Изготовлено в полном объеме 21 мая 2024 г.
г. Курск Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: Бородина О.С. - председатель Комиссии, Радышевская В.А. - член Комиссии, Боева А.Ю. - член Комиссии, в присутствии председателя правления общества с ограниченной ответственностью Аудиторской консультационной фирмы "Демидов и Аксенцев" (далее - ООО АКФ "Демидов и Аксенцев") Демидова С.И. (личность удостоверена), в присутствии представителей заказчика - Муниципального унитарного предприятия "Курские городские коммунальные тепловые сети" (далее - МУП "Гортеплосеть") Кукушки О.Н. (по доверенности, личность удостоверена), Чернятина М.Н. (по доверенности, личность удостоверена), Глазачевой Е.В. (по доверенности, личность удостоверена), при ведении аудиозаписи, рассмотрев в порядке ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), представленное заказчиком - МУП "Гортеплосеть", обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ООО АКФ "Демидов и Аксенцев" (адрес: 305004, Курская область, г. Курск, ул. Садовая, д.5, кв.3а-8, ИНН:4629048491), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 08.05.2024 г. (вх. N2962-ЭП/24) поступило обращение заказчика - 2 МУП "Гортеплосеть" о включении информации в отношении ООО АКФ "Демидов и Аксенцев" (адрес: 305004, Курская область, г. Курск, ул. Садовая, д.5, кв.3а-8, ИНН:4629048491) в РНП в связи с расторжением в одностороннем порядке по инициативе заказчика контракта N03443000690240000300001 от 11.03.2024 г. по предмету: "Оказание услуг по проведению финансового аудита за 2023 год" (закупка N0344300069024000030).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе...", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя). В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Курского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее. 31.01.2024 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "http://zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) заказчиком размещены извещение о проведении электронного конкурса N0344300069024000030 для нужд Заказчика по предмету: "Оказание услуг по проведению финансового аудита за 2023 год" ИКЗ:243463200033046320100100010016920000.
Начальная (максимальная) цена контракта - 116 333 руб. 33 коп.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.02.2024 NИЭОК1 победителем электронного конкурса было признано ООО АКФ "Демидов и Аксенцев" с идентификационным номером заявки K-157157, в связи с признанием заявки соответствующей требованиям ФЗ "О контрактной системе..." и извещения об осуществлении закупки.
Согласно ч.1 ст.51 ФЗ "О контрактной системе.", по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей. 11.03.2024 г. по результатам электронного конкурса между заказчиком - МУП "Гортеплосеть" и ООО АКФ "Демидов и Аксенцев" был заключён договор N03443000690240000300001 от 11.03.2024 г. по предмету: "Оказание услуг по проведению финансового аудита за 2023 год" (реестровый номер контракта 34632000330 24 000001) (далее - Договор).
В соответствии п. 1.2. Договора: "Место оказания услуг - 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 120".
Согласно а. 3.1. заключенного сторонами Договора: "Срок оказания услуг: оказание услуг осуществляется в течение 14-и рабочих дней с момента получения письменной заявки от Заказчика. Заявка Заказчиком подается в течение 10 рабочих дней с даты заключения сторонами Договора". Материалами дела подтверждается, что 11.03.2024 Заказчиком в адрес Общества было направлено письмо N05-05/304 от 11.03.2024 г. с просьбой приступить к оказанию услуг с 12 марта 2024 г. 12.03.2024 г. ООО АКФ "Демидов и Аксенцев" в адрес Заказчика направило запрос N066-з от 12.03.2024 г., о представлении всех необходимых для проведения аудиторской проверки документов в полном объеме, включая составленную годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Как подтверждается материалами дела, документы по запросу Общества (исх. N066-з от 12.03.2024 г.) представлялись МУП "Гортеплосеть" в период с 18 марта по 29 марта 2024 года. 3 26.03.2024 г. МУП "Гортеплосеть" направило в адрес ООО АКФ "Демидов и Аксенцев" письмо N05-05/376, в котором указал на то, что по состоянию на 26.03.2024 г. исполнитель не прибыл по месту нахождения Заказчика и не преступил к оказанию услуг, а также на то, что срок оказания услуг истекает 01.04.2024 г. Кроме того, в вышеуказанном письме Заказчик просил Исполнителя предоставить информацию о сроках оказания услуг. 29.03.2024 г. ООО АКФ "Демидов и Аксенцев" в ответ на вышеуказанное письмо Заказчика от 29.03.2024 г. подтвердил получение письменной заявки на оказание услуг 12.03.2024 г. Кроме того, Общество указало на невозможность исполнения условий Договора в установленные сроки в связи со следующими обстоятельствами: "мы не смогли приступить к оказанию аудиторских услуг в силу объективных причин, связанных с подготовкой документов необходимых для представления Управлению Федерального казначейства по Воронежской области документов, в отношении нашей организации, в рамках проведения плановой выездной проверки проводимой в период с 25.03.2024 по 23.04.2024".
