Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Парнищевой М.М. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии; членов комиссии: Стрелковой Е.В. - главного специалиста-эксперта указанного отдела; Бутковской Н.В. - ведущего специалиста- эксперта указанного отдела; Левченко И.И. - ведущего специалиста-эксперта указанного отдела, в присутствии представителей (посредством видеоконференцсвязи): от государственного заказчика - министерства здравоохранения Амурской области (далее - Заказчик) Трашковой Н.Г., действующей по доверенности от 26.10.2023 N 1; от уполномоченного органа - управления государственного заказа Амурской области (далее - Уполномоченный орган) Зверевой Е.В., действующей по доверенности от 06.02.2024 N 02- 06/93; без участия лица, направившего в антимонопольный орган информацию о нарушении законодательства о контрактной системе - индивидуального предпринимателя Семеновой Валентины Георгиевны, уведомленной надлежащим образом о времени, дате и месте проведения внеплановой проверки, в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку по поступившей информации от индивидуального предпринимателя Семеновой Валентины Георгиевны на действия Заказчика и Уполномоченного органа при осуществлении закупки способом открытого аукциона в 2 электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения Амурской области" мероприятия "Совершенствование механизмов обеспечения населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей в амбулаторных условиях", объявленной извещением от 06.05.2024 N 0123200000324000786 в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, нарушении положений Закона о контрактной системе, а именно - в несоответствии закупаемого количества тест-полосок числу пациентов, которым требуется проведение мониторинга уровня глюкозы в крови. 14.05.2024 в Амурское УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя Семеновой Валентины Георгиевны на действия Заказчика и Уполномоченного органа при осуществлении закупки N 0123200000324000786, выразившиеся, по мнению заявителя, нарушении Закона о контрактной системе. Рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки закупки назначено на 20 мая 2024 года в 15 часов 30 минут по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, 150, каб. 403. 15.05.2024 указанная жалоба отозвана Заявителем.
Согласно части 6 статьи 105 Закона о контрактной системе участник закупки вправе отозвать с использованием единой информационной системы поданную им жалобу до даты ее рассмотрения по существу контрольным органом в сфере закупок путем формирования и размещения в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 настоящего Федерального закона, информации об отзыве жалобы, которая размещается в таком реестре автоматически. В этом случае жалоба контрольным органом в сфере закупок по существу не рассматривается. При этом такой участник закупки не вправе повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные при осуществлении закупки, в отношении которой поданная жалоба отозвана. Пунктом 2 письма ФАС России от 19.10.2018 N ИА/84476/18 установлено, что в случае, если отозванная заявителем жалоба содержит информацию, свидетельствующую о наличии нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях субъектов контроля, то такая информация может являться основанием для проведения внеплановой проверки.
Таким образом, 20 мая 2024 года жалоба не рассматривается, проводится внеплановая проверка закупки. Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии Амурского УФАС России 20.05.2024 пояснила, что нарушений со стороны организатора закупки не допущено, закупка размещена в полном соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 05.02.2016 N 38.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии Амурского УФАС России пояснила, что аукцион осуществлялся в рамках реализации региональной программы Амурской области с целью обеспечения граждан Амурской области расходными материалами для определения содержания глюкозы в крови в домашних условиях, имеющиеся в наличии у населения анализаторы "Акку-Чек Перформа" на основании заявок, поступивших от медицинских организаций в количестве 722 500 штук или 14 450 упаковок. Потребность является фактической и обоснованной. Обоснование начальной максимальной цены контракта на закупку расходных материалов сформировано с учетом 3 потребности заказчика на 2024 год с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) с использованием коммерческих предложений потенциальных поставщиков и информации о ценах товаров, содержащаяся в государственных контрактах, по которым не взыскивались неустойки (штраф, пени), что не влечет за собой завышение НМЦК и дополнительного расходования бюджетных средств. В связи с чем довод ИП Семеновой Валентины Георгиевны об удорожании аукциона представитель Заказчика считает необоснованным. Аукцион размещен с применением постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
На дату проведения проверки аукцион отменен в связи с необходимостью внесения изменений в части исключения обоснования неприменения постановления Правительства РФ от 12.01.2023 N 10.
