Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - ВрИО начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Ларшутин Р.С.;
члены Комиссии:
ведущий специалист отдела контроля закупок - Хлебников М.В.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шайхуллин В.Э.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: ФГБОУ Высшего образования "Уфимский государственный нефтяной технический университет"
- в присутствии представителя.
Заявитель: ООО "МСЦ Лидер"
- в присутствии представителя
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "МСЦ Лидер" (вх. 7372/24 от 08.05.2024) на действия ФГБОУ Высшего образования "Уфимский государственный нефтяной технический университет" при определении поставщика путем проведения закупки N0301100027724000016.
По мнению Заявителя, комиссией Заказчика нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего законодательства.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N0301100027724000016.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указал, что требование к месту оказанию услуг является избыточным, т. к. Заказчиком не предоставлено доводов, относительно необходимости размещение студентов именно в северной части Туапсинского района.
В соответствии ч.1 п.1 ст.33 Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Комиссией установлено, что Заказчик в Техническом задании указал место оказания услуг: Россия, Краснодарский край, Туапсинский курортный район, северная часть, не далее 40-ка км от г. Туапсе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчик в возражении указал, что Туапсинский район имеет большую территорию, в том числе его северная часть, включает большое количество гостиниц и баз отдыха. Относительно южной или северной части курортного района- аргументом является то, что во всей части севернее г. Туапсе отсутствует ж/д полотно между пляжем и оздоровительными учреждениями, т.к. указанные ж/д пути на станции Туапсе пасс. поворачивают от побережья в глубь материка на Краснодар. Расстояние 40 км до Туапсе вытекает из времени на преодоление данного расстояния при осуществлении доставки от ж/д вокзала до места оказания услуг и обратно, входящей в стоимость услуг. Данный переезд до 40ка км должен длиться не более часа, что также является потребностью Заказчика в связи с тем, что студенты проводят в поезде от Уфы до Туапсе 3е суток, и ехать более 1 часа на автобусе после 3х суток в поезде им крайне утомительно.
Комиссией установлено, что местом оказания услуг может являться курортный регион (район), устанавливаемый в соответствии с Законом о курортах и Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1426 "Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения". Заказчик вправе указать в конкурсной документации в качестве места оказания услуги конкретный курортный регион.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что совокупность таких требований как: Объект размещения должен располагаться не далее 300 м от моря. Не допускается наличие железнодорожного полотна и/или автомобильной магистрали /скоростной дороги между жилыми корпусами объекта размещения и пляжем в целях безопасности студентов; В объекте размещения должно быть обеспечено единовременное пребывание студентов из разных ВУЗов России с целью создания благоприятных условий для формирования коммуникативного межвузовского общения, реализации единой программы мероприятий; Конференц-зал с современной системой вентиляция и кондиционирования, светомузыкальным и мультимедийным оборудованием (проектор, экран) и вместимостью не менее 100 чел. единовременно для проведения совместных межвузовских мероприятий; Крытый многофункциональный зал с системой вентиляции вместимостью до 100 чел. для проведения спортивных секций для студентов, занятий танцами, борьбой, акробатикой и другими видами спорта и творчества, а также пригодный для проведения обучающих мероприятий Заказчика при расстановке стульев; Наличие собственного медицинского кабинета , дежурство медперсонала (медицинская сестра или врач) с предоставлением всех необходимых медикаментов для оказания первой помощи и лечения лёгких простудных заболеваний;Открытый бассейн капитальной постройки с системой фильтрации воды глубиной до 1,7-м в целях безопасности студентов; Наличие собственного медицинского пункта с изолятором, круглосуточное дежурство медперсонала (медицинская сестра или врач) с предоставлением всех необходимых медикаментов для оказания первой помощи и лечения лёгких простудных заболеваний; Прочие условия - наличие сведений об Участнике закупки в Едином федеральном реестре туроператоров; Организация трансфера и ж/д проезда должна быть предоставлена услуга по организации трансфера от ж/д г. Туапсе до объекта размещения и обратно. При этом согласно п.4 стоимость железнодорожных билетов для всех 12-ти руководителей Заказчика входит в стоимость контракта. Техническим заданием не установлена оплата ж/д билетов для студентов; Определение точного названия, полного фактического и почтового адреса объекта размещения студентов
Согласно Статьи 8 Закона о контрактной системе, где указанны принципы обеспечения конкуренции:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчик в возражении указал, что условие обязательности предоставления инфраструктуры для организации межвузовской программы и проведение самой межвузовской программы является исполнением Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной Постановлением Правительства РФ N 1642 от 26.12.2017 (ред. от 27.02.2023 г.), где говорится о необходимости достижения улучшения межвузовской коммуникации, не только в рамках образовательных процессов, но и в рамках поддержки и проведения оздоровительно-развлекательных программ. Таким образом, данные условия необходимы для обеспечения студентам УГНТУ целевой аудитории при организации "культурно-массовых и спортивно-оздоровительных услуг на Черноморском побережье_" и является исполнением Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной Постановлением Правительства РФ N 1642 от 26.12.2017 (ред. от 27.02.2023 г.), где говорится о необходимости достижения улучшения межвузовской коммуникации, не только в рамках образовательных процессов, но и в рамках поддержки и проведения оздоровительно-развлекательных программ. Указанные программы для межвузовской коммуникации максимально эффективно возможно реализовать во время выездных мероприятий в период летних каникул в объекте размещения студентов, адаптированной именно для отдыха и оздоровления студентов, имеющем материально-техническую базу для проведения культурно-массовых и познавательных программ, спортивных соревнований, в том числе: -Конференц-зал с современной системой вентиляция и кондиционирования, светомузыкальным и мультимедийным оборудованием (проектор, экран) и вместимостью не менее 100 чел. единовременно для проведения совместных межвузовских мероприятий.
