Комиссия Московского областного УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Триумф" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Мытищинская областная клиническая больница" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) запроса котировок на услуги по техническому обслуживанию (содержанию) систем пожарной сигнализации в подразделениях ГБУЗ МО "Мытищинская областная клиническая больница" (извещение N 0348300053624000095 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Запрос котировок) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Запроса котировок.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Запроса котировок.
Рассмотрев жалобу Заявителя, возражения Заказчика, представленные Заказчиком и размещенные на Официальном сайте информацию и документы, Комиссия установила:
1) извещение о проведении Запроса котировок размещено на Официальном сайте - 29.03.2024;
2) начальная (максимальная) цена договора - 4 290 000,03 рублей;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок - 02.05.2024;
4) на участие в Запросе котировок подано 2 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении Запроса котировок.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе не установлено требование о наличии лицензии на конкретные виды работ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Перечень), утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Перечень включает в себя следующие виды работ (услуг):
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
9. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
10. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Согласно извещению о проведении Запроса котировок, объектом закупки являются услуги по техническому обслуживанию (содержанию) систем пожарной сигнализации в подразделениях ГБУЗ МО "Мытищинская областная клиническая больница".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Запроса котировок установлено, в том числе следующее:
"3 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Установлены, в соответствии с пунктами 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ. копия лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Лицензия МЧС РФ) на проведение работ: предоставить лицензию на техническое обслуживание охранно-пожарной сигнализации а именно, "Действующая лицензия (копия или либо иные документы или сведения подтверждающие наличие лицензии (выписка из Единого реестра лицензий или номер реестровой записи из соответствующего реестра) на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на следующий вид деятельности: Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение. в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", либо иные документы или сведения, подтверждающие наличие лицензии (выписка из Единого реестра лицензий или номер реестровой записи из соответствующего реестра)".
Заказчиком в Техническом задании установлен перечень, периодичность и сроки выполнения работ по техническому обслуживанию систем автоматической противопожарной защиты, в котором установлено, в том числе следующее:
Перечень работ |
Периодичность обслуживания силами Исполнителя по контракту на объектах с массовым пребыванием людей (вариант 1) |
Периодичность обслуживания силами Исполнителя по контракту для всех прочих объектах (Вариант 2) |
Периодичность обслуживания силами Исполнителя по контракту на объектах с круглосуточным пребыванием людей (вариант 3) |
Перекатка напорных пожарных рукавов (НПР) |
Ежегодно |
Ежегодно |
Ежегодно |
По мнению Заявителя, Заказчиком установлена лицензия по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в котором отсутствует разрешенный вид деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту первичных средств пожаротушения.
На заседании Комиссии представитель Заказчика предоставил письменные пояснения, согласно которым:
"в перечень указанный в требованиях по закупке входят данные виды работ, что подтверждается письмом МЧС от 30.07.2021 NИГ-168-879 (прилагается). Где указано: В нормативных документах по пожарной безопасности отсутствуют понятия, порядок и способы проведения перекатки пожарных рукавов
С учетом Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1128, в перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений входит монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ".
В подтверждение своей позиции представитель Заказчика представил письмо Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 30.07.2021 N ИГ-168-879, согласно которому:
"Согласно пункту 50 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 (далее - ППР в РФ), руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода исправными пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год), а также надлежащее состояние водокольцевых катушек с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
В нормативных документах по пожарной безопасности отсутствуют понятия, порядок и способы проведения перекатки пожарных рукавов.
По вопросу необходимости наличия лицензии для проведения работ по перекатке пожарных рукавов сообщаем, что в соответствии с частью 15 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений включена в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
С учетом Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1128, в перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений входит монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Таким образом, если перекатка согласно эксплуатационной документации изготовителя включена в перечень работ по техническому обслуживанию пожарных рукавов, данный вид деятельности предусматривает наличие лицензии. В случае если в рамках технического обслуживания перекатка не предусмотрена, соответствующая лицензия не требуется".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не установления требования о предоставлении лицензии по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подобным образом не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя не представил документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен срок окончания подачи заявок после внесения изменений в Извещение.
В соответствии с частью 4 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял:
1) при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней;
2) при проведении электронных аукционов - не менее семи дней;
3) при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, - не менее трех дней;
4) при проведении электронных запросов котировок - не менее трех дней.
Согласно сведениям Официального сайта, Заказчиком внесены изменения в извещение о проведении Запроса котировок 27.04.2024.
Дата окончания подачи заявок 02.05.2024 в 10:00.
Вместе с тем, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.08.2023 N 1314 "О переносе выходных дне" в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней Правительство Российской Федерации установлено:
Перенести в 2024 году следующие выходные дни:
с субботы 27 апреля на понедельник 29 апреля.
Согласно статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197 - ФЗ Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:
1 мая - Праздник Весны и Труда.
Таким образом, изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления срока окончания подачи заявок подобным образом ограничивают участников закупки и противоречат требованиям Закона о контрактной системе, так как срок составляет менее трех дней.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, представитель Заказчика не представил документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Следовательно, довод жалобы является обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Триумф" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Закупочной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 08.05.2024 N 050/06/105-13612/2024 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 8 мая 2024 г. N 050/06/105-13612/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2024