Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "Десепта Груп" на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинского изделия: система на основе полимеров для адсорбции (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003424003056),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении вышеуказанного запроса котировок в электронной форме.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из доводов жалобы следует, что описанию объекта закупки соответствует Система на основе полимеров для адсорбции цитокинов CytoSorb, производства США, что ведет к ограничению количества участников закупки, а также невозможности поставки иного товара для адсорбции цитокинов.
Заказчик не согласился с доводами заявителя, полагает, что описание объекта закупки не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, сформировано на основании потребности лечебного учреждения.
В заседании Комиссии представитель заказчика сообщил, что Система на основе полимеров для адсорбции цитокинов будет применятся при трансплантации органов (печень, сердце). Специалисты ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" прошли соответствующее обучение и имеют навыки работы по оказанию медицинской помощи непосредственно с использованием Системы на основе полимеров для адсорбции цитокинов CytoSorb, производства США и соответственно у учреждения имеется опыт работы при трансплантации только с указанной Системой, что в рассматриваемом случае и определило выбор в пользу Системы CytoSorb. При этом у врачей ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" не имеется опыта работы с другими системами (колонками) для адсорбции цитокинов, в связи с чем и приобретается непосредственно Система на основе полимеров для адсорбции цитокинов CytoSorb, производства США. Системы на основе полимеров для адсорбции цитокинов CytoSorb, производства США находится в свободной продаже, что подтверждается письмом от 02.05.2024 компании Цитосорбентс Европа ГмбХ, производителя медицинских изделий под торговой маркой CytoSorb.
Кроме того, из письменных пояснений заказчика следует, что описанию объекта закупки также соответствует продукция другого производителя: Картридж для гемоперфузии одноразовый стерильный серии НА, производства Джафрон Биомедикал Ко.Лтд, Китай, РЗН 2020/9652 от 14.02.2020.
Представитель уполномоченного органа позицию заказчика поддержал, с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению. Указал, что при описании объекта закупки заказчик исходил из необходимости приобретения медицинского оборудования с характеристиками, отражающими опыт его использования, обеспечивающими высокое качество оказания медицинской помощи, необходимыми эксплуатационными качествами оборудования.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, заказчика, уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Управлением государственных закупок Тюменской области на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок 24.04.2024 г. размещено извещение об осуществлении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинского изделия: Системы на основе полимеров для адсорбции цитокинов CytoSorb в интересах заказчика- ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" с начальной (максимальной) ценой контракта 840 000,00 рублей.
По условиям извещения об осуществления закупки заказчику (Описание объекта закупки (Приложение N 1) требуется: Системы на основе полимеров для адсорбции цитокинов CytoSorb стерильная, 5 шт.
Метод работы адсорбера: удаление субстанции из цельной крови путем адсорбции;
Промывка: методом гравитации без использования насосов крови.
Картридж не требует предварительной антикоагуляции перед началом работы;
Объем контейнера с адсорбентом 300 см3;^мл;
Максимальный предел давления картриджа 750 мм рт ст;
Картридж обеспечивает возможность работать на скоростях кровотока при использовании на аппаратах экстракорпоральной мембранной оксигенации, искусственного кровообращения- 700 мл/мин;
Картридж обеспечивает возможность работать на скоростях кровотока при использовании на аппаратах продленной заместительной почечной терапии 100(пЗПТ), мл/мин;
Продолжительность работы одного картриджа - часов в сутки.
Возможность применения в отделениях экстракорпоральных методов лечения, интенсивной терапии и реанимации, анестезиологии и реанимации, общей хирургической реанимации, диализа, службе ЭКМО кардиологии, для экстракорпорального очищения крови с целью удаления цитокинов.
Картридж удаляет следующие вещества: Цитоксины, Билирубин, Миоглобин, Афлатоксин В1. Возможность экстренной сорбции ривораксабана и тикагрелора.
Как было указано выше, заявитель полагает, что описанию объекта закупки установленному в извещении об осуществлении закупки по совокупности характеристик соответствует только Система на основе полимеров для адсорбции цитокинов CytoSorb, производства США, что свидетельствует об ограничении конкуренции путем снижения количества участников закупки, способных предложить аналогичную продукцию иных производителей. Доводы заявителя о закупке заказчиком товара конкретного производителя также подтверждаются и тем, что в описании объекта закупки присутствует указание на торговую марку CytoSorb, эквивалент не установлен.
