Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Парнищевой М.М. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии; членов Комиссии: Стрелковой Е.В. - главного специалиста-эксперта указанного отдела, Левченко И.И. - ведущего специалиста-эксперта указанного отдела, Бутковской Н.В. - ведущего специалиста-эксперта указанного отдела, в присутствии представителей (посредством видеоконференцсвязи): от государственного заказчика - государственного казенного учреждения Амурской области "СТРОИТЕЛЬ" (далее - Заказчик) Лысенко Е.В., действующей по доверенности от 02.10.2023 N 32; от уполномоченного органа - управления государственного заказа Амурской области (далее - Уполномоченный орган) Гавриленко Ю.В., действующей по доверенности от 19.01.2024 N 05-07/35 (лицам разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России), без участия заявителя жалобы - индивидуального предпринимателя Пономарёва Михаила Дмитриевича, уведомленного надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения жалобы, рассмотрела поступившую 15.05.2024 в Амурское УФАС России жалобу индивидуального предпринимателя Пономарёва Михаила Дмитриевича на действия Заказчика и Уполномоченного органа при осуществлении закупки способом открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на 2 поставку товаров для объекта: "Центр культурного развития (ЦКР) с залом на 265 посадочных мест", объявленной извещением от 02.05.2024 N 0123200000324000774 в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно - необъективном описании объекта закупки. В своей жалобе предприниматель указывает, что Заказчиком необоснованно объединены в один лот поставка товара, а также его монтаж и установка, что, по мнению заявителя, нарушает положения Закона о контрактной системе. 21.05.2024 на заседании Комиссии Амурского УФАС представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились по основаниям, перечисленным в письменных отзывах, представленных в материалы дела, просили признать жалобу необоснованной. Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав представителей сторон по делу, исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Правительства Амурской области от 05.02.2016 N 38 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд области (далее - Порядок N 38).
Указанным Порядком управление государственного заказа Амурской области определено уполномоченным органом государственной власти области, осуществляющим полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд области.
Согласно пункту 1.2 Порядка N 38 осуществление закупок товаров, работ, услуг для нужд области реализуется через региональную информационную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд области "Централизованная информационно- техническая платформа "АЦК-Госзаказ" на основании заявок заказчиков, составляемых в соответствии с планами-графиками закупок, а также потребностями и доведенными лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год. 02.05.2024 Уполномоченным органом по заявке Заказчика в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru опубликовано извещение N0123200000324000774 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку на право заключения государственного контракта на поставку товаров для объекта: "Центр культурного развития (ЦКР) с залом на 265 посадочных мест". Начальная (максимальная) цена контракта - 10 008 682,67 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 15.05.2024 в 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 15.05.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 17.05.2024.
В рамках рассматриваемой закупки Заказчику поступили два запроса о разъяснении положений извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме, 3 разъяснение на которые в регламентированный срок размещены в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 15.05.2024 на участие в аукционе заявки поданы от трех участников закупки. Текущее снижение начальной (максимальной) цены: 60,86%.
Как следует из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2024, все поступившие заявки признаны соответствующими требованиям извещения. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признается участник закупки идентификационный N 116548896, с ценовым предложением 2295148,15 руб. (Два миллиона двести девяносто пять тысяч сто сорок восемь рублей 15 копеек). На дату рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки государственный контракт не заключен. Исследовав материалы дела, Комиссия Амурского УФАС России приходит к следующим выводам. Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Статьей 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком 4 (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Объектом закупки N 0123200000324000774 Заказчиком определены Прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света с лампами прочих типов (ОКПД2 27.40.33.190).
