Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Парнищевой М.М. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии; членов Комиссии: Стрелковой Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; Левченко И.И. - ведущего специалиста- эксперта отдела контроля закупок, в присутствии представителя заказчика, в отсутствие исполнителя по контракту - ИП Холондача С.И., (представителям по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России), рассмотрела поступившую 07.05.2024 в Амурское УФАС России от государственного заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области "Амурская областная психиатрическая больница" (далее - Заказчик) информацию об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта на поставку говядины охлажденной от 26.01.2024 N 2681 (реестровый номер контракта 2281200495824000011), далее - Контракт N 2681, из-за существенного нарушения индивидуальным предпринимателем Холондачем Сергеем Ивановичем (ИНН: 280100467003) условий исполнения контракта, заключенного по результатам открытого аукциона в электронной форме, объявленного извещением от 26.12.2023 N 0123200000323002681 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru, а также на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, для рассмотрения вопроса о включении сведений об исполнителе по контракту, в реестр недобросовестных поставщиков, 2
УСТАНОВИЛА:
26.01.2024 заказчиком с ИП Холондач С.И. по результатам открытого аукциона в электронной форме на поставку говяжины охлажденной, объявленного извещением N 0123200000323002681, заключен контракт N 2681.
Сведения о контракте внесены в реестр контрактов, присвоен реестровый номер 2281200495824000011.
Цена контракта - 3 979 302 (три миллиона девятьсот семьдесят девять тысяч триста два) рубля 00 копеек, без НДС. Пунктом 1.1 Контракта определено, что Поставщик обязуется передать в собственность говядину охлажденную (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N1 к Контракту) и Техническому заданию (Приложение N2 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно пункту 1.2. контракта наименование, цена за единицу Товара, сумма цен единиц Товара, срок исполнения Контракта указаны в Спецификации (Приложение N1 к Контракту). Функциональные, технические и качественные характеристики Товара установлены в Техническом задании (Приложение N 2 к Контракту). Так, приложением N 1 к контракту определен товар, подлежащий поставке в адрес заказчика: говядина охлажденная, Россия; остаточный срок годности: не менее 75% от срока годности, установленного производителем товара; цена за единицу товара (кг): 310,00 рублей. Максимальное значение цены Контракта 3979302 (три миллиона девятьсот семьдесят девять тысяч триста два) рубля 00 копеек, без НДС (пункт 2.1 Контракта).
В соответствии с пунктом 2.2 Контракта цена единицы Товара включает в себя: расходы Поставщика, связанные с исполнением обязательств по Контракту, в том числе расходы по оплате необходимых налогов, пошлин и сборов, а также расходы на упаковку, маркировку, доставку, разгрузку Товара. Цена единицы Товара является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта и не может быть изменена Поставщиком в одностороннем порядке. При заключении и исполнении настоящего Контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом N44-ФЗ.
Согласно пункту 3.1 Контракта Товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается. Порядок определения количества поставляемого Товара на основании Заявок Заказчика включает в себя учет объемов поставляемых по Заявкам Товаров (позиций Товаров) исходя из определения такого объема как частное от деления максимальной цены Контракта (максимальной цены позиции Товара, указанной в Приложении N 1 к Контракту), к цене единицы такого Товара (позиции Товара). Объем поставляемых по Заявкам Товаров (позиций Товаров) учитывается с нарастающим итогом и не должен превышать максимальную цену Контракта с учетом распределения по позициям Товара (при их наличии), указанного в Приложении N 1 к настоящему Контракту. Заявка направляется Заказчиком не позднее чем за 3 (три) календарных дня до предполагаемой поставки Товара в пределах срока, установленного пунктом 11.1 настоящего 3 Контракта (с даты заключения Контракта по 30 июня 2024 г., 4 раза в месяц по Заявке Заказчика). Следует отметить, что рассматриваемый контракт был заключен по результатам совместной закупочной процедуры. По результатам открытого аукциона в электронной форме было заключено 7 государственных контрактов на поставку говядины охлажденной. Начальная (максимальная) цена контракта составила 11 708 006,00 рублей, в ходе торгов победителем закупки сделано предложение о цене товара в размере 310 рублей за единицу товара. Снижение начальной (максимальной ) цены контракта составило 26,77%.
В ходе исполнения контракта заказчиком делались соответствующие заявки о поставке мяса. Так, заказчиком были сделаны заявки о поставке товара 03.02.2024, 13.02.2024, 19.02.2024, 25.03.2024, 03.04.2024, 10.04.2024.
Поставщиком фактически исполнены обязательства на сумму 181 133,00 рублей, что подтверждается представленными заказчиком в материалы дела платежными документами.
