Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Бояркин Д.В. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителя заказчика - МБУ г. Новосибирска "Городской центр организации дорожного движения": - (по доверенности),
в присутствии представителя подателя жалобы - ПАО "Ростелеком": - (по доверенности),
в присутствии представителя участника закупки - ООО "СтройДорИндустрия": - (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ПАО "Ростелеком" на действия заказчика - МБУ г. Новосибирска "Городской центр организации дорожного движения" при проведении электронного аукциона N 0151300030524000008 на выполнение работ по созданию (развитию) и внедрению элементов интеллектуальной транспортной системы Новосибирской агломерации, предусматривающей автоматизацию процессов управления дорожным движением на территории городского округа - город Новосибирск, с приобретением и установкой оборудования, а также доступа к предустановленному программному обеспечению для функционирования информационных систем, начальная (максимальная) цена контракта 117 371 800,00 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ПАО "Ростелеком" с жалобой на действия заказчика - МБУ г. Новосибирска "Городской центр организации дорожного движения" при проведении электронного аукциона N 0151300030524000008 на выполнение работ по созданию (развитию) и внедрению элементов интеллектуальной транспортной системы Новосибирской агломерации, предусматривающей автоматизацию процессов управления дорожным движением на территории городского округа - город Новосибирск, с приобретением и установкой оборудования, а также доступа к предустановленному программному обеспечению для функционирования информационных систем.
В соответствии с извещением о проведении закупки, протоколами, составленными при проведении закупки:
1) извещение о проведении закупки размещено в ЕИС 22.03.2024 г.;
2) дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 27.05.2024 г.;
3) на участие в закупке подано 2 заявки;
4) дата рассмотрения заявок на участие в закупке - 27.04.2024 г.;
5) в результате рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 2 заявки были признаны соответствующими требованиям о проведении закупки.
Суть жалобы ПАО "Ростелеком" заключается в следующем.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.04.2024 г. заявка с идентификационным номером 116475167 признана победителем электронного аукциона.
В соответствии с приложением N 3 к проекту контракта данным участником закупки были представлены следующие реестровые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236):
N п/п |
Наименование Работ |
Реестровые номера в соответствии постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 |
Ед. изм. |
Кол-во |
1. |
Замена дорожного (светофорного) контроллера |
Реестровый номер: 5102 |
Условная единица |
10 |
2. |
Установка программно-аппаратного комплекса для подключения к существующему дорожному (светофорному) контроллеру |
Реестровый номер: 5102 |
Условная единица |
3 |
3. |
Установка детекторов транспорта тип 1 |
Реестровый номер: 5102 |
Условная единица |
49 |
4. |
Установка детекторов транспорта тип 2 |
Реестровый номер: 5102 |
Условная единица |
10 |
5. |
Установка оборудования для защиты информации, каналов связи, выполнение работ по его настройке и интеграции объектов в муниципальный уровень ИТС и в ИТС Новосибирской агломерации с учетом требований по обеспечению информационной безопасности, установленных для ИТС Новосибирской агломерации |
Реестровый номер: 5102 |
Условная единица |
13 |
6. |
Неисключительные (пользовательские) права на расширение функционала системы централизованного управления политиками безопасности узлов защищенной сети |
Реестровый номер: 5102 |
Условная единица |
1 |
7. |
Замена дорожного (светофорного) контроллера |
Реестровый номер: 5102 |
Условная единица |
22 |
8. |
Установка программно-аппаратного комплекса для подключения к существующему дорожному (светофорному) контроллеру |
Реестровый номер: 5102 |
Условная единица |
21 |
9. |
Установка детекторов транспорта тип 1 |
Реестровый номер: 5102 |
Условная единица |
141 |
10. |
Установка детекторов транспорта тип 2 |
Реестровый номер: 5102 |
Условная единица |
11 |
11. |
Установка оборудования для защиты информации, каналов связи, выполнение работ по его настройке и интеграции объектов в муниципальный уровень ИТС и в ИТС Новосибирской агломерации с учетом требований по обеспечению информационной безопасности, установленных для ИТС Новосибирской агломерации |
Реестровый номер: 5102 |
Условная единица |
44 |
По мнению подателя жалобы, указанный реестровый номер (5102) относится к программному обеспечению средств защиты каналов передачи данных ("ViPNet Coordinator IG 4") и не имеет отношения к оборудованию, требуемому к поставке и установке.
ПАО "Ростелеком" в составе заявки были представлены сведения из реестра российского программного обеспечения, что является надлежащим подтверждением соответствия требованиям постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. N 1236 (реестровые номера NN 16807, 16808, 17220, 19471, 2470).
Таким образом, податель жалобы считает, что права и законные интересы ПАО "Ростелеком" нарушены комиссией по осуществлению закупок заказчика незаконно признавшей заявку N 116475167 соответствующей требованиям извещения.
Заказчик - МБУ г. Новосибирска "Городской центр организации дорожного движения" в пояснениях на жалобу ПАО "Ростелеком" сообщил следующее.
При подведении итогов электронного аукциона комиссией заказчика по осуществлению закупок была допущена ошибка. Заявка с идентификационным номером 116475167 (ООО "СДИ"), в которой указаны некорректные реестровые номера в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. N 1236, в части проведения работ по замене дорожного (светофорного) контроллера (реестровый номер 5102); по установке программно-аппаратного комплекса для подключения к существующему дорожному (светофорному) контроллеру (реестровый номер 5102); по установке детекторов транспорта тип 1 и тип 2 (реестровый номер 5102).
