Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Новые технологии" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Подольская областная клиническая больница" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание комплексной услуги по организации временного хранения (накопления), сбору, транспортированию, обезвреживанию и конечному размещению медицинских отходов классов Б и В (извещение N 0348500003524000185 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положение извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 17.04.2024;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 7 994 280,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 26.04.2024;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе установлены неправомерные требования, ограничивающие количество участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является оказание комплексной услуги по организации временного хранения (накопления), сбору, транспортированию, обезвреживанию и конечному размещению медицинских отходов классов Б и В.
Заказчиком в техническом задании установлено, в том числе следующее:
"Транспортировка отходов с территории Заказчика осуществляется с периодичностью, обеспечивающей соблюдение требований СанПиН 2.1.3684-21:
- по объектам, установленным в Приложении N3, на которых установлено холодильное оборудование, еженедельно по пятницам; по объекту, расположенного по адресу Московская область, г.о. Подольск, г. Подольск, ул. Кирова, д. 38 (стационар), с учетом большого объема накопления отходов, - 2 раза в неделю, по вторникам и пятницам с 9.00 до 15.00 (связано с внутренним распорядком работы отделения).
- по объектам, установленным в Приложении N4, на которых не установлено холодильное оборудование, ежедневно, в том числе в выходные и праздничные дни. с 9.00 до 15.00 (связано с внутренним распорядком работы отделения)".
По мнению Заявителя, отсутствие возможности ежедневного вывоза отходов по объектам, установленным в Приложении N 3 ограничивает количество участников закупки.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"В связи с тем, с тем, что объём отходов, образуемый отдельными корпусами Учреждения, является значительным, а на практике, Организациями, осуществляющими комплекс услуг по обработке медицинских отходов (сбор, транспортирование и т.п.), вывоз не всегда производится своевременно (по различным, в том числе - не зависящим от Исполнителя обстоятельствам), Учреждением принято решение о необходимости наличия накопителей-холодильников, для временного накопления образованных отходов. В случае просрочки вывоза, Заказчиком будет нарушен п. 211 СанПиНа 2.1.3684-21, который регламентирует временное хранение медицинских отходов в помещении без холодильного оборудования не более 24-х часов, за что положен административный штраф, который будет применён к ответственному лицу Учреждения.
Более того, предоставление потенциальным Исполнителем специализированного оборудования, в рамках в Закупки, как технологически и функционально связанного элемента Аукциона обусловлено исключением следующей дополнительной нагрузки на дирекцию Учреждения и сопутствующих расходов Заказчика, влекущих дополнительную нагрузку на персонал, как следствие - увеличение расходов бюджетных денежных средств, выделяемых в адрес ГБУЗ МО "ПОКБ" для осуществления деятельности:
Для временного накопления медицинских отходов в условиях отсутствия медицинских изделий холодильников-накопителей в Учреждении необходимо отремонтировать (перестроить/построить) специальное помещение(-я), которое будет соответствовать требованиям п. 211 СанПиНа 2.1.3684-21, а именно:
- участок должен быть оборудован системами водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения и автономной вентиляцией. На участке должна быть обеспечена поточность технологического процесса и возможность соблюдения принципа разделения на чистую и грязную зоны;
- на территории участка персоналом организации по обращению с медицинскими отходами осуществляется прием, обработка (обезвреживание или обеззараживание), хранение отходов, мойка и дезинфекция стоек-тележек, контейнеров и другого оборудования, применяемого для перемещения отходов;
- помещения участка делятся на зоны:
грязную, к которой относятся помещение приема и временного хранения поступающих медицинских отходов, помещение обработки отходов, оборудованное установками по обеззараживанию (обезвреживанию) отходов классов Б и В, помещение мойки и дезинфекции. При небольших объемах возможно временное хранение поступающих отходов и их обеззараживание в одном помещении. При хранении отходов классов Б и В более 24-х часов предусматривается холодильное оборудование;
чистую, к которой относятся помещения хранения обеззараженных (обезвреженных) отходов, вымытых и обеззараженных средств перемещения отходов (возможно совместное временное хранение в одном помещении), склад расходных материалов, комната персонала, санузел, душевая;
- поверхность стен, пола, потолков, мебели и оборудования должна быть гладкой, устойчивой к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств;
