Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию Администрации Кировского района муниципального
образования "Город Саратов" о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП Филатова В.И. в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0160300003424000006 "Оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Кировского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - Информация),
УСТАНОВИЛА:
07.05.2024 Администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - Заказчик) представила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП Филатова В.И. в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0160300003424000006 "Оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Кировского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
26.02.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является Администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 997 047,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.03.2024 NИЭА1 ИП Филатов В.И. (далее-ИП, Исполнитель) признан победителем Аукциона.
08.04.2024 между Заказчиком и ИП по итогам проведения электронного аукциона заключен контракт N 0160300003424000006-01 (реестровый номер 3645203008024000017) на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Кировского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Кировского района муниципального образования "Город Саратов", указанные в Техническом задании (Приложение N 1 к настоящему Контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, и сдаче результатов оказанных услуг Заказчику.
Пунктом 2.1. Контракта установлены сроки оказания услуг: с момента заключения контракта по "31" декабря 2024 г. (по заявкам Заказчика). Исполнитель вправе оказать услуги досрочно.
Согласно п.2.1.1.Контракта порядок оказания услуг: в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему контракту).
Также в соответствии с п.2.2. Контракта порядок определения объема, оказываемой услуги: на основании заявок заказчика в соответствии с техническим заданием (Приложение N1 к настоящему контракту).
В соответствии с техническим заданием (Приложение N1 к Контракту):
"Место оказания услуг: отлов и возврат животных - на территории Кировского района муниципального образования "Город Саратов"; содержание, учет, вакцинация, стерилизации/кастрация, эвтаназия, утилизация - на территории Исполнителя.
Пребывание в пункте временного содержания, размещение в приютах животных - на территории пункта временного содержания. Адрес пункта временного содержания указывается Заказчиком в заявках на отлов безнадзорных животных, направляемых Исполнителю.
Сроки оказания услуг: с момента заключения контракта по "31" декабря 2024 г. (по заявке Заказчика).
Срок проведения всего комплекса мероприятий (на одну особь): в пределах периода, не превышающего 16 дней, а свыше указанного периода - содержание поступивших животных без владельцев, а также животных, проявляющих немотивированную агрессию, до наступления естественной смерти таких животных либо возврата таких животных на прежние (или иные) места их обитания или передачи таких животных новым владельцам становится обязанностью приюта согласно части 7 пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 11.2 раздела 11 Постановления Правительства Саратовской области от 04.03.2020 N 130-П "Об утверждении Положения о порядке организации деятельности приютов для животных и установлении норм содержания животных в них на территории Саратовской области".
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 8.1 Контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Заказчика, Исполнителя от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-11, 13-19, 21-23 и 25 статьи 95 Федеральным законом от 05.04.2013 г. N44-ФЗ и в соответствии с гражданским законодательством РФ.
25.04.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением Исполнителем Контракта.
25.04.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 25.04.2024.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым 07.05.2024.
Согласно пояснениям Заказчика, Исполнителю из поданных заявок ни одна заявка не была выполнена Исполнителем в рамках заключенного контракта. Документы о приемке в ЕИС не формировались, оплата по контракту не производилась.
ИП Филатовым В.И. был совершен выезд в пункт временного содержания животных (далее - ПВСЖ, ПВС) для проверки на соответствие требованиям Положения о порядке организации деятельности ПВС, сроков и норм содержания животных в них на территории Саратовской области. В ходе проверки Филатовым В.И. установлено, что ПВСЖ не оснащен специальным оборудованием и инвентарем для погрузки/выгрузки животных (трапы, настилы, поводки), а также отсутствуют сотрудники, которые должны исполнять обязанности по выгрузке/загрузке животных.
Также Исполнителем был предложен вариант включения расходов на оказания услуг по погрузке/выгрузке животных в условия муниципального контракта путем заключения дополнительного соглашения, определив стоимость услуг в размере 3 200,00 рублей за одного животного.
Согласно требованиям к качеству услуг, установленным техническим заданием (приложению N1 к Контракту), специальный приют для содержания животных без владельцев и пункт временного содержания должен отвечать требованиям соответствующих нормативно-правовых актов.
