Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - ГБУЗ ЛО "Кингисеппская МБ":
от Заявителя - АО "СЗЦДМ":
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 5133-ИП/24 от 26.04.2024) на положения извещения при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению лабораторных исследований в 2024 году для нужд ГБУЗ ЛО "Кингисеппская МБ".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 19.04.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 999 975,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно доводам жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части описания объекта закупки. По мнению Заявителя, требования к участнику в описании объекта закупки установлены неправомерно, в нарушение положений Закона о контрактной системе.
Рассмотрев документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте ЕИС, Комиссия признает довод, изложенный в жалобе, необоснованным на основании следующего.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указание в извещении об осуществлении закупки требований к характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Закона о контрактной системе. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки для достижения поставленных целей.
Таким образом, согласно положениям статьи 42, части 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчику, с одной стороны, предоставлено право самостоятельно принимать решение о способе определения поставщиков, содержании объекта закупки, установления функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, соответствующих потребностям Заказчика, с другой стороны, Заказчику запрещено совершать действия направленные на ограничение конкуренции.
Из извещения об осуществлении закупки следует, что объектом закупки является оказание услуг по проведению лабораторных исследований в 2024 году для нужд ГБУЗ ЛО "Кингисеппская МБ".
Также из извещения следует, что Заказчиком установлено требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе:
"Наличие действующей лицензия на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 ФЗ от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" со следующими работами (услугами) по: При оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях: - лабораторной диагностике; - медицинской микробиологии. При оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях: - аллергологии и иммунологии; - клинической лабораторной диагностике; - медицинской микробиологии. При проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий организуются и выполнятся следующие работы (услуги) по: - санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. Перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закон N44-ФЗ, и предусмотренные подпунктом "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона N44-ФЗ: - копия действующей лицензии или - выписка из реестра лицензий (или копия выписки из реестра лицензий), соответствующая типовой форме выписки, утвержденной в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343, или - декларация о своём соответствии требованию о наличию лицензии с указанием общедоступного государственного реестра лицензий, размещенного лицензирующим органом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (с указание адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых размещён такой реестр лицензий)".
Согласно Описанию объекта закупки Заказчиком установлены требования к качеству и характеристикам услуг, требования к результатам оказания услуг, согласно которым исполнитель должен обладать действующей лицензией в течение всего периода оказания услуг, а именно:
Действующая лицензия на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 ФЗ от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" со следующими работами (услугами) по:
При оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях:
- лабораторной диагностике;
- медицинской микробиологии.
При оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях:
- аллергологии и иммунологии;
- клинической лабораторной диагностике;
-медицинской микробиологии.
При проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий организуются и выполнятся следующие работы (услуги) по:
- санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
По мнению Заявителя установление требования к обозначенным в извещении видам работ в лицензии как для первичной доврачебной и для первичной специализированной медико-санитарная помощи является неправомерным.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснил, что Заказчик на основании постановления Правительства РФ от 01.06.2021 N852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" среди прочих, исходя из спецификации аукциона установил следующие требования к участникам аукциона:
- наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности с правом оказания услуги (работы) по "лабораторной диагностике", "медицинской микробиологии", "аллергологии и иммунологии", "клинической лабораторной диагностике" и "санитарно-гигиенические лабораторные исследования".
Все перечисленные виды медицинской деятельности включены в "Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность", представленного в Приложение к "Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N852.
Все работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения от 19 августа 2021 года N866н "Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность" подлежат обязательной классификации по видам оказываемой медицинской помощи и условиям их оказания.
Заказчик, руководствуясь своими потребностями при формировании требований к участникам закупки исходил из необходимости выполнения работ (услуг) составляющих медицинскую деятельность, так как наличие права осуществлять конкретную медицинскую деятельность (по "лабораторной диагностике"; по "медицинской микробиологии") с учетом ее классификации по виду медицинской помощи свидетельствует о полном соответствии потенциального исполнителя аукциона законодательству РФ, наличие в его штате необходимого квалифицированного и сертифицированного персонала и составляет государственную нужду.
Таким образом, Заказчик, руководствуясь требованиями постановления Правительства РФ от 01.06.2021 N852, Приказа Министерства здравоохранения от 19 августа 2021 года N866н, установил требования о наличии соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Комиссия, проанализировав требования извещения установила, что в описании объекта закупки содержится исчерпывающий перечень работ и услуг, оказываемых при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи. Данный перечень содержит разделы и подразделы медицинских работ/услуг, подлежащих лицензированию.
Комиссия исходит из того, что если в лицензии какого-либо участника не представлены данные работы, это не является ограничением конкуренции, поскольку на рынке имеются исполнители, имеющие соответствующие работы (услуги) в лицензии.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья) существует два различных понятия: первичная доврачебная медико-санитарная помощь и первичная специализированная медико-санитарная помощь.
Согласно положениям Закона об основах охраны здоровья, первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием, первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Данные виды медицинской помощи подразумевают как отличающуюся функциональную специфику, так и квалификацию персонала, выполняющего медицинские услуги.
Согласно Обзору судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
В Законе о контрактной системе и иных нормативных правовых актах не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в извещение требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Изучив положения извещения, выслушав пояснения сторон, Комиссия Ленинградского УФАС России пришла к выводу, что Заказчиком правомерно установлены требования о наличии у участников лицензии на различные виды медицинских услуг, являющихся предметом настоящей закупки и которые будут служить достижению проведения лабораторных исследований в надлежащем виде.
Вышеуказанная практика подтверждена Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-27347/2020, с участием Ленинградского УФАС России, по которому Заявитель уже обжаловал аналогичное установление требований, при этом в судебном акте отмечено: "Изучив документацию, выслушав пояснения сторон, Комиссия УФАС пришла к выводу, что Заказчиком правомерно установлены требования о наличии у участников лицензии на различные виды медицинских услуг, являющихся предметом настоящей закупки, а следовательно, аукционная комиссия правомерно отклонила заявку Заявителя, не представившего необходимую лицензию в рамках установленных Заказчиком требований".
На основании изложенного и, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "СЗЦДМ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 7 мая 2024 г. N 047/06/42-1112/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2024