Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "АДЕМ" (далее - ООО "АДЕМ", заявитель): ... (представитель по доверенности);
заказчика Администрации муниципального образования "Шологонский наслег" муниципального района "Горный улус" Республики Саха (Якутия) (далее - АДМИНИСТРАЦИИ МО "ШОЛОГОНСКИЙ НАСЛЕГ", заказчик): ... (представитель по доверенности);
в отсутствии:
уполномоченного органа Администрации муниципального района "Горный улус" Республики Саха (Якутия) (далее - АМР "Горный улус" РС (Я), уполномоченный орган): не подключились, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "АДЕМ" на действия (бездействие) аукционной комиссии уполномоченного органа АДМИНИСТРАЦИИ МР "ГОРНЫЙ УЛУС" РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту "Многофункционального культурно-досугового центра" с.Ерт (извещение N 0116300000724000088), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "АДЕМ" уполномоченного органа.
Из сути жалобы заявителя следует, что неправомерно отклонили заявку. В ходе заседания Комиссии также заявлен довод о том, что в протоколе подведения итогов основание отклонения заявки общества оформлено с нарушением требований.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений уполномоченного органа следует, что с жалобой не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Из пояснений заказчика следует, что с жалобой не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1. Извещение N 0116300000724000088 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 16.04.2024 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 040 556,84 рублей.
4. Согласно протоколу подведения итогов от 26.04.2024 года на участие в закупке подано 3 (три) заявки, из них 2 (две) заявки признаны соответствующими требованиям, 1 (одна) заявка отклонена.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "АДЕМ" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод жалобы о том, что заявка ООО "АДЕМ" отклонена неправомерно признана необоснованной, на основании следующего.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) следует, что заявка отклонена по следующим основаниям:
"Несоответствие информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ) Договор не соответствует требованиям п. 2.1 ст. 31 44-ФЗ и п. б) ч. 2 ПП N 2571, в котором определено: "договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позиции 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32-36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".".
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пунтка 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактные системы при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Пункта 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанные дополнительные требования, а также перечень информации и документов, подтверждающих соответствие участников закупок таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
По извещению N 0116300000724000088 объектом закупки является "Выполнение работ по капитальному ремонту "Многофункционального культурно-досугового центра" с.Ерт".
Согласно сведений Единой информационной системы в сфере закупок установлено, что заказчиком дополнительные требования к участникам закупки установлены в соответствии с позицией 10 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571.
Дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 10 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства РФ" (далее - Постановление N 2571):
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Для объективного рассмотрения дела, Якутским УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки о предоставлении сведений и документов, представленных в составе заявок на участие в электронном аукционе.
Из представленных оператором сведений и документов установлено, что ООО "АДЕМ" по дополнительным требованиям представлены следующие документы:
- Договор на строительные работы N80 от 02 марта 2021 года заключенный между ООО "СТК" и ООО "АДЕМ" на сумму 77 010 263, 00 рублей объекта "Школа в с. Сайылык Кобяйского улуса" по адресу РС (Я) с. Сайылык Кобяйского улуса;
- акт N25-12/22 от 25.12.2022 формы КС 11, акт о приемке выполненных работ формы КС 2, справка о стоимости выполненных работ и затрат формы КС 3;
- разрешение на ввод в эксплуатацию из которого следует, что заказчиком является АМР "Кобяйский улус (район)" РС (Я), застройщиком является ГКУ "Служба государственного заказчика РС(Я)".
Из письменных пояснений уполномоченного органа следует, что договор между ООО "СТК" и ООО "АДЕМ" как выполнение строительных работ в качестве субподрядчика на объекте капитального строительства, участник не может быть признан лицом, имеющим опыт строительства (реконструкции) объекта капитального строительства в совокупном объеме возникающих обязательств, поскольку в силу пункта 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда. Кроме того, субподрядчик не имеет опыта по сдаче и вводу объекта капитального строительства в эксплуатацию, а также не несет гарантийных обязательств по объекту в целом.
