Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) жалобу ООО "ЭЛ-МЕД" на действия ГБУЗ ТО "Областной клинический фтизиопульмонологический центр", ГБУЗ ТО "Областная клиническая психиатрическая больница", ГБУЗ ТО "Областная инфекционная клиническая больница", ГБУЗ ТО "Областная станция переливания крови" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: питательные среды селективные и неселективные (реестровый номер закупки 0167200003424003041),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО "ЭЛ-МЕД" на действия ГБУЗ ТО "Областной клинический фтизиопульмонологический центр", ГБУЗ ТО "Областная клиническая психиатрическая больница", ГБУЗ ТО "Областная инфекционная клиническая больница", ГБУЗ ТО "Областная станция переливания крови" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: питательные среды селективные и неселективные.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику направлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из доводов жалобы следует, что при формировании документации Заказчик в позиции N 3 указали, что к поставке требуется Агар Сабуро без декстрозы для культивирования грибов питательная среда, форма смеси - сухая, форма выпуска - порошок, масса питательной среды, грамм - 250. Однако на российском рынке существует только Агар Сабуро с декстрозой (глюкозой) для культивирования грибов.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, считает ее необоснованной, указал что описание объекта закупки не противоречит законодательству о контрактной системе и приводит следующие доводы.
Описание объекта закупки "Агар Сабуро без декстрозы для культивирования грибов питательная среда" в количестве 8 штук составлено согласно поданной потребности заказчика ГБУЗ ТО "Областной фтизиопульмонологический центр".
По состоянию на дату формирования документации об электронном аукционе, согласно действующему законодательству, Заказчиком были получены коммерческие предложения от трех поставщиков готовых осуществить поставку товаров в соответствии с требованиями Заказчика. Следовательно, техническое задание не ограничивает круг потенциальных участников и доступ к торгам, т.е. конкуренцию, и не создает конкурентному участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий.
В день окончания приема подачи заявок, 08.05.2024 на участие в аукционе было зарегистрировано три участника.
Согласно описания объекта закупки "Агар Сабуро без декстрозы для культивирования грибов питательная среда" участниками аукциона предложен к поставке следующий товар:
1) Питательная среда для выделения и культивирования дрожжеподобных и плесневых грибов сухая "Сабуро-мальтоза-агар" по ТУ 9385-054-78095326-2009, согласно регистрационного удостоверения от 12 января 2021 года ФСР 2009/05625 (заявка под номером 146, компания ООО "Лабтехсервис") (приложение N 1, приложение N2),
2) "Среда Сабуро". "Питательная среда для культивирования дрожжевых и плесневелых грибов, сухая", согласно регистрационного удостоверения от 18 сентября 2018 РЗН 2013/699 (заявка под номером 77, компания ООО "МЕДОЛИМП") (приложение N3, приложение N4),
3) Набор реагентов для контроля микробной загрязненности (для выращивания грибов) "Питательная среда N 2 ГРМ (САБУРО)" по ТУ 9398-002-78095326-2006, согласно регистрационного удостоверения от 06 августа 2021 года ФСР 2011/11416 (заявка под номером 189, компания ООО "МЕДАЛЛЕЯ") (приложение N5, приложение N6).
Также Заказчик отметил, что в производстве отечественных питательных средах, согласно инструкций, для выращивания грибов в составе среды используется понятие глюкоза, мальтоза, поэтому в описании объекта закупки было прописано Агар Сабуро без содержания декстрозы.
Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения на жалобу, просит признать ее необоснованной.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: питательные среды селективные и неселективные, с начальной (максимальной) ценой контракта 595 005,70 рублей, в интересах заказчиков: ГБУЗ ТО "Областной клинический фтизиопульмонологический центр", ГБУЗ ТО "Областная клиническая психиатрическая больница", ГБУЗ ТО "Областная инфекционная клиническая больница", ГБУЗ ТО "Областная станция переливания крови".
Информация об электронном аукционе была размещена 24.04.2024 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003424003041.
Согласно Приложению N 1 к Извещению по позиции NN 3 к поставке требуется Агар Сабуро без декстрозы для культивирования грибов питательная среда.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьёй 33 настоящего Федерального закона.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки (п.1 ч.1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно жалобе, к поставке требуется Агар Сабуро без декстрозы для культивирования грибов питательная среда, однако по мнению заявителя, на российском рынке существует только Агар Сабуро с декстрозой (глюкозой), в подтверждение доводов Заявитель в составе жалобы представил инструкции четырех производителей медицинского изделия - Агар Сабуро для культивирования грибов, в составе с глюкозой (с декстрозой), а именно:
1) инструкция по применению "Питательной среды для культивирования грибов сухой, (агар Сабуро и агар Сабуро с хлорамфениколом) по ТУ 9385-024-39484474-2012", ООО "Научно-исследовательский центр фармакотерапии", г.Санкт-Петербург;
2) инструкция по применению набора реагентов "ИПС-Биотехновация" Питательные среды микробиологические, сухие, ООО "Биотехновация";
3) инструкция по применению набора реагентов Питательная среда для контроля микробной загрязненности сухая-М (агар Сабуро), ФГУП "НПО "Микроген" Минздрава России;
4) инструкция по применению набора реагентов для контроля микробной загрязненности (для выращивания грибов) "Питательная среда N 2 ГРМ (Сабуро), ФБУН "Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии".
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, указал, что на участие в закупке поступило 3 заявки участников, предложивших к поставке товар разных производителей.
Представитель уполномоченного органа позицию Заказчика поддержал, указал, что участниками закупки представлены регистрационные удостоверения, при этом отметил, что реестр зарегистрированных медицинских изделий не содержит инструкций на указанные регистрационные удостоверения.
Заявителем в свою очередь инструкции в составе жалобы были представлены без регистрационных удостоверений.
Между тем, по состоянию на дату формирования документации об электронном аукционе, согласно действующему законодательству, Заказчиком были получены коммерческие предложения от трех поставщиков готовых осуществить поставку товаров в соответствии с требованиями Заказчика. Следовательно, техническое задание не ограничивает круг потенциальных участников и доступ к торгам, т.е. конкуренцию, и не создает конкурентному участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий.
Довод заявителя о допущенном заказчиком ограничении конкуренции при проведении закупки Комиссия Тюменского УФАС России находит не состоятельным, поскольку надлежащих доказательств тому не представлено, более того, наличие трех заявок, поданных на участие в закупке свидетельствует об обратном.
В этой связи Комиссия считает необходимым отметить, что Закон N44-ФЗ не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в описании объекта закупки, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров (работ, услуг). По смыслу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает соответствующие требования к товару с учетом специфики его деятельности, если такие требования не ограничивают количество участников закупки.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016, основной задачей норм, содержащихся в Законе N 44-ФЗ, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате закупок лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре и будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Комиссия отмечает, что заявителем при подаче жалобы и в рамках ее рассмотрения не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения о проведении электронного аукциона, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для общества.
Жалоба заявителя также не содержит и доводов, свидетельствующих о нарушении именно его прав и законных интересов, формальное обжалование действий Заказчика, являющееся предметом настоящей жалобы, не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов заявителя.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что извещение об осуществлении закупки на поставку медицинских изделий противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ЭЛ-МЕД" на действия ГБУЗ ТО "Областной клинический фтизиопульмонологический центр", ГБУЗ ТО "Областная клиническая психиатрическая больница", ГБУЗ ТО "Областная инфекционная клиническая больница", ГБУЗ ТО "Областная станция переливания крови" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: питательные среды селективные и неселективные (реестровый номер закупки 0167200003424003041), необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 15 мая 2024 г. N 072/06/44/69/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024