Также заявитель в заседании Комиссии отметил, что наличие опыта у врачей лечебного учреждения в использовании определенной системы на основе полимеров для адсорбции цитокинов не говорит о невозможности применения иных систем, которые также являются эффективными системами. Кроме того, заявитель отметил, что утверждение заказчика о том, что описанию объекта закупки также соответствует Картридж для гемоперфузии одноразовый стерильный серии НА, производства Джафрон Биомедикал Ко.Лтд, Китай, РЗН 2020/9652 от 14.02.2020 не соответствует действительности, поскольку в эксплуатационной документации на указанное медицинское изделие отсутствует информация о применении картриджа в службе ЭКМО, о том, что картридж не требует предварительной антикоагуляции перед началом работы, как того требуется в описании объекта закупки.
Представители Заказчика присутствовавшие в заедании Комиссии ни как не возразили заявителю относительно не соответствия характеристик Картриджа для гемоперфузии одноразовый стерильный серии НА, производства Джафрон Биомедикал Ко.Лтд, Китай описанию объекта закупки.
В силу статьи 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 9 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Соответственно, при формировании описания объекта закупки заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Включение же Заказчиком требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в закупке, Заказчику необходимо определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения, не могут быть использованы эквивалентные товары. При этом Заказчику требуется обладать документальным подтверждением обоснования потребности, но не руководствоваться своим субъективным мнением и/или наличием опыта только при применении конкретного медицинского оборудования.
В случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, и напрямую запрещается нормами статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, заказчиком в заседание Комиссии не предоставлено в материалы проверки документально подтверждающее обоснование потребности именно в таком товаре, равно как и не представлены доказательства, подтверждающие наличие на рынке продукции двух и более производителей закупаемого товара с характеристиками, указанными в извещении об осуществлении закупки, а также коммерческие предложения, подтверждающие возможность поставки товара отличного от производителя CytoSorb (США).
Из представленных Заказчиком в материалы дела коммерческих предложений ООО "Вектор-Восток", ООО "ЛабПремиум", ЗАО "НПО "АСТА" следует, что к поставке предлагается Система на основе полимеров для адсорбции цитокинов CytoSorb, производства США, регистрационное удостоверение РЗН 2016/4028 от 17.04.2023.
Кроме того, Комиссия считает необходимым принять во внимание, что единственным участником рассматриваемой закупки к поставке предложена упомянутая выше Система на основе полимеров для адсорбции цитокинов CytoSorb, производства США, что в числе прочего подтверждает довод заявителя об отсутствии возможности предложить к поставке товар другого производителя.
Довод заказчика относительно того, что к поставке можно также предложить Картридж для гемоперфузии одноразовый стерильный серии НА, производства Джафрон Биомедикал Ко.Лтд, Китай, РЗН 2020/9652 от 14.02.2020., Комиссия признает несостоятельным, поскольку в эксплуатационной документации на медицинское изделие Картридж для гемоперфузии одноразовый стерильный серии НА отсутствует информация о применении картриджа в службе ЭКМО, о том, что картридж не требует предварительной антикоагуляции перед началом работы, как требуется в описании объекта закупки.
Комиссия считает возможным отклонить доводы заказчика и уполномоченного органа о том, что предметом закупки является поставка медицинского изделия, а не его производство, что позволяет принять участие в закупке всем желающим и поставить требуемое заказчику оборудование.
В данном случае, действия учреждения были направлены на закупку медицинского оборудования конкретного производителя в связи с чем, в закупке могли участвовать только поставщики, которые закупили или были вынуждены закупать продукцию - единственного производителя (Система на основе полимеров для адсорбции цитокинов CytoSorb, производства США), чьи характеристики воспроизведены в описании объекта закупки. Соответственно, для остальных же производителей систем для экстракорпорального очищения крови были созданы неравные условия, что свидетельствует об ограничении количества участников закупки, поскольку конкуренция наличествует не только среди поставщиков, занимающихся исключительно перепродажей товаров, но и среди производителей продукции медицинского назначения.
При таких обстоятельствах Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о ненадлежащем установлении в извещении о проведении закупки требований к поставляемому товару, поскольку совокупности характеристик соответствует продукция единственного производителя и о нарушении Заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая характер допущенного заказчиком нарушения законодательства о контрактной системе, Комиссия считает необходимым выдать заказчику, уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем аннулирования закупки 0167200003424003056).
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Десепта Груп" на действия ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинского изделия: система на основе полимеров для адсорбции (0167200003424003056) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать в адрес заказчика, уполномоченного органа обязательное для исполнения предписание.
4. Оператору электронной площадки ЭТП ТЭК-Торг надлежит обеспечить техническую возможность исполнения выданного предписания.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика, утвердившего документацию о закупке.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 8 мая 2024 г. N 072/06/44/70/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2024