Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
ведущий специалист отдела контроля закупок - Хлебников М.В.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шайхуллин В.Э.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: Муниципальное автономное учреждение культуры "Районный дом культуры" муниципального района Зианчуринский район РБ
- без участия.
Заявитель: ИП Пономарев Михаил Дмитриевич
- без участия
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ИП Пономерев Михаил Дмитриевич (вх. 7004/24 от 02.05.2024) на действия Муниципального автономного учреждения культуры
"Районный дом культуры" муниципального района Зианчуринский район РБ при определении поставщика путем проведения закупки N1001300010824000014.
По мнению Заявителя, комиссией Заказчика нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего законодательства.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N1001300010824000014.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указал, что Заказчик составил описание объекта закупки таким образом, что под требования подходит только один товар от одного производителя.
На основании части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки является "Поставка музыкальных инструментов (баян) для МАУК "Районный Дом культуры" муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан".
Заказчик в возражении указал, что под описание объекта закупки подходят несколько баянов различных производителей, что подтверждается запросами Заказчика и ответами потенциальных поставщиков и Российским производителем баянов. В том числе учтены необходимые сроки поставки. Кроме того , просим учесть, что на сегодняшний день в мире существуют десятки производителей баянов и аккордеонов (см. ссылку http://eugenmeermann.ru/firmv-proizvoditeli-bayanov-i-akkordeonov-spisok/ proizvoditeli-akkordeonov-i-bayanov).Технические характеристики заказчика описывают стандартную модель которую может поставить подавляющее большинство из них.
Заказчик также предоставил ответы на запросы, где поставщики указали товары разных производителей:
N п/п |
Наименование музыкального инструмента |
Цена в рублях за единицу товара |
Количество в штуках |
Сумма в рублях |
1 |
Баян "Композитор" (Россия) |
990 000 |
1 |
990 000 |
2 |
Баян Ballone Burini INT. 524/В PLUS ( Италия) |
1 160 000 |
1 |
1 160 000 |
|
Итого: |
|
Наименование и краткая характеристика товара |
Страна произ водства |
Ед из ме Р |
Кол- во |
Цена, руб |
Сумма, руб |
Срок постав ки |
|
1 |
Баян Ballone Burini Advance, невыборный 5-ти рядный, четырехголосный, диапазон 87/46 х120, регистры в правой руке 11, в левой руке 7, цвет черный, размер 44.5x19х40(см), |
Италия |
шт |
1 |
1060 000,00 |
1060 000,00 |
май 2024 г. |
|
ИТОГО |
|
|
|
|
1060 000,00 |
|
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Комиссией было установлено, что под описание объекта закупки подходят товары нескольких производителей.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указал, что расчет обоснования НМЦК составлено с нарушением Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль, в том числе за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта, соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Таким образом, Башкортостанское УФАС России не имеет правовых оснований для проведения проверочных мероприятий в отношении формирования начальной (максимальной) цены контракта. Органом, осуществляющим контроль в соответствии с положениями ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе, на территории Республики Башкортостан для заказчиков субъекта Российской Федерации является Министерство финансов Республики Башкортостан.
Довод не рассматривался по существу.
Заявитель в жалобе указал, что Заказчик указал требования к характеристикам товара, которые отсутствуют в паспорте изделия, так, например, в описании объекта закупки заказчиком указаны требования к характеристикам:
Тип голосовых планок |
Планки кусковые ручной работы |
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Заказчик в возражении указал, что Характеристики товара составлены в полном соответствии 44 ФЗ и исходя из потребностей заказчика. Что касается описания Типа голосовых планок - Кусковая планка, это планка с двумя приклёпанными голосами. Планка крепится к каждой камере резонатора баяна. Цельные планки баяна имеют планки длинной стороны резонаторов, т.е. на каждый двухсторонний резонатор крепятся всего две планки со множеством приклёпанных к каждой голосов. При крепление цельной планки все её парные голоса должны находиться против определённой камеры резонатора. Соответственно определить кусковая или цельная можно визуально. Часто планки на итальянских фабриках и на некоторых российских изготавливаются конкретными мастерами, о чем есть отметка либо на самой планке, либо в техническом паспорте изделия. По ссылке виде, на котором мастер в Италии изготовляет планки, в конце видео осуществляется маркировка с обозначением имени мастера (https://poigarmonika.ru/garmon-tehnicheskie-aspekty/process-izgotovleniy a-golosovyh-planok-binci.html).
Комиссией было установлено, что описание объекта закупки составлено в соответствии с нормами законодательства.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Пономарев Михаил Дмитриевич необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Хлебников М.В.
Шайхуллин В.Э.
ВрИО начальника отдела |
Р.С. Ларшутин |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шайхуллин В.Э.
тел.(347)2163354, 002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 7 мая 2024 г. N ТО002/06/106-860/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2024