Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Дадажанова Е.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей заказчика - ФГБУ "ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна" Минздрава России: (по доверенности), (по доверенности),
в присутствии представителя подателя жалобы - ООО "Нирэкс": (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО "Нирэкс" на действия заказчика - ФГБУ "ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна" Минздрава России при проведении электронного аукциона N 0351100021324000207 на поставку медицинского изделия, начальная (максимальная) цена контракта 48 130 000,00 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Нирэкс" с жалобой на действия заказчика - ФГБУ "ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна" Минздрава России при проведении электронного аукциона N 0351100021324000207 на поставку медицинского изделия.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 08.05.2024 г.;
2) дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 16.05.2024 г.;
3) на участие в закупке подано 2 заявки;
4) дата рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 16.05.2024 г.;
5) в результате рассмотрения 2 заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки;
6) победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки N 116569468 с предложением о цене контракта 46 445 450,00 руб.
Суть жалобы ООО "Нирэкс" заключается в следующем.
1. Заказчиком в извещении о проведении закупки неправомерно не установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции") (далее - Постановление Правительства РФ N 878).
2. Заказчиком неправомерно включены в описание объекта закупки дополнительные характеристики товара, не предусмотренные примененной позицией КТРУ.
3. Совокупности технических характеристик описания объекта закупки соответствует товар одного производителя, а именно, микроскоп операционный "Leica М530 ОНХ" производства "Лейка Микросистемс (Швейц) АГ", Швейцария (регистрационное удостоверение N РЗН 2018/7787 от 09.11.2018). Так, например, характеристиками "Два оптических канала с различной числовой апертурой", "Максимальный вынос оптического блока микроскопа относительно центральной оси микроскопа", "Боковой наклон микроскопа вправо-влево", "Ширина основания штатива", "Вращение держателя микроскопа" со значениями, предусмотренными описанием объекта закупки, обладает только медицинское изделие вышеуказанного производителя.
Кроме того, до заседания Комиссии Новосибирского УФАС России подателем жалобы была представлена таблица и документы, подтверждающие, по мнению ООО "Нирэкс", довод о соответствии закупаемого товара медицинскому изделию конкретного производителя.
ФГБУ "ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна" Минздрава России в возражениях на жалобу ООО "Нирэкс" пояснило, что извещение о проведении закупки соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а совокупности технических характеристик описания объекта закупки соответствуют товары двух различных производителей.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Согласно ч.1 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно ч.3 ст.14 Закон о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в перечень радиоэлектронной продукции, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 878 включены микроскопы (кроме микроскопов оптических) (код ОКПД 2 - 26.51.61.110).
При формировании описания объекта закупки заказчиком была применена позиция КТРУ 26.70.22.150-00000078 "Микроскоп хирургический общего назначения" (код ОКПД 2 - 26.70.22.150 "Микроскопы оптические", код вида медицинского изделия 260240 "Микроскоп хирургический общего назначения").
Таким образом, поскольку закупаемое медицинское изделие относится к микроскопам оптическим, подателем жалобы не представлено доказательств обратного, заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона правомерно не установлены ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878. Довод жалобы не нашел своего подтверждения.
2. На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе ЕИС содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "б" п.2 правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ N145 от 08.02.2017 г. (далее - Правила использования КТРУ), каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно п.3 Правила использования КТРУ заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения.
На основании п.4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - пп. "г" и пп. "е" - пп. "з" п. 10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с подпунктом "а" п.5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства N878.
Согласно п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком в описании объекта закупки указаны дополнительные характеристики, не предусмотренные примененной позицией КТРУ 26.70.22.150-00000078 "Микроскоп хирургический общего назначения". При этом, заказчиком предусмотрено обоснование необходимости указания дополнительных характеристик.
Таким образом, поскольку заказчиком закупается медицинское изделие, не включенное в перечень радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878, Комиссия Новосибирского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при указании дополнительных характеристик с включением в описание объекта закупки обоснования необходимости использования такой информации. Довод жалобы не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной систем заказчик при формировании описания объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Из представленных заказчиком документов и сведений следует, что совокупности характеристик описания объекта закупки соответствуют товары двух производителей:
- микроскоп операционный "Leica М530 ОНХ" производства "Лейка Микросистемс (Швейц) АГ", Швейцария (регистрационное удостоверение N РЗН 2018/7787 от 09.11.2018);
- операционный стереомикроскоп модели "Hi-R", вариант исполнения "Hi-R 1000", производства "Хааг-Стрейт Серджикал ГмбХ энд Ко. КГ", Германия (регистрационное удостоверение N РЗН 2016/3912 от 29.07.2021).
При этом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, отсутствие информации в регистрационном удостоверении или инструкции по эксплуатации медицинского изделия о какой-либо характеристике не свидетельствует о том, что указанное медицинское изделие такой характеристикой не обладает. Подателем жалобы не представлено какого-либо нормативного обоснования обязательности указания всех характеристик, имеющихся у медицинского изделия, в регистрационном удостоверении и инструкции по эксплуатации данного медицинского изделия, а также не представлено доказательств об отсутствии спорных характеристик у операционного стереомикроскопа модели "Hi-R", вариант исполнения "Hi-R 1000", производства "Хааг-Стрейт Серджикал ГмбХ энд Ко. КГ", Германия (регистрационное удостоверение N РЗН 2016/3912 от 29.07.2021). Кроме того, в части довода об отсутствия у указанного оборудования характеристики "Автоматическая регулировка интенсивности света в зависимости от рабочего расстояния" Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что из информации, указанной на страницы 20 инструкции, размещенной на сайте Росздравнадзора, не следует, что операционный стереомикроскоп модели "Hi-R", вариант исполнения ("Hi-R 1000") такой характеристикой не обладает, поскольку указанная страница содержит информацию об иных характеристиках варианта исполнения стереоскопичского блока наблюдения "Hi-R 700 XY".
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что довод жалобы не нашел своего подтверждения.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Нирэкс" на действия заказчика - ФГБУ "ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна" Минздрава России при проведении электронного аукциона N 0351100021324000207 на поставку медицинского изделия необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии Е.Е. Дадажанова
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 22 мая 2024 г. N 054/06/33-1278/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2024