В соответствии с реестром программного обеспечения реестровый номер 5102 относится к программному обеспечению с наименованием "ViPNet Coordinator IG 4", что подходит под проведение работ только по установке оборудования для защиты информации, каналов связи, выполнение работ по его настройке и интеграции объектов в муниципальный уровень ИТС и в ИТС Новосибирской агломерации с учетом требований по обеспечению информационной безопасности, установленных для ИТС Новосибирской агломерации, и не подходит под остальные виды работ.
ООО "СтройДорИндустрия" в возражениях на жалобу ПАО "Ростелеком" сообщило следующее.
Раздел 15 "Приложения, являющееся неотъемлемой частью настоящего контракта" проекта контракта при размещении извещения о проведении закупки включал следующие приложеня: приложение N 1 - техническое задание и приложение N 2 - спецификация на выполнение работ.
Вместе с тем, 03.05.2024 г. заказчик разместил в ЕИС проект контракта на подписание победителю электронного аукциона, в раздел 15 "Приложения, являющееся неотъемлемой частью настоящего контракта" проекта контракта входят следующие приложения: приложение N 1 - техническое задание; приложение N 2 - спецификация на выполнение работ; приложение N 3 - реестровые номера в соответствии постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
Таким образом, по мнению ООО "СтройДорИндустрия", заказчиком допущено нарушение ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку заказчик добавил новое приложение к проекту контракта, которое не было предусмотрено условиями извещения о проведении закупки.
Из описания объекта закупки и условий проекта контракта не следует, что при выполнении работ по установке оборудования должна осуществляться дополнительная установка какого-либо программного обеспечения и/или отдельная передача прав на него заказчику, за исключением отдельной передачи неисключительных (пользовательских) прав на расширение функционала системы централизованного управления политиками безопасности узлов защищенной сети.
В оборудование, необходимое для выполнения работ по контракту, предустановлено встроенное программное обеспечение, в связи с чем, установка иного программного обеспечения в дальнейшем не требуется.
Таким образом, при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения данной закупки, предусмотрена передача неисключительных (пользовательских) прав на расширение функционала системы централизованного управления политиками безопасности узлов защищенной сети, в связи с чем, ООО "СтройДорИндустрия" в заявке был указан реестровый номер для данного программного обеспечения: 5102 "ViPNet Coordinator IG 4".
На основании изложенного, ООО "СтройДорИндустрия" считает доводы ПАО "Ростелеком" безосновательными.
Изучив представленные материалы и доводы сторон по жалобе ПАО "Ростелеком", Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно ч.3 ст.14 Закон о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. N 1236 устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно п. 2 (1) постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. N 1236 для целей применения пункта 2 указанного постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в разделе "Общая информация" извещения о проведении закупки заказчиком установлены коды ОКПД 2: 42.11.20.300 - "работы по содержанию автомобильных дорог" и 74.90.20.144 - "услуги по обеспечению защиты информации".
При этом, условиями извещения о проведении закупки предусмотрено выполнение таких видов работ как: замена дорожного (светофорного) контроллера; установка программно-аппаратного комплекса для подключения к существующему дорожному (светофорному) контроллеру; установка детекторов транспорта тип 1; установка детекторов транспорта тип 2; установка оборудования для защиты информации, каналов связи, выполнение работ по его настройке и интеграции объектов в муниципальный уровень ИТС и в ИТС Новосибирской агломерации с учетом требований по обеспечению информационной безопасности, установленных для ИТС Новосибирской агломерации; неисключительные (пользовательские) права на расширение функционала системы централизованного управления политиками безопасности узлов защищенной сети.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что положения извещения о проведении электронного аукциона, описание объекта закупки не содержат точной информации в части, касающейся характеристик программного обеспечения (или прав на его использование), необходимого для выполнения работ по контракту (установка программного обеспечения или передача программного обеспечения) в отношении вышеперечисленных работ. Заказчиком не указано, в отношении каких пунктов описания объекта закупки устанавливаются требования о необходимости установки программного обеспечения или передачи прав на его использование.
В соответствии с пп. "а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 данного Федерального закона.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в заявке победителя электронного аукциона (идентификационный номер N 116475167) в отношении всех видов работ, предусмотренных извещением о проведении электронного аукциона, был представлен единственный реестровый номер в соответствии с требованиям постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. N 1236 - 5102, который относится к программному обеспечению средств защиты каналов передачи данных ("ViPNet Coordinator IG 4"). Кроме того, на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России было установлено, что указанный реестровый номер (5102) не имеет отношения к таким видам работ как, например установка детекторов транспорта тип 2 или установка программно-аппаратного комплекса для подключения к существующему дорожному (светофорному) контроллеру.
Таким образом, заявка ООО "СтройДорИндустрия" должна была быть отклонена аукционной комиссией заказчика. Довод жалобы нашёл своё подтверждение. Однако, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, неправильное оформление заявки могло стать следствием неполного описания объекта закупки.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного открытого конкурса в электронной форме, а также действий конкурсной комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу ПАО "Ростелеком" на действия заказчика - МБУ г. Новосибирска "Городской центр организации дорожного движения" при проведении электронного аукциона N 0151300030524000008 на выполнение работ по созданию (развитию) и внедрению элементов интеллектуальной транспортной системы Новосибирской агломерации, предусматривающей автоматизацию процессов управления дорожным движением на территории городского округа - город Новосибирск, с приобретением и установкой оборудования, а также доступа к предустановленному программному обеспечению для функционирования информационных систем обоснованной.
2) Признать заказчика нарушившим ч. 3 ст. 7 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3) Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии И.В. Костин
Д.В. Бояркин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 17 мая 2024 г. N 054/06/48-1244/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2024