В ходе заседания Комиссии, также представитель заказчика пояснил, что в Единой информационной системе в сфере закупок (далее-ЕИС) размещен контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Школа в с. Сайылык Кобяйского улуса" из которого следует, что исполнителем заявитель жалобы ООО "АДЕМ" не является.
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что в ЕИС размещен контракт с реестровым номером N 2143513846120000205 "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Школа в с. Сайылык Кобяйского улуса"" с ценой контракта на сумму 527 493 832,80 рублей, где исполнителем выступает не заявитель жалобы, а ООО "СТК". Контракт находится на стадии "Исполнение".
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России, изучив представленные документы и сведения, пришла к выводу, что представленный подателем жалобы договор является договором субподряда и не подтверждает наличие у участника закупки опыта в соответствии с требованиями пункта 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 10 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В силу пункта 3 статьи 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные этапы или виды работ, не может быть признано лицом, имеющим опыт самого объекта в целом, поскольку в силу положений ГК РФ окончательный результат выполненных работ передается заказчику генеральным подрядчиком, при этом именно генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору подряда.
Указанный вывод соответствует позиции ФАС России, изложенной в решении по делу от 11.10.2022 N 22/44/93/308.
Таким образом, комиссия по осуществлению закупок правомерно отклонила заявку ООО "АДЕМ".
Довод жалобы признан необоснованным.
2. Довод жалобы о том, что в протоколе подведения итогов основание отклонения заявки общества оформлено с нарушением требований признан обоснованным на основании следующего.
Пунктом 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать следующую информацию:
1) дату подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационные номера заявок на участие в закупке;
2) о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные заявкам на участие в закупке, первые и вторые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критериям оценки, установленным в извещении об осуществлении закупки;
4) порядковые номера, присвоенные в соответствии с настоящим Федеральным законом заявкам на участие в закупке;
5) о заключении контракта по цене, увеличенной в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
6) о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок в отношении каждой заявки на участие в закупке;
7) о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) следует, что заявка отклонена по следующим основаниям:
"Несоответствие информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ) Договор не соответствует требованиям п. 2.1 ст. 31 44-ФЗ и п. б) ч. 2 ПП N 2571, в котором определено: "договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позиции 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32-36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".".
Частью 2.1. статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
При этом, положениями части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Следовательно, поскольку заявку ООО "АДЕМ" отклонили в связи с несоответствием дополнительным требованиям по Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, то основание отклонения, указанное в протоколе "_Договор не соответствует требованиям п. 2.1 ст. 31 44-ФЗ.." указано неверно.
Кроме того, согласно подпункту "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 утвержден прилагаемый перечень утративших силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации.
При этом, согласно подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32 - 36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
По пункту 1 позиции 10 постановления Правительства РФ N 2571 установлено требования по опыту исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Между тем, из представленных оператором документов установлено, что договор, представленный заявителем, является договором на выполнение строительных работ.
При указанных обстоятельствах, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что, как и было выше установлено, само решение комиссии по осуществлению закупок об отклонении заявки ООО "АДЕМ" в целом является обоснованным. При этом, основание, указанное в протоколе подведения итогов "п. б) ч. 2 ПП N 2571, в котором определено: "договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позиции 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32-36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"." указано неверно.
Таким образом, Комиссией Якутского УФАС России установлено, что решение комиссии по осуществлению закупок АМР "Горный улус" РС (Я) в части отклонения заявки ООО "АДЕМ" на основании, указанном в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.04.2024 является неправомерным, поскольку не отражает действительную причину отклонения заявки Заявителя, и принято в нарушение пункта 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы признан обоснованным.
Поскольку данное нарушение не повлияло на результаты закупки предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
Жалоба признана частично обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "АДЕМ" на действия (бездействие) аукционной комиссии уполномоченного органа Администрации муниципального района "Горный улус" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту "Многофункционального культурно-досугового центра" с.Ерт (извещение N 0116300000724000088) частично обоснованной, в части довода о том, что в протоколе подведения итогов основание отклонения заявки общества оформлено с нарушением требований.
2. Признать аукционную комиссию уполномоченного органа Администрации муниципального района "Горный улус" Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 2 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 мая 2024 г. N 014/06/49-711/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2024