Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе:
в отсутствие представителей Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок", общества с ограниченной ответственностью "", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела N013/06/99-206/2024;
в результате проведения внеплановой проверки в период с 22 апреля 2024 года по 16 мая 2024 года электронного аукциона N0809500000323001246 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по строительству объекта: "Строительство подъезда к складам хранения объемистых кормов для сельскохозяйственных животных с.Медаево" (далее - Аукцион) в соответствии с частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 года N1576 (далее - Правила), на основании приказов Мордовского УФАС России "О проведении внеплановой проверки в отношении Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия" от 19.04.2024 года N60/24; "О продлении срока проведения внеплановой проверки в отношении Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия" от 06.05.2024 года N68/24,
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 29.03.2024 года поступило обращение общества с ограниченной ответственностью "" (далее - Заявитель, Общество) (вх.N1618/24 от 29.03.2024 года), в котором Заявитель указывает, что Администрацией Чамзинского муниципального района Республики Мордовия (далее - Заказчик) при осуществлении Аукциона нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Так, по мнению Заявителя, Заказчиком при описании объекта закупки установлены противоречащие Закону о контрактной системе требования к исполнителю услуг строительного контроля о наличии собственной испытательной лаборатории. Общество в обращении указывает, что установление Заказчиком при проведении закупки данных требований приводит к ограничению конкуренции.
24.04.2024 года (вх.N2146-ЭП/24 от 24.04.2024 года), 25.04.2024 года (вх.N2202/24 от 25.04.2024 года) государственным казенным учреждением Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение), Заказчиком представлены: извещение о проведении Аукциона (с приложениями); заявки участников Аукциона; протоколы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя); копия заключенного контракта; документы, подтверждающие исполнение контракта сторонами.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Инспекция Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении Аукциона размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru 04.04.2023 года.
Объект закупки: оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по строительству объекта: "Строительство подъезда к складам хранения объемистых кормов для сельскохозяйственных животных с.Медаево".
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 891 125,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 13.04.2023 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 13.04.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 17.04.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.04.2023 NИЭА1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 13.04.2023 года (время московское) поступило 2 (две) заявки на участие в Аукционе под идентификационными номерами 1901040, 1901689, которые признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки. Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем Аукциона участника с порядковым номером 1 (идентификационный номер заявки 1901040), предложившего цену контракта 1 881 669,37 рублей.
25.04.2023 года по результатам электронного Аукциона Заказчиком с обществом с ограниченной ответственностью "" заключен муниципальный контракт N08095000003230012460001 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по строительству объекта: "Строительство подъезда к складам хранения объемистых кормов для сельскохозяйственных животных с. Медаево" на сумму 1 881 669,37 рублей (реестровый номер контракта: 3132211685123000006).
В настоящее время контракт с реестровым номером 3132211685123000006 исполнен сторонами.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилами в части использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по строительству объекта: "Строительство подъезда к складам хранения объемистых кормов для сельскохозяйственных животных с.Медаево". Описание объекта закупки размещено Заказчиком в одноименном разделе приложения к извещению N0809500000323001246.
Заказчиком в пункте 3.1 Описания объекта закупки установлено:
"_Требование к Исполнителю работ: наличие в штате организации специалистов (по вопросам строительного контроля), состоящих в национальном реестре специалистов в области строительства, а также наличие у Исполнителя собственной аттестованной (аккредитованной) лаборатории для контроля строительных материалов, используемых при строительстве. Наличие собственной лаборатории неразрушающего контроля для контроля толщины металлических элементов и конструкций (ограждения, стойки, трубы и т.п) используемых при строительстве_".
Проанализировав содержание Описания объекта закупки, Инспекция Мордовского УФАС России отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 53 ГрК РФ установлено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Согласно части 8 статьи 53 ГрК РФ порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Порядка проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", строительный контроль проводится, в том числе застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
18 октября 2011 г. был принят "Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" ТР ТС 014/2011 (далее - Регламент), который вступил в силу с 15 февраля 2015 года.
В части 3 статьи 1 Регламента указано, что правовой основой технического регулирования в области безопасности автомобильных дорог при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и их эксплуатации являются международные договоры и законодательные акты государств - членов Таможенного союза по техническому регулированию в сфере автомобильных дорог, настоящий технический регламент.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Регламента объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются вновь строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения на них, включая элементы обустройства, а также связанные с ними процессы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений и применяемые дорожно-строительные материалы и изделия.
