Инспекция Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствии представителей по доверенностям:
от Заказчика - АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕЛЬМАНОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ТОСНЕНСКОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
в отсутствие представителей от Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Инспекции надлежащим образом,
по информации, поступившей в Ленинградское УФАС России, на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 49/24 от 31.01.2024 (далее - Приказ) и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним Уведомление о проведении внеплановой камеральной проверки решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1576) в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Заказчика.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
11.12.2024 на официальном сайте ЕИС размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на "выполнение работ по содержанию и уборке благоустроенных территорий МО Тельмановское СП".
Начальная (максимальная) цена контракта - 35 226 777,69 рублей.
На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
2) получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604) определен порядок оценки заявок участников электронного конкурса.
Согласно доводам обращения Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части установления ненадлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок участников закупки. По мнению Заявителя, порядок рассмотрения и оценки заявок составлен в нарушение положений Закона о контрактной системе.
Инспекция установила, что объектом закупки является выполнение работ по содержанию и уборке благоустроенных территорий МО Тельмановское СП.
Инспекцией установлено, согласно положениям Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, по критерию оценки "Квалификация участников закупки", в качестве показателей оценки Заказчиком установлены показатели:
- "Наличие у участников закупки финансовых ресурсов";
- "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов";
- "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта (далее - наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта)";
- "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В отношении детализирующего показателя "Характеристика квалификации участников закупки N 3 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров)" показателя оценки "наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта" Заказчиком установлено:
"Начисление баллов производится в случае наличия в составе заявки документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта, соответствующего требованиям, установленным в настоящей графе.
1. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта, связанного с предметом контракта:
- исполненный договор/контракт (договоры/контракты);
- акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора/контракта (договоров/контрактов), при этом последний акт, составленный при исполнении договора/контракта и предусмотренный настоящим пунктом, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
- дополнительные соглашения (при их наличии) в полном объеме и со всеми приложениями.
2. К оценке принимаются исключительно исполненные договора/контракты, при исполнении которых Подрядчиком исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
3. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом.
4. К оценке принимаются документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей графы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При предоставлении в составе заявки подтверждающих документов, такие документы должны предоставляться в виде электронных образов соответствующих полных копий документов или электронных документов, с полностью читаемым текстом, со всеми приложениями (в случае наличия) и дополнениями (в случае наличия), если иное не указано в описании требований к подтверждающим документам по соответствующему показателю оценки, показателю оценки, детализирующему показатель оценки. В случае, когда Заказчик перечисляет наименования документов или сведений, необходимых для оценки заявок, с использованием знака "/" или слов "или", или слов "либо", то участник закупки имеет право выбора между двумя или более допустимыми вариантами представляемых документов или сведений. В случае, если в одном предложении наименования документов и сведений перечисляются через запятую (либо через запятую внутри оборотов, разделенных знаком ";"), такие документы и сведения для принятия в целях оценки заявок должны быть предоставлены все в полном объеме. Знак ";" в предложении, в котором идет перечисление документов и сведений, необходимых для оценки заявки, означает отделение одного перечня документов и сведений, необходимого для оценки заявок, от другого перечня документов и сведений, необходимых для оценки заявок.
Обращаем внимание участников электронного конкурса на применяемые в отношении настоящего показателя оценки, детализирующего показатель оценки, термины и определения:
Электронный образ документа (электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе) - переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования и(или) фотографирования в качестве, обеспечивающем сохранение всех реквизитов и аутентичных признаков подлинности (в том числе графической подписи лица, печати (при наличии) и углового штампа бланка (при наличии)), копия с изготовленного на бумажном носителе оригинала документа, заверенная усиленной квалифицированной электронной подписью в составе заявки.
Электронный документ - документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, и представленный в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью в составе заявки.
В соответствии с Положением к оценке по детализирующему показателю оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" принимается исполненный договор/контракт сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). С целью систематизации документов и сведений, предоставляемых участником закупки в составе заявки, рекомендуется использовать таблицу "Сведения о квалификации участника закупки" (Приложение N 1 к настоящему порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе).
