировании заказчиком структурированного проекта контракта в личном кабинете ЕИС в сфере закупок возникла системная ошибка - не "подгрузились" сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) и товаре из структурированной заявки, что не позволило заказчику сформировать в ЕИС в сфере закупок проект контракта и как следствие направить его для подписания победителю закупки, что подтверждается приложенным к обращению официальным ответом службы технической поддержки ЕИС в сфере закупок.
Оператором электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (исх.N 2683-Д/24 от 08.05.2024) на ранее направленный запрос Тюменского УФАС России исх.N ЮВ/3157/24 от 07.05.2024 представлены в электронном виде все заявки участников закупки, которые приобщены к материалам дела.
Пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что единая информационная система содержит каталог, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе, наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.
Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Согласно материалам дела, Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку шин пневматических для грузовых автомобилей (реестровый номер закупки 0167200003424002391), в интересах заказчика ГБУ ТО "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов". Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 546 800,00 рублей. Оператор электронной площадки: АО "Единая электронная торговая площадка".
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать в том числе, информацию, предусмотренную пунктом 5 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Участником закупки с учетом информации содержащейся в структурированной форме извещения об осуществлении закупки (включая характеристики объекта закупки, примененный к описанию объекта закупки код ОКПД 2, код позиции КТРУ включающей код ОКПД 2) формируется структурированная заявка. После определения победителя закупки, ЕИС в сфере закупок автоматически переносит необходимую информацию из структурированной формы извещения об осуществлении закупки, а также структурированной формы заявки участника закупки в структурированный контракт.
Заказчиком в ЕИС в сфере закупок размещены разъяснения извещения об осуществлении закупки 08.04.2024 17:07 (МСК+2) согласно которым, принято решение о внесении изменений в извещение об осуществлении закупки.
В предыдущей редакции описания объекта закупки по закупаемому товару: шина пневматическая для грузовых автомобилей применен код позиции КТРУ 22.11.13.110-0000021, после внесения изменений в извещение об осуществлении закупки, а именно, в описание объекта закупки по закупаемому товару: шина пневматическая для грузовых автомобилей применен другой код позиции КТРУ 22.11.13.110-0000023. Изменения в извещение об осуществлении закупки размещены заказчиком после 08.04.2024 с соблюдением сроков предусмотренных Законом о контрактной системе.
По результатам изучения заявки победителя закупки ООО "Тендертайер" (идентификационный номер заявки 601758) и информации предоставленной оператором электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" установлено, что победитель закупки сформировал 05.04.2024, время: 10:01:48 (+03:00 МСК) структурированную заявку на позицию закупаемого товара: шина пневматическая для грузовых автомобилей по указанному на тот момент в извещении об осуществлении закупки коду позиции КТРУ 22.11.13.110-0000021.
Следовательно, после внесения заказчиком изменений в извещение об осуществлении закупки непосредственно после 08.04.2024 путем указания по закупаемой позиции товара новой позиции КТРУ 22.11.13.110-0000023, ранее поданная 05.04.2024 с соблюдением установленного срока заявка победителя закупки ООО "Тендертайер" (то есть, до внесения заказчиком соответствующих изменений в извещение об осуществлении закупки), содержащая по закупаемому товару ранее примененный код позиции КТРУ 22.11.13.110-0000021 привела к технической невозможности формирования проекта контракта и как следствие, технической невозможности заключения контракта с учетом информации о коде позиции КТРУ содержащейся в ранее поданной заявке победителя закупки ООО "Тендертайер", и в дальнейшем измененном заказчиком извещении об осуществлении закупки.
Факт существования указанной технической ошибки подтверждается письмом службы технической поддержки ЕИС в сфере закупок N DS-1747670 от 26.04.2024, 23:06 (приложенным в составе поступившего в Тюменское УФАС России обращения заказчика) в адрес которой заказчик ранее направлял соответствующее обращение в целях разрешения сложившейся ситуации, в котором, служба технической поддержки ЕИС в сфере закупок рекомендовала заказчику обратиться в контрольный орган в сфере закупок для выдачи предписания на отмену закупки и проведения новой процедуры закупки.
Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе непосредственно в действиях заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки на стадии заключения контракта, поскольку допущенное нарушение требований части 1 статьи 34, подпункта "а" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе вызвано подтвержденным службой технической поддержки ЕИС в сфере закупок фактом существования технической ошибки.
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 предусмотрено, что в случае, если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки выдает предписание
на основании принятого комиссией (инспекцией) решения по результатам проведения внеплановой проверки. При этом комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае:
а) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые были допущены субъектами контроля при определении ими поставщика (подрядчика, исполнителя), если контракт заключен.
Учитывая существенный характер допущенного нарушения законодательства о контрактной системе, а также очевидный характер технической невозможности заключения контракта Комиссия Тюменского УФАС решила выдать в адрес заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание об отмене (аннулировании) процедуры закупки и проведения новой процедуры закупки.
Учитывая изложенное, руководствуясь подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подпунктом "е" пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки установлено нарушение части 1 статьи 34, подпункта "а" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
2. Выдать в адрес заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание.
3. Не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием правовых оснований.
Настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде, в течение трех месяцев в установленном действующим законодательством порядке.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 13 мая 2024 г. N 12-ВП/2024 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - ктру - оператор электронных площадок - проведение внеплановой проверки)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2024