Также в материалах имеются служебные записки на имя главного врача ГБУЗ АО "Амурская областная психиатрическая больница" о том, что должностным лицом заказчика делались неоднократно заявки в адрес поставщика, направлялись информационные сообщения о необходимости исполнения последним своих обязательств по контракту, однако, товар не поставлен. 01.03.2024 и 08.04.2024 заказчиком в адрес поставщика направлены претензии (исх. N 01-а/575 и N 01-а/979 соответственно). 01.03.2024 письмом исх N 1/2024 ИП Холондач С.И. сообщил заказчику, что исполнение им контакта не представляется возможным ввиду резкого повышения стоимости мясной продукции, в том числе мяса говядины с февраля 2024 года, поставка мяса по цене, определенной контрактом повлечет для предпринимателя убытки. Просил заказчика расторгнуть контракт по соглашению сторон. 19.04.2024 в 03:33 (МСК) заказчиком посредством Единой информационной системы в сфере закупок принято и подписано своей электронной подписью решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Указанное решение получено поставщиком в личном кабинете Единой информационной системы 19.04.2024 в 03:33 (МСК). 03.05.2024 в 09:55 (МСК) контракт переведен на статус "Исполнение прекращено", реестровая запись N 22812004958 24 000011.
Из письменных и устных пояснений заказчика следует, что ИП Холондач С.И. исполнил свои обязательства только на 4,55% от общего объема контракта, поставка товара произведена в объеме 580 кг. Обязательства на сумму 3 798 169 рублей не исполнены. При этом доказательства невозможности исполнения контракта в адрес заказчика не предоставлено. Частью 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для 4 одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным. Пунктом 11.2 контракта предусмотрено, что расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Односторонний отказ от исполнения контракта осуществляется в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Закона N44-ФЗ.
Пунктом 11.2.1. контракта определено: в рамках настоящего Контракта Стороны признают, что существенным нарушением при исполнении Контракта является нарушение, предусмотренное ст.450 ГК РФ, а также:
- установление факта поставки Товара, не соответствующего по качеству требованиям, установленным настоящим Контрактом (ч.2 ст.475 ГК РФ, ч.2 ст. 523 ГК РФ);
- невыполнение Поставщиком обязательства по передаче вместе с Товаром документов или копий документов, предусмотренных настоящим Контрактом (ч.2 ст. 464 ГК РФ);
- неоднократное нарушение Поставщиком установленного настоящим Контрактом срока поставки Товара (ч. 2 ст. 523 ГК РФ);
- установление факта проведения ликвидации Поставщиком или наличия решения арбитражного суда о признании Поставщика банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства;
- установление факта приостановления деятельности Поставщика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- наличие у Поставщика задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% (двадцать пять процентов) балансовой стоимости активов Поставщика по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, при условии, что Поставщик не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- однократное неисполнение Поставщиком п.8.8. Контракта. При рассмотрении дела установлено, что заказчиком обязательства в рамках контракта по оплате поставленного товара исполнены надлежащим образом. Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактом. Порядок одностороннего отказа от исполнения контракта установлен статьей 95 Закона о контрактной системе. 5 В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. На момент проведения заседания Комиссии Амурского УФАС России решение заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутыми в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, порядок одностороннего отказа от исполнения контракта, установленный статьей 95 Закона о контрактной системе, со стороны заказчика соблюден. Комиссией Амурского УФАС России действия ИП Холондача С.И. по неисполнению условий надлежащим образом рассматриваемого контракта признаются недобросовестными. Доказательств совершения поставщиком действий, направленных на исполнение государственного контракта в подтверждение своей добросовестности предпринимателем не представлено. Пояснения ИП Холондач С.И. в антимонопольный орган не представил. При этом, отказ ИП Холондача С.И. от исполнения принятых обязательств в рамках рассматриваемого контракта подтверждается письмом направленным им в адрес заказчика 01.03.2024.