-Крытый многофункциональный зал с системой вентиляции вместимостью до 100 чел. для проведения спортивных секций для студентов, занятий танцами, борьбой, акробатикой и другими видами спорта и творчества, а также пригодный для проведения обучающих мероприятий Заказчика при расстановке стульев. Т.к. именно в этих залах и предполагается проводить указанную межвузовскую программу для отдыхающих в оздоровительном учреждении ВУЗов единовременно. При этом все вышеперечисленные студенческие центры согласно коммерческим предложениям обладают возможностями для проведения совместной межвузовской программы для ВУЗов РФ, к чему и стремится Заказчик в рамках выполнения Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", т.к. через различных туроператоров в указанные центры ежегодно приезжают ВУЗы РФ по государственным контрактам, а также непосредственно студенты Санкт-Петербургского Государственного Политехнического Университета, и планируется обязательная межвузовская программа между студентами ВУЗов с учётом групп УГНТУ от 24х до 48ми человек. Для функционирования мед. пункта на территории оздоровительного учреждения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 (ред. от 16.02.2022) "О лицензировании медицинской деятельности", необходимо оформление медицинской лицензии. заказчик выделяет достаточный бюджет в рамках конкурса по предмету оказания услуг для организации, в том числе, "оздоровительных услуг для студентов", чтоб рассчитывать на размещение студентов на базе, которая имеет возможность "понести дополнительные финансовые затраты и затраты времени" для оформления мед. лицензии/или заключения договора с государственным или частным медицинским или оздоровительным учреждением с уже имеющейся мед. лицензией для организации работы медицинского пункта на своей территории, т.к. это- потребность заказчика при проведении указанных мероприятий для студентов. Что касается железнодорожных билетов для всех 12-ти руководителей Заказчика, то они согласно п.4 входят в стоимость контракта. Это также является потребностью Заказчика и проистекает из многолетней практики организации летнего оздоровления для своих студентов, поскольку Техническим заданием не установлена оплата ж/д билетов для студентов, но установлена оплата для руководителей, ж/д билеты для которых не должны оплачивать за свой счёт студенты, а должен согласно ТЗ оплачивать Исполнитель и калькулировать в стоимость контракта при подаче своей заявки. В связи с указанным суть жалобы по данному пункту нам не ясна. В пункте 1 Технического задания указано, что при подаче Заявки Исполнитель должен указать точное название, полный фактический и почтовый адрес объекта размещения студентов в составе заявки для включения в условия контракта, заключаемого с Исполнителем, так как данные сведения являются существенными условиями исполнения контракта в соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1996 N132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", а также в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, поскольку Заказчик заключает Контракт в интересах 3х лиц- своих студентов, за которых он несёт полную юридическую ответственность. Ввиду того, что у Заказчика имеется обязанность в определении места оказания услуг для своих студентов в соответствии с Гражданским кодексом и вышеуказанным законом о туризме, поскольку "место оказания услуг" является существенном условием Договора возмездного оказания услуг вне зависимости от процедуры, в рамках которой указанный Договор заключается, и с учетом отсутствия законодательного запрета на указание конкретного курортного региона при осуществлении закупок такого рода, жалобу в данной части считаем необоснованной.
На основании части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Комиссия Башкортостанского УФАС России принимает во внимание, что "Прочие условия - наличие сведений об участнике закупки в Едином федеральном реестре туроператоров": исполнитель обязан самостоятельно формировать комплекс услуг по организации и проведению оздоровительных и культурно-массовых мероприятий для студентов, при этом Исполнитель имеет право:
Оказать услуги самостоятельно за счет собственных кадровых возможностей и производственных мощностей.