Для расчета баллов по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" учитывается совокупный объем стоимости выполненных и принятых работ по всем представленным договорам/контрактам, удовлетворяющим требованиям настоящего Положения о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки.
В случае, если дата последнего акта, составленного при исполнении договора/контракта (договоров/контрактов), не соответствует установленному периоду (должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок), а также в случае несоответствия представленных участником закупки документов иным требованиям, установленным настоящим Положением о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, такой договор/контракт при определении баллов по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" не учитывается.
В случае наличия противоречия между стоимостью работ, указанной в акте (актах) приемки выполненных работ, составленном при исполнении договора/контракта, и стоимостью работ, указанной в договоре/контракте со всеми приложениями, для оценки по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" принимается стоимость работ, указанная в акте (актах) приемки выполненных работ, составленном при исполнении договора/контракта.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участников закупки,
не является основанием для признания заявки на участие в конкурсе не соответствующей требованиям Закона. Участнику конкурса, не представившему указанные документы, баллы по заявке не присваиваются".
В соответствии с пунктом 24 Постановления Правительства N 2604 оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" (далее - Критерий) могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели (пункт 25 Положения).
Согласно пункту 28 Постановления Правительства N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Инспекция обращает внимание на то, что Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок участников электронного конкурса предусмотрено следующее положение: "В соответствии с Положением к оценке по детализирующему показателю оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" принимается исполненный договор/контракт сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). С целью систематизации документов и сведений, предоставляемых участником закупки в составе заявки, рекомендуется использовать таблицу "Сведения о квалификации участника закупки" (Приложение N 1 к настоящему порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе)".
Из указанного положения потенциальному участнику закупки не представляется возможным однозначно определить, предмет какого контракта будет считаться сопоставимым с предметом контракта, на право заключения которого проводится закупка.
Аналогично в отношении детализирующих показателей оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров", "Общее количество исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта".
Более того, изучив положения раздела II. Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке порядка рассмотрения и оценки заявок участников Инспекция установила, что в отношении детализирующего показателя "Качество выполнения работ" показателя оценки Качественные характеристики объекта закупки критерия "Характеристики объекта закупки" Заказчиком установлено следующее:
"Оценка заявок осуществляется по шкале оценки, согласно пункту 22 Положения:
1. Предложение не представлено или представлено предложение о качестве выполнения работ менее 10% видов работ, отмеченных знаком "*" в таблице 1 Описания объекта закупки; участником закупки представлены сведения об обеспечении охраны труда при выполнении работ по уборке газонов и подметанию территории в летний период, сведения об обеспечении охраны труда при выполнении работ по уборке снега и наледи в зимний период, сведения об обеспечении охраны труда при выкашивании газонов на откосах и газонных бордюров, сведения об обеспечении охраны труда при стрижке живых изгородей - 0 баллов.
2. Представлено предложение о качестве выполнения работ от 10% до 19% видов работ, отмеченных знаком "*" в таблице 1 Описания объекта закупки; участником закупки представлены сведения об обеспечении охраны труда при выполнении работ по уборке газонов и подметанию территории в летний период, сведения об обеспечении охраны труда при выполнении работ по уборке снега и наледи в зимний период, сведения об обеспечении охраны труда при выкашивании газонов на откосах и газонных бордюров, сведения об обеспечении охраны труда при стрижке живых изгородей - 10 баллов.
3. Представлено предложение о качестве выполнения работ от 20% до 29% видов работ, отмеченных знаком "*" в таблице 1 Описания объекта закупки; участником закупки представлены сведения об обеспечении охраны труда при выполнении работ по уборке газонов и подметанию территории в летний период, сведения об обеспечении охраны труда при выполнении работ по уборке снега и наледи в зимний период, сведения об обеспечении охраны труда при выкашивании газонов на откосах и газонных бордюров, сведения об обеспечении охраны труда при стрижке живых изгородей - 20 баллов.
