Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию МКУ "ТРАНСПОРТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" о включении АО "МЕЖГОРОДТРАНС" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0360300225124000013 "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам муниципального образования "Город Саратов" (далее - Информация),
УСТАНОВИЛА:
08.05.2024 МКУ "ТРАНСПОРТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" (далее - Заказчик) представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении АО "МЕЖГОРОДТРАНС" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0360300225124000013 "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам муниципального образования "Город Саратов" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
08.04.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком Аукциона является МКУ "ТРАНСПОРТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 245 212 314,49 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.04.2024 NИЭА1 АО "МЕЖГОРОДТРАНС" (далееОбщество, Исполнитель, Подрядчик) признано победителем Аукциона.
27.04.2024 между Заказчиком и Обществом по итогам проведения электронного аукциона заключен контракт N 35-К (реестровый номер 3645503144424000021) на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров автобусом (далее - Контракт).
Согласно п.1.1 Контракта подрядчик обязуется выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам (далее - работы) по маршрутам, параметры которых установлены приложением N 1 к Контракту, а Заказчик принять и оплатить эти работы.
В соответствии с п.1.7. Контракта срок исполнения Контракта (отдельных этапов исполнения Контракта): с 01.05.2024 по 31.12.2024 года. Контрактом предусмотрены отдельные этапы исполнения Контракта: 1-этап с 01.05.2024 по 19.07.2024; 2-этап с 01.06.2024 по 15.08.2024; 3-этап с 01.07.2024 по 17.09.2024; 4этап с 01.08.2024 по 17.10.2024; 5-этап с 01.09.2024 по 15.11.2024; 6-этап с
01.10.2024 по 18.12.2024; 7-этап с 01.11.2024 по 31.12.2024; 8-этап с 01.12.2024 по
31.12.2024.
Срок исполнения Контракта (отдельных этапов исполнения Контракта) включает в себя:
1. Выполнение работ по каждому отдельному этапу Контракта: 1-этап с
01.05.2024 по 31.05.2024; 2-этап с 01.06.2024 по 30.06.2024; 3-этап с 01.07.2024 по 31.07.2024; 4-этап с 01.08.2024 по 31.08.2024; 5-этап с 01.09.2024 по 30.09.2024; 6этап с 01.10.2024 по 31.10.2024; 7-этап с 01.11.2024 по 30.11.2024; 8-этап с 01.12.2024 по 31.12.2024.
2. приемка по каждому отдельному этапу Контракта: в срок не позднее 20 (Двадцати) рабочих дней следующих за днем поступления документа о приемке Заказчик подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе (далее - ЕИС) документ о приемке;
3. оплата по каждому отдельному этапу Контракта: Оплата производитсяЗаказчиком за фактически выполненные работы в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документов о приемке.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.13.1. Контракта он может быть расторгнут по основаниям в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.13.2. Контракта сторона вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, в порядке и сроки, определенные статьей 95 Закона о контрактной системе.
27.04.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с направлением Подрядчиком в адрес Заказчика 27.04.2024 письма N199, согласно которому Подрядчик не может предоставить Акт наличия транспортных средств с документами, необходимыми для подтверждения оборудования транспортных средств в соответствии с условиями Контракта в связи со сбоем работы поставщиков, связанным с нарушением логистики.
27.04.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 27.04.2024.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым 08.05.2024.
Положениями частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. При этом принятие решения допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта. Документами, подтверждающими обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, являются, например, заключения экспертизы, акты приемки товаров (работ, услуг), составленные с участием поставщика (подрядчика, исполнителя), товаросопроводительные документы, решения/предписания контролирующих органов власти, претензионная переписка и другие документы, фиксирующие факты неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств по контракту.
При отсутствии основания для расторжения контракта
(неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту) действия заказчика, принявшего решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данная позиция также отражена в письме ФАС России от 12.03.2019 N ИА/18794/19.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным изменением обстоятельств, а именно отсутствием возможности Подрядчика предоставить Акт наличия транспортных средств с документами, необходимыми для подтверждения оборудования транспортных средств в соответствии с условиями Контракта в связи со сбоем работы поставщиков, связанным с нарушением логистики.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято не в связи с существенным нарушением условий контракта.
Из пояснений представителя Общества, следует, что Обществом предприняты действия, направленные на исполнение Контракта: заключены договоры на поставку оборудования, осуществлена оплата по данным договорам.
Однако, в связи с большим объемом необходимого оборудования, коротких сроков для подготовки автобусов для начала выполнения Контракта, было направлено письмо Заказчику о невозможности начала выполнения работ по контракту в установленные сроки.
Принимая решение об участии в закупочной процедуре, Общество в контексте ст. 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) приняло на себя все риски, связанные с осуществлением таких действий и последующей оценкой ее действий антимонопольным органом для решения вопроса о включении/не включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Неисполнение контрагентом обязательств не является основанием для освобождения Подрядчика и Заказчика от исполнения обязательств по контракту.
Общество, в целях своевременного исполнения контракта, имело возможность заключить договоры о поставке необходимого материала с иными контрагентами по более высокой цене, но с возможностью более быстрой поставки материала необходимого для начала выполнения работ.
Согласно ч.1 ст.451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно ч.2 ст.451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такогоизменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованнаясторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бысоответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск измененияобстоятельств несет заинтересованная сторона.
Нарушение сроков поставки со стороны контрагентов не относится к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя было предвидеть. Стороны, вступая в договорные отношения, должны были прогнозировать возможность наступления указанных обстоятельств, в связи с чем не могли исключать вероятность нарушения сроков исполнения контракта.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Верховного суда Российской Федерации в обзоре судебной практике от 28 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации, у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют основания для включения информации об АО "МЕЖГОРОДТРАНС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную МКУ "ТРАНСПОРТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" в отношении АО "МЕЖГОРОДТРАНС", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 16 мая 2024 г. N 64-125
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2024