Привлекать к оказанию услуг третьих лиц, с которыми заключает договоры на проживание, питание, транспортное и экскурсионное обслуживание, проведение обучающих, развлекательных и прочих мероприятий, материально- техническое обеспечение услуг и прочее обслуживание в соответствии с техническим заданием.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ на ООО "МСЦ "ЛИДЕР", Заявитель осуществляет деятельность туристических агентств и туроператоров, и мы не видим оснований, по которым Поставщик, специализирующийся на данном виде деятельности, не может выполнить требования о наличии сведений об участнике закупки в Едином федеральном реестре туроператоров, тем более, что такие требования данное юр.лицо выполняло 8 лет с 2014 по 2022 годы при участии в закупках ФГБОУ ВО УГНТУ ранее.
Комиссией было установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ, Заявитель осуществляет деятельность туристических агентств и туроператоров.
Заявитель на заседании Комиссии не предоставил доказательств, подтверждающих невозможность выполнения требования о наличии сведений об участнике закупки в Едином федеральном реестре туроператоров.
Кроме того, указанная закупка (конкурс) направлена на "организацию оздоровления студентов" в связи с чем, в конкурсе имеют право участвовать как туроператоры, так и сами оздоровительные учреждения, что также не ограничивает количество участников (конкурентов) закупки и допускает к участию большее их количество.
Так же комиссией Башкортостанского УФАС установлено, что под совокупность требований Заказчика подходит :
1. Пансионат с лечением "Импульс", расположенный по Адресу: 352840, Краснодарский край, Туапсинский район, село Ольгинка, ул. Морская, д. 11;
2. Отель "Сан Терра", расположенный по Адресу: 352855, Краснодарский край, Туапсинский р-н, щт. Новомихайловский, ул. Морская, 2А-2Б.
3. Учебно-оздоровительная база "Политехник" Санкт-Петербургского Государственного Политехнического Университета, расположенная по Адресу: 352855, Краснодарский край, Туапсинский р-н, пгт. Новомихайловский, ул. Морская, 35.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что условие порядка оценки опыта работы такое как: "опыт участника закупки по успешному оказанию услуг по контрактам /договорам для детских групп и прочих возрастных и социальных категорий населения" учитываться не будет. Данное требование нарушает положения ч. 8 ст. 32, п. 11 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, так как установленный порядок оценки заявок приводит к субъективности конкурсной комиссией при оценки заявок участников конкурса, а также не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, что в свою очередь, не соответствует целям проведения электронного конкурса и принципам законодательства о контрактной системе, направленных на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Заказчик в своих письменных пояснениях указал, что оценка опыта участников производится в строгом соответствии с п. 24 подпункт в) раздела V "Оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки"согласно ПП N 2604 от 31.12.2021 г. с изменениями согласно ПП N 1946 от 31.10.22г, при этом в соответствии с п 28 подпункт в): документом, предусмотренным в Приложении 1 к настоящему Положению, в Порядке оценки (у Заказчика ФГБОУ ВО УГНТУ это форма 5),-устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя); устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек); - таким образом, и предмет договора, сопоставимый с предметом контракта, и перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в соответствии с ПП N 2604 устанавливает - ЗАКАЗЧИК, исходя из смысла и предмета текущей закупки и аудитории её потребления, т.е. субъектности (в отношении кого данные услуги будут оказаны), а также исходя из статуса и категории самого Заказчика.
Комиссией установлено, что предметом закупки является: "Оказание услуг по организации культурно-массовых и спортивно-оздоровительных услуг на Черноморском побережье Краснодарского Края РФ для студентов ФГБОУ ВО "УГНТУ" в 2024 году" N44_2024КЭФ-04 СМП".
В соответствии с установленными требованиями, "Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг по контрактам /договорам для детских групп и прочих возрастных и социальных категорий" не выполняет требований эквивалентности /аналогичности в части субъекта оказания услуг по текущей закупки- "студенты".Так как организация культурно-массовых и спортивно-оздоровительных услуг для студенческих и детских, и иных (например, пенсионных групп) имеет совершенно разную специфику и опыт.
Именно поэтому, "Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг по контрактам /договорам для детских групп и прочих возрастных и социальных категорий"- учитываться не будет.
Довод признается необоснованным.
Так же комиссия отмечает, что Организация культурно-массовых мероприятий, связанных со студентами требует повышенного внимания со стороны руководства университетов.
Заявитель в свою очередь не представил доказательств, свидетельствующих, о наличии препятствий для участия в конкурсе на конкурентных условиях.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика при описании объекта закупки не привели к нарушению требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МСЦ Лидер" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Ларшутин Р.С.
Члены комиссии Хлебников М.В.
Шайхуллин В.Э.
ВрИО начальника отдела |
Р.С. Ларшутин |
|
|
|
|
Исп.Шайхуллин В.Э. тел.(347)2163354, 002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 15 мая 2024 г. N ТО002/06/106-917/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2024