Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии, |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии, |
Дадажанова Е.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии, |
в присутствии представителей подрядчика - ООО "СС-СТРОЙ РЕГИОН": (по доверенности), (по доверенности),
в отсутствие представителей заказчика - администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, уведомлена надлежащим образом,
рассмотрев в дистанционном режиме обращение администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о включении сведений об ООО "СС-СТРОЙ РЕГИОН" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от исполнения контракта, заключенного с ООО "СС-СТРОЙ РЕГИОН" по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Лыжная база в с.Верх-Тула Новосибирского района Новосибирской области" (извещение N 0151300042023000014), цена контракта 67 706 454,73 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о включении сведений об ООО "СС-СТРОЙ РЕГИОН" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от исполнения контракта, заключенного с ООО "СС-СТРОЙ РЕГИОН" по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Лыжная база в с.Верх-Тула Новосибирского района Новосибирской области" (извещение N 0151300042023000014).
Суть обращения заказчика сводится к следующему.
27.07.2023 между заказчиком и ООО "СС-СТРОЙ РЕГИОН" был заключен контракт N 0151300042023000014 на выполнение работ по строительству объекта "Лыжная база в с.Верх-Тула Новосибирского района Новосибирской области" на сумму 67 706 454,73 руб.
Согласно п.3.3 контракта начало выполнения работ по контракту - со дня, следующего за днем заключения контракта. Срок окончания выполнения работ, до истечения которого должен быть передан результат работ, не позднее 20.11.2024.
Согласно приложению N 3 к контракту срок выполнения работ по первому этапу - с даты заключения контракта по 30.12.2023, срок выполнения работ по второму этапу - с 01.01.2024 по 20.11.2024.
Согласно графику выполнения работ в 2023 году должны были быть выполнены следующие работы: снос деревьев, работы по укладке наружных сетей водопровода и сетей канализации, конструктивные и объемно-планировочные решения, проведение систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, водоснабжения, электроснабжения, сетей связи и установка пожарной сигнализации.
Однако работы не выполнены, каких-либо документов от подрядчика заказчик не получал. Работы велись настолько медленно, что стало очевидным, что работы в срок, предусмотренный контрактом, выполнены не будут.
Заказчик в письмах N 1402 от 18.10.2023, N 1628 от 29.11.2023 сообщал подрядчику о ненадлежащем исполнении условий контракта.
ООО "СС-СТРОЙ РЕГИОН" неоднократно направляло письма с просьбой продлить срок выполнения работ по первому этапу контракта. Однако ни один из предложенных подрядчиком графиков работ выполнен не был. В обоснование своей позиции об изменении сроков выполнения работ подрядчик сообщал о неблагоприятных погодных условиях. Заказчиком было отказано в изменении сроков и графиков выполнения работ в связи с отсутствием для этого оснований.
08.12.2023 в связи с нарушением условий контракта заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение 08.12.2023 было размещено в ЕИС.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
08.12.2023 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение было размещено в ЕИС 08.12.2023, следовательно, 08.12.2024 подрядчик считается надлежащим образом уведомленным.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 19.12.2023.
В соответствии с ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Поскольку подрядчик приступил к выполнению работ по контракту, заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было отменено 18.12.2023.
24.04.2024 представителями заказчика был осуществлен выезд специалистов на объект, установлено неудовлетворительное состояние объекта.
25.04.2024 в связи с нарушением условий контракта заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение 25.04.2024 было размещено в ЕИС.
ООО "СС-СТРОЙ РЕГИОН" направило в адрес Новосибирского УФАС России пояснения следующего содержания.
Подрядчиком в рамках выполнения работ по контракту были выполнены следующие работы: разработка котлована под устройство фундамента, устройство щебеночного основания под фундамент, устройство бетонной подготовки по фундамент, армирование и бетонирование фундамента, устройство стеновых блоков 1и 2 яруса, устройство монолитных участков, гидроизоляция бетонных поверхностей, утепление стеновых блоков.