Как следует из приложения к извещению N 0123200000324000774 и проекту контракта поставщик обязан в срок до 01.09.2024 года разработать проект выполнения работ по монтажу и наладке товара (далее - проект выполнения работ) и направить его для рассмотрения и согласования Государственному заказчику. Монтаж и наладка осуществляются в соответствии с проектом выполнения работ, подготовленным Поставщиком и согласованным с Государственным заказчиком до начала монтажа. Проект выполнения работ должен включать:
1. Пояснительную записку;
2. План расположение оборудования в помещении;
3. Трассы прокладки кабелей;
4. Спецификация оборудования, изделий и материалов;
5. Паспорта на оборудование;
6. Инструкции по эксплуатации. Монтаж и наладка Товара должны быть осуществлены специалистами, имеющим соответствующие допуски к электромонтажным работам, группа допуска не ниже 2, с правом проведения специальных работ на высоте, что должно быть документально подтверждено. Кабели, разъемы, лотки, гофрированная труба, крепежные и прочие расходные материалы должны быть в комплекте для монтажа. Фермовые конструкции, 5 указанные в настоящей Спецификации, должны быть жестко закреплены к потолку без сверления отверстий в ферме. Монтаж и наладка Товара должны включать:
1. укрепление существующей несущей конструкции для монтажа необходимых конструкций;
2. демонтаж существующего потолка, его монтаж по новым размерам, с учетом монтируемых ферм;
3. подключение осветительных приборов, установку адресации световых приборов, не менее тридцати "базовых" сцен светового шоу;
4. при монтаже оборудования, при проведении трасс прокладки коммуникаций (кабели питания и управления) предусмотреть беспрепятственный доступ ко всем участкам прокладки коммуникаций, в максимальной степени обеспечить доступ к соединениям кабелей для беспрепятственной последующей эксплуатации системы;
5. проведение косметического ремонта монтажных мест крепления товара;
6. проведение работ без нарушения функционального назначения здания объекта;
7. по окончанию монтажа проведение проверки и демонстрации работоспособности смонтированного товара;
8. инструктаж по работе со световым интерфейсом, световым шоу, принципами работы протокола DMX-512, установкой адресации приборов. Все световые приборы должны управляться по протоколу DMX-512.
Каждый прибор должен иметь индивидуальную адресацию и управляться с использованием максимального режима каналов управления по протоколу DMX-512.
Особенности сборки, монтажа:
1. общая протяженность кабельной трассы управления должна составлять до 400 м; 2. для подключения каждого светового прибора предусмотрена розетка с крышкой, установленная на софитной ферме, которые необходимо подключить к софитной клеммной. На высоте до 8 метров;
3. Оборудование устанавливается на стационарные софитные фермы (3 поплановых, 1 выносной софит) 4. подвес для установки светового оборудования на высоте свыше 6 м; 5. прокладка кабеля в гофрированной трубе за навесным потолочным пространством, в кабельных лотках. По итогам выполнения работ по монтажу и наладке товара и до сдачи их результата Государственному заказчику Поставщик обеспечивает проведение инструктажа специалистов, осуществляющих использование и обслуживание оборудования, в части порядка и условий эксплуатации оборудования, по итогам которого подписывается Акт о проведении инструктажа по правилам эксплуатации установленного оборудования по форме, установленной Приложением N 1 к Спецификации. Оценив довод Заявителя о том, что Заказчиком необоснованно объединены в один лот поставка товара, а также его монтаж и установка, Комиссия Амурского УФАС России приходит к следующим выводам. Верховный Суд Российской Федерации пунктах 1, 2 Обзора практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснил, что указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара. Как следует из письменных и устных пояснений Заказчика, закупаемая система имеет единую для всех осветительных приборов консоль управления. Подключение осветительных приборов осуществляется через сплиттер, обеспечивающий передачу 6 сигнала по общему для всех приборов системы протоколу DMX.
Также по протоколу DMX через консоль управления осуществляется взаимодействие с прибором для образования тумана. Система также включает крепежные компоненты и компоненты коммутации ее приборов. Наличие данных компонентов в составе системы обеспечивает возможность ее монтажа поставщиком. При заключении контрактов отдельно на поставку и монтаж с различными поставщиками не будет возможности полноценного гарантийного обслуживания всего оборудования в целом. Указанные условия приняты с целью экономической целесообразности, так как поставляемое световое оборудование технологически связано с монтажом и наладкой товара, необходимостью обеспечения гарантийных обязательств на товар и монтаж. Заказчик при установлении требований руководствовался необходимостью обеспечения защиты собственных интересов, защиты от недобросовестных поставщиков, контроля за целевым использованием денежных средств и обоснованностью осуществления расходов по договору. Кроме того, проверка качества принимаемого товара осуществляется путем его запуска после монтажа и пусконаладки. Поэтому выделение выполнения работ, связанных с монтажом товара и наладкой в отдельный этап, а также выделение их стоимости в цене контракта не представляется возможным и целесообразным.