4. Представлено предложение о качестве выполнения работ от 30% до 39% видов работ, отмеченных знаком "*" в таблице 1 Описания объекта закупки; участником закупки представлены сведения об обеспечении охраны труда при выполнении работ по уборке газонов и подметанию территории в летний период, сведения об обеспечении охраны труда при выполнении работ по уборке снега и наледи в зимний период, сведения об обеспечении охраны труда при выкашивании газонов на откосах и газонных бордюров, сведения об обеспечении охраны труда при стрижке живых изгородей - 30 баллов.
5. Представлено предложение о качестве выполнения работ от 40% до 49% видов работ, отмеченных знаком "*" в таблице 1 Описания объекта закупки; участником закупки представлены сведения об обеспечении охраны труда при выполнении работ по уборке газонов и подметанию территории в летний период, сведения об обеспечении охраны труда при выполнении работ по уборке снега и наледи в зимний период, сведения об обеспечении охраны труда при выкашивании газонов на откосах и газонных бордюров, сведения об обеспечении охраны труда при стрижке живых изгородей - 40 баллов.
6. Представлено предложение о качестве выполнения работ от 50% до 59% видов работ, отмеченных знаком "*" в таблице 1 Описания объекта закупки; участником закупки представлены сведения об обеспечении охраны труда при выполнении работ по уборке газонов и подметанию территории в летний период, сведения об обеспечении охраны труда при выполнении работ по уборке снега и наледи в зимний период, сведения об обеспечении охраны труда при выкашивании газонов на откосах и газонных бордюров, сведения об обеспечении охраны труда при стрижке живых изгородей - 50 баллов.
7. Представлено предложение о качестве выполнения работ от 60% до 69% видов работ, отмеченных знаком "*" в таблице 1 Описания объекта закупки; участником закупки представлены сведения об обеспечении охраны труда при выполнении работ по уборке газонов и подметанию территории в летний период, сведения об обеспечении охраны труда при выполнении работ по уборке снега и наледи в зимний период, сведения об обеспечении охраны труда при выкашивании газонов на откосах и газонных бордюров, сведения об обеспечении охраны труда при стрижке живых изгородей - 60 баллов.
8. Представлено предложение о качестве выполнения работ от 70% до 79% видов работ, отмеченных знаком "*" в таблице 1 Описания объекта закупки; участником закупки представлены сведения об обеспечении охраны труда при выполнении работ по уборке газонов и подметанию территории в летний период, сведения об обеспечении охраны труда при выполнении работ по уборке снега и наледи в зимний период, сведения об обеспечении охраны труда при выкашивании газонов на откосах и газонных бордюров, сведения об обеспечении охраны труда при стрижке живых изгородей - 70 баллов.
9. Представлено предложение о качестве выполнения работ от 80% до 89% видов работ, отмеченных знаком "*" в таблице 1 Описания объекта закупки; участником закупки представлены сведения об обеспечении охраны труда при выполнении работ по уборке газонов и подметанию территории в летний период, сведения об обеспечении охраны труда при выполнении работ по уборке снега и наледи в зимний период, сведения об обеспечении охраны труда при выкашивании газонов на откосах и газонных бордюров, сведения об обеспечении охраны труда при стрижке живых изгородей - 80 баллов.
10. Представлено предложение о качестве выполнения работ от 90% до 99% видов работ, отмеченных знаком "*" в таблице 1 Описания объекта закупки; участником закупки представлены сведения об обеспечении охраны труда при выполнении работ по уборке газонов и подметанию территории в летний период, сведения об обеспечении охраны труда при выполнении работ по уборке снега и наледи в зимний период, сведения об обеспечении охраны труда при выкашивании газонов на откосах и газонных бордюров, сведения об обеспечении охраны труда при стрижке живых изгородей - 90 баллов.
11. Представлено предложение о качестве выполнения работ всех видов работ, отмеченных знаком "*" в таблице 1 Описания объекта закупки, участником закупки представлены сведения об обеспечении охраны труда при выполнении работ по уборке газонов и подметанию территории в летний период, сведения об обеспечении охраны труда при выполнении работ по уборке снега и наледи в зимний период, сведения об обеспечении охраны труда при выкашивании газонов на откосах и газонных бордюров, сведения об обеспечении охраны труда при стрижке живых изгородей - 100 баллов".
