Резолютивная часть решения объявлена 14.05.2024
Решение в полном объеме изготовлено 17.05.2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии:
"..." - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"..." - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"..." - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении в обращения путем использования видеоконференцсвязи с использованием платформы "TrueConf":
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" (далее - ГКУ РТ "Госстройзаказ", государственный заказчик):
- "..." действующая на основании доверенности от 25.12.2023,
от Общества с ограниченной ответственностью "ПРОФСИТИГРУПП" (далее - ООО "ПРОФСИТИГРУПП", общество):
- "..." действующий на основании доверенности N 01-22 от 25.05.2024,
рассмотрев обращение (вх. 1777-ЭП/24 от 03.05.2024) ГКУ РТ
"Госстройзаказ" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "ПРОФСИТИГРУПП" (111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 18, стр. 1, этаж 2, помещение 2, ком. 211, ИНН: 5009122676, КПП: 772201001, ОГРН: 1205000016825, дата присвоения ОГРН 19.02.2020), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 130-22 от 08.08.2022, заключенного по итогам открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822002772 "Разработка проектной документации объекта "Строительство водозабора на Левобережных очистных сооружениях г. Кызыла"", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила), в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 06.05.2023 N 123/24 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822002772.
В заседании Комиссии Тывинского УФАС России 13.05.2024 был объявлен перерыв до 17 часов 00 минут 14.05.2024 в связи с поступившим ходатайством генерального директора ООО "ПРОФСИТИГРУПП" об отложении дела (вх. N 1865-ЭП/24 от 13.05.2024), о чем стороны уведомлены письмом от 13.05.2024 N АО/1656/24.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и ООО "ПРОФСИТИГРУПП" были направлены уведомления о месте и времени рассмотрения обращения. Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения обращения была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель государственного заказчика поддержала доводы, изложенные в обращении.
Согласно письменным пояснениям ООО "ПРОФСИТИГРУПП" (вх. N 1868-ЭП/24 от 13.05.2024) следует, что несовременное исполнение обязательств связано со значительной задержкой исходных данных и отсутствием соответствующего земельного участка.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/10/104-206/2024, а также выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС 07.07.2022 размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822002772 "Разработка проектной документации объекта "Строительство водозабора на Левобережных очистных сооружениях г. Кызыла"" начальная (максимальная) цена контракта: 5 000 000,00 рублей.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822002772 заказчиком является ГКУ РТ "Госстройзаказ".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке N 0112200000822002772 от 27.07.2022, до окончания срока подачи заявок поступило 2 заявки:
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822002772 от 28.07.2022:
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором |
Решение о соответствии второй части заявки требованиям извещения или об отклонении второй части заявки |
Обоснование решения об отклонении второй части заявки на участие в закупке |
112320355 |
Отклонена |
Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ), а именно участником закупки в качестве подтверждения членства СРО в области архитектурно-строительного проектирования, предоставлена просроченная выписка (от 12.07.2021 года) из реестра членов саморегулируемой организации. В соответствии с частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи, данное требование также указано в приложении к извещению. |
112328308 |
Соответствует требованиям |
|
08.08.2022 между ГКУ РТ "Госстройзаказ" и ООО "ПРОФСИТИГРУПП" заключен государственный контракт N 130-22 "Разработка проектной документации объекта "Строительство водозабора на Левобережных очистных сооружениях г. Кызыла"".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 12.1 государственного контракта N 1П-17/2021 от 10.06.2021 предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у исполнителя в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
Как следует из представленных в материалы дела документов, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 130-22 от 08.08.2022 принято 17.04.2024 и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в ЕИС 17.04.2024, о чем ООО "ПРОФСИТИГРУПП" извещено 17.04.2024.
Следовательно, датой вступления указанного решения в силу в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, является 30.04.2024, то есть день следующей за днем по истечении десятидневного срока со дня размещения в ЕИС решения заказчика от 17.04.2024 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 130-22 от 08.08.2022 в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
При этом, необходимо различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Кроме того, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела и установлено Комиссией Тывинского УФАС России, основанием для принятия заказчиком решения от 17.04.2024 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 130-22 от 08.08.2022 является не выполнение исполнителем своих обязательств по заключенному государственному контракту в установленный срок.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1.1 государственного контракта N 130-22 от 08.08.2022 исполнитель обязуется выполнить работы по разработке проектной документации объекта "Строительство водозабора на Левобережных очистных сооружениях г. Кызыла".
Пунктом 1.5 государственного контракта N 130-22 от 08.08.2022 предусмотрено, что "Срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 20 декабря 2022 года".
Дополнительным соглашением N 1 от 19.12.2022 к государственному контракту N 130-22 от 08.08.2022 срок выполнения работ сторонами определен до 20.07.2023.
При этом, как следует из представленных в материалы дела документов (вх. N 1868-ЭП/24 от 13.05.2024) со стороны ООО "ПРОФСИТИГРУПП" предпринимались меры по надлежащему исполнению условий контракта в период всего срока его действия и за пределы установленного срока.
В частности, согласно представленной в материалы дела (вх. N 1838-ЭП/24 от 08.05.2024) переписке государственного заказчика с обществом следует, что обществом совершались активные действия по исполнению его условий, в том числе по передаче выполненных работ (процент выполнения составляет 80) по контракту и разделы проектной документации заказчику (исх. N 110\09.23 от 14.09.2023 письмо общества).
С учетом изложенного, с момента заключения контракта и до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от его исполнения, ООО "ПРОФСИТИГРУПП" не теряло интереса к его исполнению, принимало меры по его исполнению.
Кроме того, у государственного заказчика изначально отсутствовал соответствующий земельный участок, в течение длительного времени занимались поиском соответствующего земельного участка, что привело к значительной задержке выполнения работ, также государственным заказчиком направлялось письмо за исх. N ЭБ-06-2840 от 18.09.2023 о необходимости расторжения государственного контракта по соглашению сторон.
При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в материалах дела документов, действий сторон контракта, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что несвоевременное исполнения обязательств по контракту в рассматриваемом случае не является безусловным основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков, также материалами дела не подтверждается факт совершения подрядчиком недобросовестных действий по умышленному уклонению от исполнения обязательств по контракту как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что ООО "ПРОФСИТИГРУПП" осуществляло свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовало в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Государственным казенным учреждением Республики Тыва "Госстройзаказ" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Профситигрупп" (111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 18, стр. 1, этаж 2, помещение 2, ком. 211, ИНН: 5009122676, КПП: 772201001, ОГРН: 1205000016825, дата присвоения ОГРН 19.02.2020), его генерального директора и учредителя "..." (ИНН: "..."), в связи с односторонним отказом государственного заказчика от исполнения государственного контракта N 130-22 от 08.08.2022, заключенного по итогам открытого конкурса в электронной форме N 0112200000822002772 "Разработка проектной документации объекта "Строительство водозабора на Левобережных очистных сооружениях г. Кызыла"" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председательствующий Комиссии "..."
Члены Комиссии "..."
"..."
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Исп."..."
тел.83942266788
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 17 мая 2024 г. N 017/10/104-206/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024