На вопрос Комиссии Амурского УФАС России ввиду чего отменено проведение аукциона представитель Заказчика пояснила, что Заказчиком неверно определены коды вида медицинского изделия некоторых тест-полосок, в связи с чем необходимо пересмотреть потребность и при размещении новой закупки описание тест-полосок сформировать с учётом Постановления Правительства Российской Федерации от 12.01.2023 N 10, поскольку требования названного постановления в рамках закупки N0123200000324000786 не учитывались. Комиссия Амурского УФАС России, заслушав представителей сторон по делу, исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Правительства Амурской области от 05.02.2016 N 38 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд области (далее - Порядок N 38).
Указанным Порядком управление государственного заказа Амурской области определено уполномоченным органом государственной власти области, осуществляющим полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд области.
Согласно пункту 1.2 Порядка N 38 осуществление закупок товаров, работ, услуг для нужд области реализуется через региональную информационную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд области "Централизованная информационно- техническая платформа "АЦК-Госзаказ" (далее - ЦИТП) на основании заявок заказчиков, составляемых в соответствии с планами-графиками закупок, а также потребностями и доведенными лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка N 38 в целях осуществления закупок заказчики в порядке, утвержденном уполномоченным органом, формируют в ЦИТП заявки на закупку в виде электронного документа, подписанного электронной подписью руководителя заказчика или иного лица, уполномоченного на подписание заявки на закупку, с указанием информации, предусмотренной частью 1 статьи 42 Закона (далее - ЭД). 3.2.
Заявка на закупку направляется заказчиком на регистрацию в ЦИТП.
Дата регистрации заявки на закупку фиксируется в ЦИТП. Одновременно с заявкой на закупку заказчик формирует и размещает в ЦИТП в виде отдельных электронных документов:
1) проект государственного контракта (контракта), предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (далее - проект контракта), сформированный с использованием подсистемы формирования шаблонов электронных 4 документов ЦИТП (при наличии шаблона проекта контракта, соответствующего предмету контракта) и преобразованный к формату DOC;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта (в том числе с указанием цен отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги по форме, утвержденной уполномоченным органом, преобразованной к формату XLS;
3) описание объекта закупки в соответствии со статьями 23, 33 Закона с указанием реквизитов технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (ГОСТ, СНиП и т.д.), используемых при составлении описания объекта закупки (при наличии);
4) критерии оценки заявок на участие в закупке с указанием значения и величины значимости критериев оценки и порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытых конкурсах в электронной форме в соответствии с Законом (в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) открытым конкурсом в электронной форме);
5) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок (в случае установления таких требований Законом);
6) состав комиссии по осуществлению закупки. 06.05.2024 Уполномоченным органом по заявке Заказчика в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 0123200000324000786 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения Амурской области " мероприятия "Совершенствование механизмов обеспечения населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей в амбулаторных условиях. Начальная (максимальная) цена контракта - 13 900 900,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 20.05.2024 в 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 20.05.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 22.05.2024. 15.05.2024 Заказчиком отменено определение поставщика (подрядчика, исполнителя). Исследовав материалы дела, Комиссия Амурского УФАС России приходит к следующим выводам. Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, 5 стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.01.2023 N 10 утверждены особенности описания тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о типовых условиях контрактов, подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупок, на поставку таких тест-полосок и о внесении изменений в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных 6 государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 10).