Согласно таблице 1 Описания объекта закупки Заказчиком определен перечень работ и товаров, используемых для выполнения указанных работ:
Номер работы и товара |
Наименование работ и товаров, используемых для выполнения указанных работ |
Кол-во |
Ед. изм. |
Часть 1. Покос трав | |||
N1 Покос травы на территории п. Тельмана | |||
1. * |
Выкашивание газонов на откосах и газонных бордюров - периодичность 4 |
3 447,72 |
100 м2 |
N2 Покос травы на территории п. Войскорово | |||
2. * |
Выкашивание газонов на откосах и газонных бордюров - периодичность 4 |
777,4 |
100 м2 |
N3 Покос травы на территории д. Пионер, Ям-Ижора | |||
3. * |
Выкашивание газонов на откосах и газонных бордюров - периодичность 4 |
56,8 |
100 м2 |
Часть 2. Уборка территории в зимний период | |||
N1 | |||
Уборка мусора на территории общего пользования п. Тельмана | |||
4. * |
Подметание теppитоpий 1 класса с неусовеpшенствованным покрытием (периодичность - 80) - |
9 645,84 |
1000 м2 |
Уборка мусора на территории общего пользования п. Войскорово, д. Пионер, Ям- Ижора | |||
5. * |
Подметание теppитоpий 1 класса с неусовеpшенствованным покрытием (периодичность - 80) |
2 203,44 |
1000 м2 |
Уборка мусора на территории береговой полосы реки Ижора | |||
6. * |
Уборка газонов от мусора (Периодичность 80) |
456 |
1000 м2 |
6.1 |
Мешки пластиковые (40 микрон) размером 700х1100 мм |
0,32 |
1000 шт. |
7. |
Очистка территорий с усовершенствованным покрытием от уплотненного снега и снежно- ледяных образований - Периодичность 32- на 65 % от общей площади |
298,8544 |
1000 м2 |
8. |
Подметание территории в дни без снегопада - Периодичность 32- на 35 % от общей площади |
160,9216 |
1000 м2 |
9. * |
Распределение противогололедных материалов (10% пескосоляной смеси) на дорожных покрытиях машиной (Периодичность - 32) |
459,776 |
1000 м2 |
9.1 |
Песчано-соляная смесь 20%, в таре |
68,9664 |
т |
Уборка мусора на территории детских и спортивной площадках в п. Тельмана, п. Войскорово, д. Пионер | |||
10. |
Очистка территорий с усовершенствованным покрытием от уплотненного снега и снежно- ледяных образований (Периодичность - 54) |
200,178 |
1000 м2 |
11. |
Пескопосыпка территории 1 класса (Периодичность - 54) |
200,178 |
1000 м2 |
11.1 |
Песок для строительных работ природный |
120,1068 |
м3 |
12. * |
Очистка урны от мусора (Периодичность - 80) |
2 160 |
1 шт. |
12.1 |
Мешки пластиковые (40 микрон) размером 700х1100 мм |
2,16 |
1000 шт |
13. |
Расстановка малых архитектурных форм (диваны, скамейки, вазы, урны) при массе до 100 кг на расстояние до 100 м - Применительно вкладыши в урны |
10 |
1 шт. |
13.1 |
Жестяной вкладыш для урны объем 20л |
10 |
1 шт. |
Уборка снега с внутридворовых проездов | |||
14. |
Уборка свежевыпавшего снега толщиной слоя свыше 2 см (сдвигание свежевыпавшего снега в валы или кучи с помощью плуга с одновременным подметанием щеткой) - Периодичность 26 |
482,352 |
1000 м2 |
Посыпка противогололедными средствами муниципальных дорог и дворовых проездов в зимний период | |||
15. * |
Распределение противогололедных материалов (10% пескосоляной смеси) на дорожных покрытиях машиной - периодичность 26 |
895,726 |
1000 м2 |
15.1 |
Песчано-соляная смесь 20%, в таре |