При этом, выполнению работ по контракту в установленные сроки препятствовали следующие обстоятельства:
1. Работы, перечисленные в описании объекта закупки, а именно, земляные работы, устройство фундаментов и оснований, возведение несущих конструкций, монтаж технологического оборудования не предусмотрены для выполнения подрядчиком на первом этапе исполнения контракта.
2. Заказчиком не представлена обустроенная подъездная дорога. Размытие подъездной дороги привело к невозможности доставить материалы на объект заказчика и использовать технику для выполнения строительно-монтажных работ, о чем подрядчик сообщал заказчику в письмах от 31.08.2023 N 23СМР-2023, от 12.09.2023 N 25СМР-2023.
3. Неблагоприятные погодные условия и температурный режим не позволяли продолжить выполнение работ по контракту. Так, например, промерзание земляного полотна не позволяло своевременно приступить к выполнению отдельных видов работ, в том числе, укладка наружных сетей водопровода и канализации.
4. Заказчиком не были переданы технические условия на укладку систем электроснабжения. При этом, выполнение таких работ предусмотрено первым этапом контракта.
5. В ходе выполнения работ сторонами была установлена необходимость в выполнении работ, не предусмотренных контрактом, что подтверждается составленными и подписанными обеими сторонами комиссионными актами N1, N2, N3.
4. Подрядчиком неоднократно направлялись письма о несоответствии проектно-сметной документации фактическому состоянию объекта. При этом, ответы от заказчика и изменения в проектно-сметную документацию были получены подрядчиком только 27.02.2024, что также повлияло на сроки выполнения работ по контракту.
5. Отсутствие содействия заказчика при исполнении обязательств по контракту: подрядчик неоднократно обращался к заказчику с просьбой внести изменения в сроки окончания выполнения работ по первому этапу контракта, с пояснением причин невозможности выполнить данные работы в срок, предусмотренный контрактом, подрядчиком в адрес заказчика 02.04.2024 были переданы исполнительные документы, акт о приемке выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ (КС-3). Однако заказчиком приемка выполненных работ не осуществлена.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил:
1) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
2) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта;
3) поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта или надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из представленных материалов не следует, что нарушение условий контракта стало следствием виновного бездействия, допущенного подрядчиком.
Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что с учетом пояснений ООО "СС-СТРОЙ РЕГИОН", а также с учетом того, что ООО "СС-СТРОЙ РЕГИОН" предпринимались меры, направленные на выполнение работ по контракту (подрядчиком выполнены работы по разбивке знаков ГРО, разработке котлована под устройство фундамента, устройство щебеночного основания под фундамент, устройство бетонной подготовки под фундаменты, армирование и бетонирование фундамента, устройство стеновых блоков, монолитных участков, работы по гидроизоляции бетонных поверхностей, утеплению стеновых блоков, что подтверждается представленными в адрес антимонопольного органа актами освидетельствования скрытых работ, подрядчиком неоднократно направлялись заказчику письма с замечаниями к проектно-сметной документации (в период с 18.09.2023 по 06.02.2024), при этом, ответ от заказчика с внесенными изменения в проектно-сметную документацию был направлен подрядчику 27.02.2024, то есть за пределами срока выполнения работ по первому этапу контракта), у Комиссии Новосибирского УФАС России имеются неустранимые сомнения о наличии в действиях подрядчика недобросовестного поведения. Кроме того, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту обжаловано ООО "СС-СТРОЙ РЕГИОН" (дело N А 45-15805/2024).
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе, с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, организацией предпринимались меры с целью исполнения контракта, таким образом, сведения об ООО "СС-СТРОЙ РЕГИОН" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков при данных обстоятельствах.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
В удовлетворении обращения администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о включении сведений об ООО "СС-СТРОЙ РЕГИОН" в реестр недобросовестных поставщиков отказать.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Член Комиссии И.В. Костин
Член Комиссии Е.Е. Дадажанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 20 мая 2024 г. N 054/06/104-1265/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2024