Пунктом 1 Постановления N 10 установлены следующие особенности описания тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд и предназначенных для анализатора уровня сахара крови портативного, соответствующего кодам 300680, 300690, 344110 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий (далее соответственно - тест-полоски, закупки, анализатор):
а) в описании объекта закупки не указываются дополнительная информация и дополнительные потребительские свойства, которые не предусмотрены в позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированной в отношении объекта закупки;
б) в описании объекта закупки указываются: слова "или эквивалент", сопровождающие указание на товарный знак тест-полосок, если описание объекта закупки содержит указание на товарный знак тест-полосок; наименование анализатора, для которого предназначаются тест-полоски, его товарный знак (при наличии у анализатора товарного знака); возможность безвозмездной передачи заказчику новых анализаторов, совместимых с поставляемыми тест-полосками, в случае если поставщик при подаче заявки на участие в закупке предложил к поставке тест-полоски, соответствующие показателям, указанным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", но являющиеся несовместимыми с анализатором, указанным в описании объекта закупки в соответствии с абзацем третьим настоящего подпункта; количество анализаторов, подлежащих безвозмездной передаче заказчику поставщиком в случае, предусмотренном абзацем четвертым настоящего подпункта, соответствующее количеству пациентов, для обеспечения которых осуществляется закупка тест-полосок;
в) в описании объекта закупки могут указываться требования: к обучению работников заказчика по использованию анализаторов в случае, предусмотренном абзацем четвертым подпункта "б" настоящего пункта; к гарантийным обязательствам, предусмотренным частью 4 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в отношении анализатора, подлежащего безвозмездной передаче заказчику в случае, предусмотренном абзацем четвертым подпункта "б" настоящего пункта. В приложении к извещению N 0123200000324000786 определено, что объектом закупки является поставка расходных материалов в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения Амурской области" мероприятия "Совершенствование механизмов обеспечения населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей в амбулаторных условиях". Кроме того, Заказчиком в названном приложении указано следующее обоснование неприменения Постановления N 10: "Тест-полоски Акку-Чек Перформа закупаются для пациентов, у которых установлен инсулиновый дозатор Акку-Чек Комбо (НКМИ: 207650).
Система Акку-Чек Комбо состоит из дозатора, инсулинового носимого (помпы инсулиновой) Акку-Чек Комбо и глюкометра Акку-Чек Перформа Комбо встроенного в 7 пульт управления. Через пульт управления, посредством беспроводной технологии Bluetooth осуществляется дистанционное управление инсулиновым дозатором Акку Чек Комбо и передача данных для дальнейшего управления базой данных. Глюкометр Акку- Чек Перформа Комбо является неотъемлемой частью системы и представляет собой настраиваемый прибор для управления течением диабетом, в котором есть функция расчёта болюса и осуществляет полноценное дистанционное управление инсулиновым дозатором Акку-Чек Комбо. Постановление Правительства N 10 от 12.01.2023 применяется в случаях: "описания тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд и предназначенных для анализатора уровня сахара крови портативного, соответствующего кодам 300680, 300690, 344110 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий". В данном случае закупке подлежат тест-полоски для системы для самоконтроля глюкозы крови с возможностью введения инсулина "Акку-Чек Комбо" (код вида медицинского изделия 207650)".
С учётом письменных пояснений Заказчика, поддержанных представителем Заказчика в ходе настоящего заседания, Комиссией Амурского УФАС России установлено, что Заказчиком неверно определены коды вида медицинского изделия тест-полосок - после размещения извещения в единой информационной системе установлена потребность в поставке тест-полосок с кодами вида медицинского изделия, перечисленными в Постановлении N 10.
Таким образом, описание объекта закупки N 0123200000324000786 составлено с нарушением требований, установленных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и без учёта особенностей, определенных Постановлением N 10, что повлекло отмену закупки. Поскольку на дату проведения внеплановой проверки закупки N0123200000324000786 Заказчиком самостоятельно устранено названное нарушение Закона о контрактной системе посредством отмены аукциона, у Комиссии Амурского УФАС России отсутствуют правовые основания для выдачи предписания об устранении нарушений, также комиссией не установлена целесообразность и необходимость для передачи материалов дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства. Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, проведя внеплановую проверку по информации, поступившей от индивидуального предпринимателя Семеновой Валентины Георгиевны, о действиях Заказчика и Уполномоченного органа при осуществлении закупки способом открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения Амурской области" мероприятия "Совершенствование механизмов обеспечения населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей в амбулаторных условиях", объявленной извещением от 06.05.2024 N 0123200000324000786 в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, Комиссия Амурского УФАС России приняла 8 РЕШЕНИЕ:
1. Признать в действиях государственного заказчика - министерства здравоохранения Амурской области нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание об устранении допущенного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать.
Решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Заместитель М.М. Парнищев а Председателя комиссии Члены комиссии: Е.В. С трелкова Н.В. Б утковская И.И. Л евченко
2024-2383
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 20 мая 2024 г. N 028/06/106-358/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2024