Из указанного письма также следует, что поставка товара для ИП Холондача С.И. не выгодна ввиду повышения стоимости мяса на товарном рынке. В связи с указанным Комиссия Амурского УФАС России полагает необходимым отметить также следующее. Регистрация участника на электронной торговой площадке и участие его в открытых аукционах в электронной форме, подача заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме предполагает под собой наличие у участника открытого аукциона не только прав, но и обязанностей. Участник открытого аукциона в электронной форме должен осознавать возможность наступления для него последствий (включая неблагоприятных) в случае признания его победителем торгов или принятия комиссией заказчика решения о заключении с ним, как с единственным участником закупки, контракта, а также не подписания в установленные сроки контракта и тем самым уклонения участника от заключения контракта, либо неисполнения заключенного контракта. Подавая заявку на участие в закупке в электронной форме, участник соглашается с объявленными условиями, а также процедурой проведения торгов, порядком заключения контракта по результатам такой закупки, как с победителем, так и с участником, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем открытого аукциона условий. 6 Таким образом, подав заявку на участие в закупке ИП Холондач С.И. не только выразил согласие с условиями закупочной процедуры, но и условиями исполнения контракта в случае подписания его по результатам торгов, значит, должен был ознакомиться со всеми документами, входящими в закупочную документацию.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика. Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Статьей 1 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. В абзаце 7 пункта 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017 Президиумом Верховного Суда РФ разъяснено, что сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона о контрактной системе) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Таким образом, по общему правилу изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается. Исключением из данного правила по соглашению сторон (при условии, если такая возможность была установлена документацией о закупке) является случай, когда по предложению заказчика увеличиваются или уменьшаются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов. 7 В ходе аукциона запросы на разъяснение извещения о проведении торгов не поступали, что косвенно указывает на тот факт, что условия участия в закупке и исполнения контракта участникам были понятны. В ходе торгов подано 3 ценовых предложения, что указывает на наличие конкуренции и достаточно широкий круг участников закупки. Стоит также отметить, что цена в ходе торгов победителем закупки - ИП Холондач С.И. была снижена от начальной (максимальной) цены контракта на 26,77%.
В данном случае ИП Холондач С.И. делая свое ценовое предложение обязан был учитывать условия исполнения контракта, стоимость необходимого к поставке товара и иные критерии, которые могут повлиять на его хозяйственную деятельность и исполнение контракта. Поведение ИП Холондач С.И. после заключения контракта по результатам аукциона признается недобросовестным. Так, в адрес Амурского УФАС России до рассмотрения дела по существу ИП Холондач С.И. представил накладные и счета на оплату по иным, исполняемым им договорам, подтверждающие, что цена товара выше, чем, определена рассматриваемым контрактом:
1) накладная N 000430 от 24.01.2024: цена мяса говядины составила 420 рублей за 1 кг. 2) накладная N 000027 от 07.02.2024: цена мяса говядины без кости составила 550 рублей за 1 кг., 3) накладная N 000063 от 20.02.2024 - 442 рубля за 1 кг.;
4) накладная N 000104 от 05.03.2024 - 420 рублей за 1 кг.;
5) счет на оплату N 000188 от 21.03.2024 - 442 рубля за 1 кг.;
6) накладная N 000298 от 19.04.2024 - 430 рублей за 1 кг.;
7) накладная N 000351 от 03.05.2024: мясо на кости - 455 рублей за 1 кг., мясо говядины без кости - 550 рублей за 1 кг. Вместе с тем, Комиссия Амурского УФАС России учитывает, что рассматриваемый контракт заключен 26.01.2024 и как следует из представленных ИП Холондач С.И. документов по иным договорным обязательствам на момент заключения договора цена реализации мяса говядины была ему известна, однако он принял обязательства по поставке данного товара по цене 310 рублей за 1 кг. Представитель заказчика на заседании Комиссии Амурского УФАС России поддержала доводы, изложенные в обращении, просила учесть социальную значимость расторгнутого контракта. Сведения и документы, подтверждающие добросовестность ИП Холондач С.И. и надлежащее исполнение условий заключенного контракта, исполнителем не представлены, в материалах дела отсутствуют. Рассмотрев информацию, поступившую от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области "Амурская областная психиатрическая больница" об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта на поставку говядины охлажденной от 26.01.2024 N 2681 (реестровый номер контракта 2281200495824000011), далее - Контракт N 2681, из-за существенного нарушения индивидуальным предпринимателем Холондачем Сергеем Ивановичем (ИНН: 280100467003) условий исполнения контракта, заключенного по результатам открытого аукциона в электронной форме, объявленного извещением от 26.12.2023 N 0123200000323002681 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов 8 zakupki.gov.ru, а также на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, для рассмотрения вопроса о включении сведений об исполнителе по контракту в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", приказа Федеральной антимонопольной службы N 267 от 27.08.2007 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках", Комиссия Амурского УФАС России приняла РЕШЕНИЕ: сведения (информацию) об индивидуальном предпринимателе Холондаче Сергее Ивановиче (ИНН: 280100467003, ОГРНИП 306280135300025, дата присвоения ОГРНИП: 19.12.2006) (адрес: 675005, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Заводская, дом 41, кв. 1), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.М. Парнищева Члены комиссии: Е.В.Стрелкова И.И. Левченко Исп.Парнищева М.М. тел.8(4162)37-21-73, вн. 028-217
2024-2358
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 16 мая 2024 г. N 028/06/104-351/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2024