Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председатель комиссии Кожемяко Н.А. Члены комиссии Кикичева Я.В. Рыбина О.С., рассмотрев дело N 061/06/50-1557/2024 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком норм Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении запроса котировок в электронной форме N 0358300132524000192 на "Поставку перчаток медицинских", в отсутствии представителей Заказчика и отсутствии представителей Заявителя (надлежаще уведомленных),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба ООО "ЛДЦ" поступила в Ростовское УФАС России 08.05.2024 г. (вх. N 8253- ЭП/24).
Согласно доводу жалобе описание объекта закупки составлено Заказчиком в нарушение норм Закона о контрактной системе. Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил возражения. Комиссия, по результатам рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки
установила
следующее. Заказчик 04.05.2024 г. разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в ЕИС и электронной торговой площадке АО "Сбербанк-АСТ" извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0358300132524000192.
Предмет закупки - "Поставка перчаток медицинских". Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3 000 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N 0358300132524000192) от 15.05.2024 г. на участие в закупке подана единственная заявка, которая признана соответствующей требованиям извещения. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Норма пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе обязывает заказчиком использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Из совокупного толкования пунктов 1,2 частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в извещении о проведении закупки заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований). Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в извещении о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта. Специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику. Заявитель считает, что определенная Заказчиком характеристика по позициям 3 и 5 "текстурированные по всей поверхности перчатки для лучшего захвата и удержания инструмента, что препятствует его скольжению в руках в условиях повышенной влажности" не соответствует ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2008) "Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора" (далее - ГОСТ Р 52239-2004).
ГОСТ Р 52239-2004 установлены эксплуатационные характеристики упакованных стерильных и неупакованных нестерильных перчаток из каучукового латекса или раствора, предназначенных для одноразового использования при проведении медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур с целью защиты пациента и исследователя от взаимного заражения, а также перчаток из каучукового латекса, предназначенных для использования при работе с зараженными медицинскими материалами. Данным стандартом определены четыре вида отделки, в том числе текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки. Необходимость использования перчаток текстурированные по всей поверхности обоснована Заказчиком следующим образом: "для лучшего захвата и удержания инструмента, что препятствует его скольжению в руках в условиях повышенной влажности". Данная характеристика и ее обоснование не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и действующим стандартам, в силу чего довод жалобы признан необоснованным. Заявитель считает, что определенные Заказчиком характеристики по позициям 1 и 2 "перчатка двухцветная для возможности визуального контроля целостности перчатки перед надеванием и во время работы, своевременной индикации места прокола (перфорации) наружного слоя перчатки за счет цветовой индикации", "цвет внешнего слоя контрастный по отношению к цвету крови", "цвет внутреннего слоя контрастный по отношению к внутреннему слою", по позиции 5 "темного цвета для антибликового эффекта" не соответствует положениям ГОСТ Р 52239-2004.
Необходимость использования данной характеристики обоснована Заказчиком следующим образом: по позициям 1 и 2 "для возможности визуального контроля целостности перчатки перед надеванием и во время работы, своевременной индикации места прокола (перфорации) наружного слоя перчатки за счет цветовой индикации", "контрастный по отношению к цвету крови", "контрастный по отношению к внутреннему слою", по позиции 5"для антибликового эффекта". В данном случае Комиссия не усматривает противоречий определенного Заказчиком описания объекта закупки и обоснования использования характеристики нормам Закона о контрактной системе. Необходимость использования спорной характеристики продиктована потребностью Заказчика и спецификой лечебного процесса проводимых операций и медицинских манипуляций и нацелена на обеспечение максимальной защиты медицинского персонала и пациентов.
В силу изложенного, довод жалобы Заявителя является необоснованным. По мнению Заявителя, указание Заказчиком в описании объекта закупки характеристики по позиции 4 "длина перчатки 400 мм (для полной защиты предплечья и локтевого сустава, обеспечивающая большую безопасность и предотвращение проникновения жидкости, для лечебно- диагностических манипуляций предстерилизационной обработки медицинского инструментария, оборудования и эндоскопов)", по позициям 5 и 6 "Длина перчатки для дополнительной защиты предплечья
290 мм" не соответствует требованиям ГОСТа Р 52239-2004.