На основании части 19 статьи 5 Регламента для осуществления строительного контроля заказчик может привлекать независимые и компетентные организации. Строительный контроль проводится заказчиком, а также юридическим лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком). По результатам проведения строительного контроля составляются соответствующие акты освидетельствования отдельных видов работ и (или) конструкций. При проведении строительного контроля проводятся необходимые исследования, испытания и измерения с применением соответствующих методов и средств измерений. Средства измерений, а также методы, используемые для строительного контроля, должны соответствовать требованиям, установленным законодательствами государств - членов Таможенного союза в области обеспечения единства измерений. Результаты строительного контроля должны документироваться и сохраняться после приемки автомобильной дороги или ее участка в эксплуатацию в течение срока, установленного законодательствами государств - членов Таможенного союза.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 сентября 2014 года N1199-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32731-2014 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля" (далее - ГОСТ 32731-2014) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2015 года.
Данный стандарт распространяется на строительный (производственный) контроль при строительстве (возведении), реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений и устанавливает требования к его проведению.
Согласно пункту 5.1 ГОСТ 32731-2014 к основным требованиям к организации, осуществляющей строительный контроль на объекте, относятся:
- выполнение работ по строительному контролю в сроки, предусмотренные заключенным договором (контрактом);
- выполнение всех работ по строительному контролю в полном соответствии с требованиями договора (контракта) и технического задания;
- наличие собственной лаборатории, компетентной в проведении испытаний в заявленной области деятельности. Компетентность испытательной лаборатории может быть оценена заказчиком или сторонними организациями по поручению заказчика;
- выполнение необходимых контрольных измерений и лабораторных испытаний в объемах, не менее предусмотренных техническим заданием к договору (контракту), с оценкой соответствия результатов требованиям утвержденной рабочей документации;
- выполнение силами собственной лаборатории не менее 70% всех необходимых лабораторных испытаний. Допускается привлечение субподрядной испытательной лаборатории по договору с организацией, не имеющей материально-технических отношений с подрядчиками и поставщиками материалов и конструкций на данном объекте. Объем субподрядных работ не может превышать 30% всех необходимых лабораторных испытаний.
Приказом Росстандарта от 03.07.2019 года N361-ст утвержден и введен в действие с 01.08.2019 года "ГОСТ Р 58442-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля заказчика и подрядчика" (далее - ГОСТ Р 58442-2019), который устанавливает требования к проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, текущем ремонте (ремонте) автомобильных дорог (далее - строительство) заказчиком и подрядчиком.
Пунктом 8.1 ГОСТ Р 58442-2019 установлено, что специалисты служб строительного контроля подрядчика, заказчика и инженерной организации назначаются приказом (распоряжением) руководителя организации (утверждаются структура распределения обязанностей и основные направления деятельности). Для проведения строительного контроля специалисты служб должны быть наделены соответствующими полномочиями на право осуществления строительного контроля на данном объекте с правом подписания исполнительной документации.
Служба строительного контроля инженерной организации обязана иметь собственную лабораторию, прошедшую оценку соответствия требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025 (утратил силу с 1 сентября 2019 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 15.07.2019 года N385-ст. Взамен введен в действие ГОСТ ISO/IEC 17025-2019), в соответствии с заявленной областью деятельности. Объем испытаний, проводимых в собственной лаборатории, должен составлять не менее 70% объема испытаний, установленных договором. Допускается привлечение субподрядной испытательной лаборатории по договору с организацией, не имеющей материально-технических отношений с подрядчиками и поставщиками материалов, конструкций и изделий на данном объекте (пункт 8.2 ГОСТ Р 58442-2019).
В силу пункта 8.3 ГОСТ 58442-2019 компетентность служб строительного контроля может быть проверена заказчиком.
Таким образом, приняв во внимание требования законодательства в сфере градостроительства, Инспекция Мордовского УФАС России УФАС России считает, что требования, установленные Заказчиком к исполнителю услуг строительного контроля в описании объекта закупки N0809500000323001246, не противоречат действующему законодательству Российской Федерации в сфере контрактной системы.
Инспекция Мордовского УФАС России отмечает, что извещение о проведении Аукциона (с приложениями), протоколы работы комиссии по осуществлению закупок составлены и размещены в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе,
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Инспекция Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0809500000323001246 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по строительству объекта: "Строительство подъезда к складам хранения объемистых кормов для сельскохозяйственных животных с.Медаево" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 16 мая 2024 г. N 013/06/99-206/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2024