134,3589 |
т |
Очистка поверхностей от несанкционированных рекламных объявлений на территории п. Тельмана, п. Войскорово, д. Пионер, Ям-Ижора. в зимний период | |||
16. |
Снятие обоев простых и улучшенных (Применительно снятие реклам) (Периодичность - 6) |
2,7 |
100 м2 очищаемой поверхности |
Уборка от снега и посыпка противогололедными средствами дорог | |||
17. * |
Уборка свежевыпавшего снега толщиной слоя свыше 2 см (сдвигание свежевыпавшего снега в валы или кучи с помощью плуга с одновременным подметанием щеткой) - Периодичность 26 |
896,272 |
1000 м2 |
18. * |
Распределение противогололедных материалов (10% пескосоляной смеси) на дорожных покрытиях машиной коммунально-уборочной- периодичность 26 (в смете марка техники!) |
896,272 |
1000 м2 |
18.1 |
Песчано-соляная смесь 20%, в таре |
134,4408 |
т |
Часть 3. Уборка территории в летний период | |||
N1 | |||
Уборка мусора на территории общего пользования п. Тельмана | |||
19. * |
Ручная уборка газонов от случайного мусора - периодичность 80 |
96 458,4 |
100 м2 |
19.1 |
Мешки пластиковые (40 микрон) размером 700х1100 мм |
57,875 |
1000 шт. |
Уборка мусора на территории общего пользования п. Войскорово, д. Пионер, Ям-Ижора | |||
20. * |
Ручная уборка газонов от случайного мусора - периодичность 80 |
22 034,4 |
100 м2 |
20.1 |
Мешки пластиковые (40 микрон) размером 700х1100 мм |
13,221 |
1000 шт. |
Уборке мусора на территории береговой полосы реки Ижора | |||
21. * |
Ручная уборка газонов от случайного мусора - периодичность 80 |
4 560 |
100 м2 |
21.1 |
Мешки пластиковые (40 микрон) размером 700х1100 мм |
2,736 |
1000 шт. |
Уборка мусора с пешеходных дорожек п. Тельмана, п. Войскорово, д. Пионер, Ям- Ижора | |||
22. * |
Подметание теppитоpий 1 класса с усовеpшенствованным покрытием (Периодичность - 32) |
459,776 |
1000 м2 |
23. * |
Ручная уборка газонов от случайного мусора - периодичность 32 - 50 % от общей площади |
2 298,88 |
100 м2 |
23.1 |
Мешки пластиковые (40 микрон) размером 700х1100 мм |
1,379 |
1000 шт. |
Уборка мусора на территории детских и спортивной площадках в п. Тельмана, п. Войскорово, д. Пионер | |||
24. * |
Подметание теppитоpий 1 класса с усовеpшенствованным покрытием (Периодичность - 144) - 50 % от общей площади |
266,904 |
1000 м2 |
25. * |
Ручная уборка газонов от случайного мусора - периодичность 144 - 50 % от общей площади |
2 669,04 |
100 м2 |
25.1 |
Мешки пластиковые (40 микрон) размером 700х1100 мм |
1,601 |
1000 шт. |
26. * |
Очистка урны от мусора (Периодичность - 80) |
2 160 |
1 шт |
26.1 |
Мешки пластиковые (40 микрон) размером 700х1100 мм |
2,16 |
1000 шт. |
27. * |
Промывка вручную шлангом урн железобетонных с вкладышем и без вкладыша (Периодичность - 80) |
21,6 |
100 шт. |
27.1 |
Средство: моющее для санитарно-технических приборов жидкое |
108 |
л |
28. |
Расстановка малых архитектурных форм (диваны, скамейки, вазы, урны) при массе до 100 кг на расстояние до 100 м - Применительно вкладыши в урны |
10 |
1 шт. |
28.1 |
Жестяной вкладыш для урны объем 20л |
10 |
шт. |
Уборка мусора на территории детских и спортивной площадках в п. Тельмана, п. Войскорово, д. Пионер | |||
29. * |