Таким образом, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что объединение в один лот монтажных работ и поставки оборудования обусловлено потребностью Заказчика, а также тем, что вышеуказанные работы по монтажу и поставка оборудования функционально и технологически связаны между собой. Одновременно Комиссия Амурского УФАС России учитывает, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2024, на участие в аукционе подано три заявки, что свидетельствует о том, что ограничение конкуренции в данном случае со стороны Заказчика не допущено. Материалами дела подтверждается, что в рассматриваемой ситуации выполнение монтажных, пусконаладочных работ, поставка оборудования, неразрывно связаны с производством работ по объекту "Центр культурного развития (ЦКР) с залом на 265 посадочных мест", К извещению N 0123200000324000774 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещены приложения, из содержания которых усматривается, что победителем закупки должен быть выполнен весь комплекс работ по установке прожекторов и светильников, а также их монтаж и введение в эксплуатацию. Учитывая перечисленные обстоятельства, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о том, технические, функциональные характеристики и иные требования, установленные заказчиком к предмету закупки и зафиксированные в описании объекта закупки, аукционной документации, направлены на максимальное удовлетворение нужд (потребностей) заказчика. Закон о контрактной системе допускает установление в аукционной документации таких требований, которые являются существенными для заказчика. Комиссия Амурского УФАС России, руководствуясь положениями антимонопольного законодательства Российской Федерации и в сфере защиты конкуренции, основываясь на правовом подходе Верховного Суда Российской Федерации, отмечает, что Заказчиком сформированы в аукционной документации особые требования к характеристикам товара, с учетом собственных потребностей заказчика и специфики объекта и вида его деятельности, поэтому включение в документацию об аукционе 7 условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Основной задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре, работе, услуге.
Также Комиссией Амурского УФАС России отклоняется довод Заявителя жалобы о том, что участнику закупки невозможно определить объем монтажных работ в отношении предлагаемого к поставке товара, поскольку с учётом приложений к извещению N 0123200000324000774, в котором подробно перечислены требуемые Заказчику работы, разумным участником закупки, обладающим необходимым уровнем профессионализма и опыта, объем работ может быть сделан самостоятельно. Как справедливо отмечено Заказчиком в письменных пояснениях, имеющееся на рынке оборудование имеет отличия как по своим размерам, весу и иным физическим характеристикам, так и по требованиям к монтажу, подключению к сетям электроснабжения, связи, органам управления и т.д. Учесть возможные различия на момент подготовки проекта контракта не представляется возможным, так как Заказчик не требует к поставке световое оборудование конкретного производителя. Поэтому техническим заданием предусмотрено, что монтаж и наладка осуществляются в соответствии с проектом выполнения работ, подготовленным Поставщиком и согласованным с Заказчиком до начала монтажа. Конкретное содержание должно определяться Подрядчиком исходя из характеристик поставляемого товара. Кроме того, в ходе заседания Комиссии Амурского УФАС России установлено, что техническое задание составлено Заказчиком на основании коммерческих предложений, полученных в ходе проведения запроса цен, в рамках которого поданы предложения о возможности поставки оборудования трех производителей, которые соответствуют потребностям Заказчика. Заявителем доказательств, подтверждающих обратное, в составе жалобы не представлены. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в силу положений законодательства о контрактной системе, бремя доказывания доводов жалобы лежит на Заявителе. Исходя из вышеизложенного, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы и об отсутствии нарушений Закона о контрактной системе в рассматриваемых действиях Заказчика и Уполномоченного органа. Рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Пономарёва Михаила Дмитриевича на действия Заказчика и Уполномоченного органа при осуществлении закупки способом открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку товаров для объекта: "Центр культурного развития (ЦКР) с залом на 265 посадочных мест", объявленной извещением от 02.05.2024 N 0123200000324000774 в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер www.rts-tender.ru, руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Амурского УФАС России приняла РЕШЕНИЕ: Признать жалобу индивидуального предпринимателя Пономарёва Михаила Дмитриевича необоснованной.
Решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Заместитель М.М. Парнищев а Председателя комиссии Члены комиссии: Е.В. С трелкова И.И. Л евченко Н.В. Б утковская
2024-2392
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 21 мая 2024 г. N 028/06/106-361/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2024