Резолютивная часть решения оглашена 20.05.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 22.05.2024.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: председатель Комиссии: И.В. Поткина - руководитель управления, члены Комиссии: Т.С. Рябкова - зам. начальника отдела контроля закупок и торгов, Д.Е. Кудрявцева - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и торгов, при участии посредством видеоконференцсвязи представителя федерального государственного бюджетного учреждения "Центр агрохимической службы "Липецкий" - О.В. Торшиной (по доверенности), рассмотрев жалобу ООО "ЭКОДОМ" на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту помещений в Елецком филиале ФГБУ "ЦАС "Липецкий" (реестровый номер 0346100001424000005) (далее - запрос котировок; закупка), проведя внеплановую проверку в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и на основании приказа Липецкого УФАС России,
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России посредством функционала ЕИС поступила жалоба ООО "ЭКОДОМ" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении запроса котировок (заказчик - федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр агрохимической службы "Липецкий"). Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе и подана в срок, установленный статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению. Сведения о времени и месте рассмотрения жалобы размещены Липецким УФАС России в ЕИС. Заявитель, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения жалобы, участие своих представителей не обеспечил. В жалобе заявителя указано, что заказчиком допущены следующие нарушения:
- в извещении о проведении запроса котировок неправомерно не установлено дополнительное требование, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571);
- в извещения о проведении запроса котировок и проекте контракта содержатся разночтения в части информации о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Представитель заказчика согласился с доводами жалобы заявителя, указав при этом, что победитель запроса котировок имеет опыт, предусмотренный позицией 15 Постановления N2571.
Кроме того пояснил, что заказчиком, перед направлением проекта контракта победителю закупки, были внесены в него изменения, в соответствии с информацией, указанной в извещении. Извещение о проведении закупки размещено в ЕИС -03.05.2024.
Объект закупки - текущий ремонт помещений в Елецком филиале ФГБУ "ЦАС "Липецкий".
1. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в извещении о проведении запроса котировок неправомерно не установлено дополнительное требование, предусмотренное Постановлением N2571, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего. Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Закона о контрактной системе. Так, согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок, заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Постановлением N2571 к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг установлены дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению. Так, в позиции 15 приложения к Постановлению N2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений о наличии у них следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Также установлен перечень документов, которые подтверждают соответствие участников указанному требованию. Подпунктом "а" пункта 3 Постановления N2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом, позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей. Поскольку объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по текущему ремонту помещений, а начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 088 579,66 рублей, то заказчик, в силу приведенных положений Постановления N 2571, ст. 31 Закона о контрактной системе, обязан установить в извещении о проведении запроса котировок указанное дополнительное требование к участникам запроса котировок. Однако, в извещении о проведении рассматриваемой закупки указанное дополнительное требование не установлено, что является нарушением п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе. При этом, заказчиком в Липецкое УФАС России представлены документы и сведения, свидетельствующие о том, что победитель запроса котировок соответствует требованиям п. 15 приложения к Постановлению N2571.
Наличие опыта, предусмотренного п.15 приложения к Постановлению N2571, подтверждается сведениями ЕИС. С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что установленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат закупки.
2. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в извещении о проведении запроса котировок и в проекте контракта содержатся разночтения относительно информации о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона. А в силу п. 1 ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 настоящего Федерального закона. Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, в извещении о проведении запроса котировок указано, что возможность одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе не предусмотрена. Вместе с тем, п.11.2-11.3 проекта контракта предусмотрено следующее:
-Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, - обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
-Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, являющийся его приложением, содержат противоречивую информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. В связи с чем, в действиях заказчика, разместившего в ЕИС противоречивую информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта, усматривается нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе. Более того, в силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. Однако, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, в проекте контракта, направленном победителю, по итогам проведения запроса котировок, пункты п.11.2-11.3 были изменены заказчиком и изложены следующим образом:
-Заказчик не вправе принять решение об одностороннем отказе (п.11.2).
-Подрядчик не вправе принять решение об одностороннем отказе (п.11.3).
Вышеуказанные действия заказчика нарушают требования части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе. В тоже время, на заседании Комиссии Липецкого УФАС России представитель заказчика пояснил, что в рамках проводимой закупки не предусматривается возможность одностороннего отказа сторонами от исполнения контракта, о чем указано в извещении, расмещение проекта контракта с указанным условием было технической ошибкой. В связи с чем, у заказчика возникла необходимость внести соответствующие изменения в проект контракта при его направлении победителю рассматриваемой закупки. При рассмотрении вопроса о выдаче предписания, Комиссией Липецкого УФАС России было учтено, что выявленные нарушения ч.3 ст.7, ч.1 ст.34 не повлияли на результат закупки, поскольку возможность расторжения контракта сторонами в одностороннем порядке не предусматривалась заказчиком и соответствующая информация не была установлена им в извещении о проведении запроса котировок. Установленные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Руководствуясь статьей 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЭКОДОМ" на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту помещений в Елецком филиале ФГБУ "ЦАС "Липецкий" (реестровый номер 0346100001424000005) обоснованной.
2. В действиях заказчика, установлены нарушения ч. 3 ст. 7, п. 12 ч. 1 ст. 42, ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений не выдавать, поскольку нарушения не повлияли на результат закупки.
4. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде Липецкой области в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии И.В. Поткина Члены Комиссии Т.С. Рябкова Д.Е. Кудрявцева
2024-4064
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 20 мая 2024 г. N 048/06/106-358/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2024