Подметание теppитоpий 1 класса с усовеpшенствованным покрытием (Периодичность - 26) |
48,191 |
1000 м2 |
30. * |
Ручная уборка газонов от случайного мусора - на 50 % от общей площади - периодичность 26 |
481,91 |
100 м2 |
30.1 |
Мешки пластиковые (40 микрон) размером 700х1100 мм |
0,289 |
1000 шт. |
Уборка обочин муниципальных дорог | |||
31. |
Ручной сбор на обочинах крупногабаритного мусора (веток, сучьев, крупного мусора) - применительно - периодичность 54 |
1 924,56 |
100 м2 |
31.1 |
Мешки пластиковые (40 микрон) размером 700х1100 мм |
1,155 |
1000 шт. |
Снятие бумажной рекламы | |||
32. |
Снятие обоев: простых и улучшенных (Применительно снятие реклам) (Периодичность - 6) |
2,7 |
100 м2 очищаемой поверхности |
Часть 4. Работы по содержанию воинского захоронения | |||
N1 Комплекс работ по содержанию воинского захоронения на территории пос. Тельмана | |||
33. * |
Ручная уборка газонов от случайного мусора - периодичность 12 |
115,2 |
100 м2 |
33.1 |
Мешки пластиковые (40 микрон) размером 700х1100 мм |
0,0703 |
1000 шт. |
34. * |
Подметание теppитоpий 1 класса с усовеpшенствованным покрытием - периодичность - 8 |
2,24 |
1000 м2 |
35. * |
Ручная очистка труднодоступных участков тротуаров от снега и наледи при механизированной уборке периодичность - 4 |
11,2 |
100 м2 |
36. * |
Ручное распределение противогололедных материалов во время гололеда на открытых и закрытых тротуарах периодичность - 4 |
11,2 |
100 м2 |
36.1 |
Песчано-соляная смесь 10 % |
1,68 |
т |
37. * |
Окраска масляными составами ранее окрашенных металлических решеток и оград без рельефа за 2 раза |
6,3 |
10 м2 |
37.1 |
Краска масляная |
8,568 |
кг |
Часть 5. Уход за зелеными насаждениями | |||
N1 | |||
Стрижка кустов территории п. Тельмана, п. Войскорово, д. Пионер, Ям-Ижора | |||
38. * |
Стрижка живых изгородей пород мягколиственных, Твердолиственных Периодичность - 2 |
9,48 |
100 м2 развернутой поверхности кроны |
39. |
Внекорневая подкормка кустарников высотой 1-1,5 м Периодичностиь- 1 |
15,8 |
100 кустов |
39.1 |
Флоргумат, концентрат универсальный |
0,948 |
л |
39.2 |
Вода |
0,474 |
м3 |
40. |
Внесение жидких удобрений с применением средств механизации Периодичность -1 |
3,16 |
1 м3 |
40.1 |
Рибав-экстра |
316 |
мл |
40.2 |
Вода |
3,16 |
м3 |
Защитная обработка деревьев | |||
41. |
Опрыскивание ядохимикатами кустарников высотой 1-2 м в облиственном состоянии в городских условиях Периодичность- 2 |
31,6 |
100 кустов |
39.1 |
"Инта-Вир", таблетка 8 г (инсектициды) |
316 |
8 г |
40. |
Вода |
3,16 |
м3 |
Таким образом из положений порядка рассмотрения и оценки заявок следует, что оценка заявок осуществляется по шкале оценки, согласно которой:
В случае если участник закупки не представил предложение или представил предложение о качестве выполнения работ менее 10% видов работ, отмеченных знаком "*" в таблице 1 Описания объекта закупки, то он получает 0 баллов по детализирующему показателю "качество выполнения работ".
В случае если участник закупки представил предложение о качестве выполнения работ от 10% до 19% видов работ, отмеченных знаком "*" в таблице 1 Описания объекта закупки, то он получает 10 баллов по детализирующему показателю "качество выполнения работ".