Согласно техническому заданию (приложению N1 к Контракту):
"16.1. Требования к размещению приюта и обустройству помещений, используемых для приема животных, их временного и постоянного содержания, требования к температурно-влажностному режиму, освещенности и вентиляции помещений приюта, а также к их водоснабжению и водоотведению
16.1.1. Приюты для животных размещаются в отдельно стоящих специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях.
Не допускается размещение приютов в изолированных частях общественных, административных или производственных зданий, а также жилых помещениях.
16.1.2. Приюты для животных располагаются с соблюдением расстояния от жилой застройки не менее 100 метров.
Территория приюта для животных должна быть обнесена сплошным или сетчатым забором высотой не менее 2 метров.
Вход (выход) на территорию приюта для животных осуществляется через дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфицирующими растворами.
Размер входов в помещения приюта для содержания животных должен быть высотой не менее 2 метров, шириной - не менее 0,7 метра.
16.1.3. Штатная численность сотрудников приюта для животных определяется организацией, осуществляющей деятельность по содержанию животных. В штате приюта для животных, кроме административно-управленческого персонала, следует предусматривать обслуживающий персонал, ветеринарных врачей.
Мероприятия в отношении животных могут осуществлять как штатные работники приюта для животных, так и привлеченные в рамках гражданскоправовых договоров.
16.1.4. Приюты для животных могут заключать гражданско-правовые договоры на ветеринарное обслуживание.
16.1.5. Приюты разрабатывают и утверждают правила поведения посетителей приюта для животных и волонтеров, а также приема благотворительной помощи от посетителей приюта для животных (далее - Правила). Правила размещаются на стендах при входе в приют для животных, а также на официальном сайте приюта в сети Интернет.
16.1.6. Добровольцы (волонтеры) и граждане имеют право посещать приюты для животных независимо от формы собственности приюта для животных в соответствии с Правилами, в часы, установленные режимом работы приютов для животных, за исключением дней, когда проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений.
16.1.7. Территория приюта для животных делится на следующие зоны:
- производственную, включающую в себя помещения для длительногосодержания животных и площадки для выгула животных (вольеры для содержания собак);
- административно-хозяйственную, включающую здания и сооруженияадминистративно-хозяйственных служб, подсобные помещения, кормокухню (в случае кормления животных не готовыми кормами для животных) и склад для хранения кормов для животных;
- предварительного содержания животных, включающую в себя ветеринарныйпункт, карантинное помещение, помещение для лечения животных в условиях стационара;
- иными помещениями и оборудованием, необходимыми для обеспеченияусловий содержания животных в приюте.
16.1.8. Ширина и высота служебных проходов в помещениях должны обеспечить свободное перемещение тары для кормов, свободу маневренности при обслуживании животных, а также беспрепятственную уборку помещений приюта.
16.1.9. Помещения приюта для животных должны быть оборудованы централизованными, децентрализованными или иными системами водоснабжения (с подачей холодной и горячей воды) и водоотведения, канализации, электро- и теплоснабжения, наружного освещения и вентиляции (естественной или принудительной)".
Согласно письменным пояснениям Исполнителя, официального стационарного ПВСЖ на территории г. Саратова не существует, временные полномочия по принятию животных и организации их размещения были переданы МБУ "Дорстрой". ПВСЖ разместили в приюте для животных МБУ "Дорстрой", расположенном по адресу: г. Саратов, 2-я Гуселка, б/н.
03.04.2024 года представителем ИП Филатова В.И. в ходе выезда в пункт временного содержания животных был составлен акт осмотра ПВС, в котором были зафиксированы многочисленные существенные нарушения требований, установленных контрактом. Выявленные нарушения противоречат условиям муниципального контракта, не зависят от действий Исполнителя, но ухудшают качество оказываемых услуг по муниципальному контракту вплоть до невозможности их оказания.
05.04.2024 представителем ИП Филатова В.И. был осуществлен повторный выезд в пункт временного содержания животных для проверки устранения выявленных недостатков.