А также сообщило, что обязуется оказать услугу по проведению финансового аудита МУП "Гортеплосеть" за 2023 год в срок с 22 апреля 2024 года по 26 апреля 2024 года, с выдачей аудиторского заключения не позднее 30 апреля 2024 года. 02.04.2024 г. Заказчик направил в адрес ООО АКФ "Демидов и Аксенцев" письмо N 05-05/428, в котором сообщил, что срок оказания услуг истекает 04.04,2024 г. А также указал на то, что не представляется возможным оказание услуг Обществом в период с 22 апреля 2024 г. по 26 апреля 2024 г., с выдачей аудиторского заключения не позднее 30 апреля 2024 г. 03.04.2023 г. Исполнитель в ответ на вышеуказанное письмо Заказчика N05-05/428 от 02.04.2024 сообщил следующее: "ввиду не представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП "Гортеплосеть" (Заказчик) за 2023 год, оформленной (выпущенной) в порядке, установленном Федеральным законом "О бухгалтерском учете" не представляется возможным выпустить Аудиторское заключение о достоверности такой отчетности в сроки установленные выше названным контрактом". Как следует из материалов дела, 04.04.2024 г. Заказчик направил в адрес Общества письмо N05- 05/447 от 04.04.2024, из которого следует, что за период с 18.03.2024 г. по 04.04.2024 г. Исполнитель не прибыл по месту нахождения Заказчика и не преступил к оказанию услуг, в то время как срок оказания услуг истекает 04.04.2024 г. А также указал на то, что запрос от 12.03.2024 г. исх. N 066-з о предоставлении документации (в т.ч. в электронном виде) является необязательным для исполнения Заказчиком, в то время, когда обязательным условием для Исполнителя является оказание услуг по месту нахождения Заказчика. 10.04.2024 г. Общество в ответ письмо МУП "Гортеплосеть" N05-05/447 от 04.04.2024 уведомило Заказчика о прибытии аудитора ООО АКФ "Демидов и Аксенцев" для продолжения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 г., 16 и 17 апреля 2024 г. с просьбой предоставить рабочее место, а также организовать доступ к бухгалтерским регистрам. Из материалов дела следует, что 12.04.2024 г. с 9:00 до 16:00 представители Исполнителя находились по адресу МУП "Гортеплосеть", кроме того 12.04.2024 г. Заказчик передал ООО АКФ "Демидов и Аксенцев" требуемую для проведения аудита бухгалтерскую отчетность в 3-х экземпляра.
В соответствии с п. 4.1. Договора: "После завершения оказания услуг, предусмотренных п. 1.1 Договора, Исполнитель в течение 2 (двух) рабочих дней письменно уведомляет Заказчика о факте завершения работы по оказанию услуг и предоставляет заказчику аудиторское заключение, отчет со всеми приложениями, указанными в техническом задании, акт приема-передачи оказанных услуг, подписанный Исполнителем в 2-х экземплярах, счет на оплат". 15.04.2024 г. ООО АКФ "Демидов и Аксенцев" письмом N099-ув уведомило МУП "Гортеплосеть" о завершении работ по Контракту. А также сообщило о том, что формирование в ЕИС документа о приемке не представляется возможным в связи с отсутствием в ЕИС карточки контракта, а именно договора от 11.03.2024 г. N03443000690240000300001.