В случае если участник закупки представил предложение о качестве выполнения работ от 20% до 29% видов работ, отмеченных знаком "*" в таблице 1 Описания объекта закупки, то он получает 20 баллов.
В случае если участник закупки представил предложение о качестве выполнения работ от 30% до 39% видов работ, отмеченных знаком "*" в таблице 1 Описания объекта закупки, то он получает 30 баллов и т. д.
В соответствии с пунктом 16 Положения оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 17 Постановления Правительства N 2604 предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке (пункт 19 Постановления Правительства N 2604).
Пунктом 22 Положения определено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Глава IV Положения "Оценка заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" предусматривает характеристики, которые определяются и не определяется количественным значением, а также в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением.
Анализ извещения позволяет сделать вывод, что описание условия исполнения контракта в соответствии со всеми требованиями о том, как будут оказываться услуги, не является каким-либо "конкурентным преимуществом", поскольку в любом случае, исполнитель обязан будет выполнять их в полном объеме, с тем качеством, которое установлено Заказчиком при описании объекта закупки.
Само по себе многостраничное описание как потенциальный участник будет выполнять работы или оказывать услуги не имеет значение, поскольку закупка проводится для удовлетворения нужд Заказчика, а качество товара, услуг, работ определяется контрактом.
Более того, Инспекция считает, что буквальная трактовка пункта 22 Положения свидетельствует о том, что при его использовании баллы присваиваются за предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно толковому словарю Ожегова. С.И.: "СВОЙСТВО, -а, ср. Качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-чего-н".
Анализ извещения позволяет сделать вывод, что в нем под свойством объекта закупки понимается наличие или отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям оказания услуг, при этом наличие предложения участника о том, как будут оказываться услуги или отсутствие предложения участника о том, как будут оказываться услуги не является каким-либо "конкурентным преимуществом", поскольку в любом случае, исполнитель обязан будет выполнять их в полном объеме, с тем качеством, которое установлено Заказчиком при описании объекта закупки.
Более того, вышеуказанный порядок открывает возможности для субъективной заявок со стороны конкурсной комиссии при оценке того было ли предложение представлено или нет.
С использованными формулировками извещения, Ленинградскому УФАС России и потенциальным участникам не представляется возможным определить истинные требования и потребности Заказчика.
Также Инспекция установила, что в рамках детализирующего показателя "наличие у участников закупки производственных площадок для размещения и хранения материалов, техники и оборудования общей площадью 300 кв.м. или более" показателя оценки "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" критерия оценки "Квалификация участников закупки" установлено:
"Оценка заявок осуществляется по шкале оценки, согласно пункту 22 и 23 Положения.
По детализирующему показателю "наличие у участников закупки производственных площадок для размещения и хранения материалов, техники и оборудования общей площадью 300 кв.м. или более" предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки. Шкала оценки предусматривает присвоение: 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии производственных площадок для размещения и хранения материалов, техники и оборудования общей площадью 300 кв.м. или более, а при отсутствии производственных площадок для размещения и хранения материалов, техники и оборудования общей площадью 300 кв.м. или более - 0 баллов (лучшим является наличие производственных площадок для размещения и хранения материалов, техники и оборудования общей площадью 300 кв.м. или более). При отсутствии предложения по данному показателю присваивается 0 баллов".
По мнению Комиссии, установление требования к наличию у участников закупки производственных площадок для размещения и хранения материалов, техники и оборудования общей площадью 300 кв.м. или более ограничивает конкуренцию и количество потенциальных участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что подобный порядок рассмотрения и оценки заявок не нацелен на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок и приводит к необоснованному ограничению числа участников данной закупки.
Все вышеуказанное не сводится к выявлению наилучшего исполнителя, а практика подтверждена Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-9711/2022 (стр. 8 судебного акта), с участием Ленинградского УФАС России.
Таким образом, Комиссия признает жалобу Заявителя обоснованной и усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
2. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 6 мая 2024 г. N 047/06/99-1094/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2024