Кроме того, 05.04.2024 было установлено полное отсутствие свободных мест в ПВС для размещения отловленных животных. Соответственно, производить отлов животных не представляется возможным ввиду отсутствия возможности их последующего размещения, согласно требованиям регионального законодательства Саратовской области.
Также 05.04.2024 ИП Филатов В.И. был извещен о нерабочих днях ПВС: каждые суббота и воскресенье являются нерабочими днями для всех сотрудников ПВС, соответственно, осуществлять передачу отловленных животных в пункт временного содержания в эти дни не представляется возможным. А, так как предельное время нахождения отловленного животного в транспортном средстве после отлова ограничено (не более 5-ти часов), осуществлять отлов животных без владельцев по заявкам, поступающим в период с пятницы по воскресенье невозможно.
Согласно п. 1 ст. 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В связи с чем, 05.04.20244 Заказчику было направлено уведомление о невозможности исполнения муниципального контракта по независящим от Исполнителя обстоятельствам. Ответа от Заказчика на данное уведомление не поступило.
Из пояснений ИП также следует, что согласно нормативам финансовых затрат, утвержденным Приказом управления ветеринарии правительства Саратовской области от 12 февраля 2024 года N 28, затраты на отлов одного животного, составляют 650 руб.:
"норматив финансовых затрат по отлову животных без владельцев в расчете на одну голову в i-м муниципальном образовании области - 650 рублей".
Также вышеуказанный документ содержит разъяснение, что конкретно входит в затраты на отлов одного животного:
"Расчет нормативов для определения общего объема субвенции, предоставляемой из областного бюджета местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев производится согласно приложению к настоящему приказу.".
"Расчет Nотлов - норматив финансовых затрат по отлову животных без владельцев в расчете на одну голову в i-м муниципальном образовании области с учетом транспортировки в пункт временного содержания животных, из пункта временного содержания животных в приют для животных, а также возврата на прежнее место обитания.
Nотлов = для отлова животных потребуется 4 специалиста по отлову заработная плата 4 МРОТ + начисления на ФОТ (30,2%) = 1 202 548,03 рублей, аренда (приобретение, амортизация, эксплуатация) специального транспортного средства - 490 000,0 рублей в год, ГСМ - 398 240,00 рублей в год, расходные материалы для отлова - 919 984,58 рублей, лекарственные препараты - 319 459,14 рублей. Итого затраты на год 3 330 231,75 рублей, соответственно в расчете на одну голову 650,00 рублей;".
Как следует из норм вышеприведенного правового акта, затраты по выгрузке животных в пункт временного содержания животных, так и по погрузке животных из пункта временного содержания животных в транспортное средство для последующей транспортировки не входят в расчет норматива на отлов.
Приказом управления ветеринарии правительства Саратовской области от 12 февраля 2024 года N 28 утвержден норматив финансовых затрат на обеспечение деятельности пункта временного содержания животных:
"норматив финансовых затрат на создание и обеспечение деятельности пункта временного содержания животных устанавливается муниципальному образованию "Город Саратов" в сумме 14 900 000 рублей, Балаковскому муниципальному району в сумме 14 900 000 рублей, Балашовскому муниципальному району в сумме 13 658 500 рублей, Энгельсскому муниципальному району в сумме 14 947 600 рублей".
Также ИП поясняет, что для погрузки и выгрузки животного из транспортного средства его необходимо временно усыплять, что с учетом отсутствия мест в ПВСЖ и сроков нахождения животных в ПВСЖ не является гуманным способом выгрузки и возврата животного в среду естественного обитания.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Верховного суда Российской Федерации в обзоре судебной практике от 28 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации, а также в связи с принятием ИП Филатовым В.И. решения об одностороннем отказе от исполнения контракта у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют основания для включения информации об ИП Филатове В.И. в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Администрацией Кировского района муниципального образования "Город Саратов" в отношении ИП Филатова В.И., в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение
трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 15 мая 2024 г. N 64-120
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2024