- в помещениях участка должна быть автономная приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением. Из помещений грязной зоны должна быть оборудована вытяжная вентиляция с механическим побуждением без устройства организованного притока;
- основные производственные помещения (для приема и временного хранения отходов, обеззараживания, мойки и дезинфекции инвентаря и оборудования) должны быть оборудованы поливочным краном, трапами в полу (поддонами). В помещении обеззараживания, обезвреживания отходов должна быть раковина для мытья рук;
- помещения участка должны быть оборудованы устройствами обеззараживания воздуха;
- персонал организации по обращению с медицинскими отходами проводит текущую уборку влажным способом, не реже одного раза в день с применением моющих и дезинфицирующих средств. Генеральную уборку проводят не реже 1 раза в месяц. Обработке подлежат стены, мебель, технологическое оборудование, пол. Уборочный инвентарь, раздельный для чистой и грязной зоны, должен иметь маркировку для соответствующей зоны, должен использоваться исключительно по назначению и храниться раздельно.
В настоящее время, в тех корпусах, где образуется значительное количество медицинских отходов (где необходимы накопители-холодильники) нет ни одного помещения, подпадавшие бы под все вышеуказанные критерии. Ремонтировать (перестраивать) уже имеющиеся или пристраивать новые помещения, специально для целей обращения с медицинскими отходами - дополнительная финансовая нагрузка на Учреждение, это попросту - не является экономически целесообразным. После ремонта (постройки) данных помещений, всё оборудование и весь инвентарь должен своевременно и качественно обслуживаться, для этого необходимо расширение штата, постоянная закупка расходных материалов, к примеру, дезинфицирующих средств, которые будут увеличивать вес образуемых отходов, соответственно увеличивать общую стоимость закупки.
Необходимо так же проводить дополнительное обучение персонала и увеличивать нагрузку на персонал работой по обеззараживанию отходов. В процессе же обеззараживания отходов, очень высокий риск заражения персонала, согласно нормам по защите труда, данный риск является излишним.
Во всём вышеуказанном Учреждение не заинтересовано, поскольку объективно влечёт за собой дополнительные обременения и необоснованные траты. В том числе поэтому, согласно положениям технического задания к данному Аукциону, требуется именно комплексная услуга, включающая в себя временное хранение, которое невозможно без накопителей-холодильников на объектах с высоким объёмом образования медицинских отходов".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления положений Технического задания подобным образом не ограничивает количество участников закупки, не вводят в заблуждение и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя не предоставил документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать:
- с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки характеристики, предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Заказчиком в Требованиях к содержанию, составу заявки установлено, в том числе следующее:
"а) с учетом положений части 2 ст.43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
Предложение участника закупки должно соответствовать требованиям заказчика, установленным в "Описании объекта закупки/Техническом задании".
Заявка на участие в закупке может быть представлена по форме, предусмотренной приложением N 1 к Описанию объекта закупки/Техническому заданию и заполнена в соответствии с Инструкцией по заполнению заявки на участие в закупке и Инструкцией по заполнению формы требований заказчика к характеристикам объекта закупки (Приложение N 1 к Описанию объекта закупки/Техническому заданию).
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
Вместе с тем, согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является оказание комплексной услуги по организации временного хранения (накопления), сбору, транспортированию, обезвреживанию и конечному размещению медицинских отходов классов Б и В.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований к товарам при выполнении работ в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе подобным образом вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют надлежащим образом заполнить заявку на участие в закупке, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заказчика не представил документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что допущенные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), так как на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, 3 из которых признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новые технологии" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Материалы дела от 06.05.2024 N 050/06/105-13353/2024 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе передать соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 6 мая 2024 г. N 050/06/105-13353/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2024