Из сведений открытой части ЕИС следует, информация о Договоре в разделе "Информация о контракте, изменении контракта" была размещена Заказчиком 16.04.2024 г. Данный факт не отрицался представителями Заказчика на заседании Комиссии. Из материалов дела следует, что МУП "Гортеплосеть" 15 апреля 2024 в 13 ч. 57 мин. 4 посредством электронной почты было получено обращение ООО АКФ "Демидов и Аксенцев" с просьбой ознакомиться с проектом аудиторского заключения за 2023 год в срок до 17 часов 15 апреля 2024 года. 17.04.2024 г. Заказчик в ответ на вышеуказанное письмо Общества, полученное посредством электронной почты направил письмо N08-15/514 от 17.04.2024 г., в котором указал, что ознакомиться с проектом аудиторского заключения за 2023 год не предоставляется возможным, т.к. в соответствии с условиями Договора, заказчик в течении 5 (пяти) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке рассматривает предоставленные исполнителем документы. Кроме того, в вышеуказанном письме Заказчик просил Исполнителя разместить в ЕИС направленные документы. Как подтверждается сведениями открытой части ЕИС, ООО АКФ "Демидов и Аксенцев" документ о приемке на дату рассмотрения настоящего дела не были размещены в ЕИС. Так как по состоянию на 17.04.2024 г. Исполнителем не были сформированы документы о об исполнении Договора, Заказчиком было принято решение о рассмотрении полученных 16 апреля 2024 года оригиналов документов. 18.04.2024 МУП "Гортеплосеть" был сформирован и направлен в адрес Общества мотивированный отказ от подписания аудиторского заключения, из которого следует, что Заказчик не согласен с выражением отрицательного мнения в аудиторском заключении и отказывается от подписания документов. 19.04.2024, в связи с тем, что ООО АКФ "Демидов и Аксенцев" обязательства по договору N03443000690240000300001 от 11.03.2024 г. не были исполнены в соответствии с условиями Договора, заказчиком - МУП "Гортеплосеть" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 25.04.2024 г. ООО АКФ "Демидов и Аксенцев" в адрес Заказчика было направлено возражение на односторонний отказ от исполнения Контракта Как пояснил председатель правления ООО АКФ "Демидов и Аксенцев" на заседании Комиссии Курского УФАС России: "ООО АКФ Демидов и Аксенцев действовал осмотрительно, и добросовестно в рамках Закона и в соответствии с условиями договора. Договор исполнен полностью, обязанности Исполнителя по спорному договору ООО АКФ Демидов и Аксенцев исполнил полностью". Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки. При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта. Как установлено ч.ч.8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе...", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 10.1.
Контракта: "Расторжение Договора допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Договора от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и в соответствии со ст.95 Закона N 44-ФЗ"О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон)".
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе...", в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения 5 контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано, подписано и размещено с использованием единой информационной системы 19.04.2024 г.
В соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе...", датой поступления ООО АКФ "Демидов и Аксенцев" решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе - 19.04.2024 г.
Таким образом, в силу п. 3 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе.", 19.04.2024 г. является датой надлежащего уведомлением ООО АКФ "Демидов и Аксенцев" об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе...", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика (поставщика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, дата расторжения Контракта приходится на 03.05.2024 г. Вместе с тем, Заказчиком в реестре контрактов в разделе "Исполнение (расторжение) контракта" указана иная дата расторжения Контракта - 08.05.2024, что не соответствует требованиям ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе...". Кроме того, из сведений открытой части ЕИС следует, информация о Договоре N03443000690240000300001 от 11.03.2024 г. в разделе "Информация о контракте, изменении контракта" была размещена Заказчиком 16.04.2024 г., что не соответствует требованиям ст.103 ФЗ "О контрактной системе...".
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не 6 содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание Исполнителя недобросовестным, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе." в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Пунктом 15 Правил установлено, что Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Ни ФЗ "О контрактной системе.", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО АКФ "Демидов и Аксенцев" является субъектом малого предпринимательства, относится к категории - микропредприятие. ООО АКФ "Демидов и Аксенцев" в ходе рассмотрения обращения не было представлено доказательств, которые позволили бы определить причинно-следственную связь между подготовкой документов, необходимых для представления Управлению Федерального казначейства по Воронежской области документов, в отношении организации, в рамках проведения плановой выездной проверки проводимой в период с 25.03.2024 по 23.04.2024 и невозможностью надлежащего исполнения контракта Обществом. Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что Заказчиком в реестре контрактов в разделе 7 "Исполнение (расторжение) контракта" указана дата расторжения Контракта - 08.05.2024, в то время как в соответствии требованиям ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе..." должна приходиться на 03.05.2024 г. Кроме того, Заказчиком информация о Договоре размещена в ЕИС 16.04.2024 г., с нарушением установленного ст. 103 ФЗ "О контрактной системе..." срока. Учитывая, что материалами дела подтверждается нарушение заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе, принимая во внимание положения пп. а п. 15 Правил, информация в отношении ООО АКФ "Демидов и Аксенцев" не подлежит включению в РНП. С учетом изложенного, оценив в совокупности, и взаимосвязи представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - Муниципальному унитарному предприятию "Курские городские коммунальные тепловые сети" во включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью Аудиторской консультационной фирмы "Демидов и Аксенцев" (адрес: 305004, Курская область, г. Курск, ул. Садовая, д.5, кв.3а-8, ИНН:4629048491) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии О.С. Бородина Члены комиссии: В.А. Радышевская А.Ю. Боева
2024-2436
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 16 мая 2024 г. N РНП-46-840
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2024