Данным стандартом определены размеры перчаток. Так, длина перчаток должна составлять не менее 220 мм. Необходимость использования перчаток длиной не менее 400 мм, не менее 290 мм обоснована Заказчиком следующим образом: по позиции 4 "для полной защиты предплечья и локтевого сустава, обеспечивающая большую безопасность и предотвращение проникновения жидкости, для лечебно- диагностических манипуляций предстерилизационной обработки медицинского инструментария, оборудования и эндоскопов", по позициям 5 и 6 "для дополнительной защиты предплечья". Данная характеристика и ее обоснование не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и действующим стандартам, в силу чего довод жалобы признан необоснованным. Заявитель считает, что определенная Заказчиком характеристики по позициям 1, 2, 6 "одинарная толщина в области пальцев 0,14 мм (для обеспечения достаточной прочности)", по позиции 5 "одинарная толщина в области пальцев
0,18 мм (для обеспечения необходимой прочности при длительных манипуляциях)", "одинарная толщина ладонной поверхности
0,16 мм (для обеспечения необходимой прочности при длительных манипуляциях)" не соответствует положениям ГОСТ Р 52239-2004.
Необходимость использования данных характеристик обоснована Заказчиком следующим образом: по позиции 1, 2, 6 "для обеспечения достаточной прочности", по позиции 5 "для обеспечения необходимой прочности при длительных манипуляциях, "для обеспечения необходимой прочности при длительных манипуляциях". Данные характеристики и их обоснование не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и действующим стандартам, в силу чего довод жалобы признан необоснованным. По мнению Заявителя, указание Заказчиком в описании объекта закупки характеристики по позиции 3 "Полихлоропреновый латекс в составе перчаток для обеспечения высокой барьерной защиты и одновременно высокой эластичности перчаток", "Внутреннее полимерное покрытие, обеспечивающее легкость надевания и смены и усиливает барьерные свойства перчатки", по позиции 4 "Внутренняя поверхность содержит 1 или более компонентов (экстракты натуральных или синтетических компонентов), снижающих риск возникновения аллергических реакций", по позиции 6 "С двукратной хлоринацией для защиты кожи рук персонала при работе с химическими веществами, моющими и дезинфицирующими средствами и иными жидкостями, снижает риск возникновения дерматита, делает поверхность перчаток более гладкой, а также препятствует их слипанию и легкому надеванию в сравнении с перчатками, обработанными другими способами", по позиции 10 "Полимерное внутреннее покрытие с увлажняющим компонентом для увлажнения и ухода за кожей рук, предотвращения разрушения гидролипидного слоя кожи, способствует сохранению водного баланса в клетках дермы, минимизации риска вопаления рук в процессе использования перчаток, что минимизирует риск раздражения сухой кожи, связанный с постоянной сменой перчаток, а также обеспечивает легкость надевания и смены перчаток во время медицинских манипуляций" является функционально необоснованной. ГОСТ Р 52239-2004 определены в зависимости от материала два типа перчаток, в том числе полихлоропренового латекса. В обосновании необходимости использования данной характеристики Заказчиком указано следующее: по позиции 3 "для обеспечения высокой барьерной защиты и одновременно высокой эластичности перчаток", "обеспечивающее легкость надевания и смены и усиливает барьерные свойства перчатки", по позиции 4 "снижающих риск возникновения аллергических реакций", по позиции 6 "для защиты кожи рук персонала при работе с химическими веществами, моющими и дезинфицирующими средствами и иными жидкостями, снижает риск возникновения дерматита, делает поверхность перчаток более гладкой, а также препятствует их слипанию и легкому надеванию в сравнении с перчатками, обработанными другими способами", по позиции 10 "для увлажнения и ухода за кожей рук, предотвращения разрушения гидролипидного слоя кожи, способствует сохранению водного баланса в клетках дермы, минимизации риска вопаления рук в процессе использования перчаток, что минимизирует риск раздражения сухой кожи, связанный с постоянной сменой перчаток, а также обеспечивает легкость надевания и смены перчаток во время медицинских манипуляций". При этом Заявитель не указал, какой норме Закона не соответствует данное положение и каким образом ограничивает круг потенциальных участников закупки. В свою очередь, Заказчиком в описание объекта закупки включено надлежащее обоснование необходимости использования данной характеристики, в силу чего довод жалобы признан необоснованным.
В силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Материалами дела не подтвержден факт ограничения количества участников закупки включением в извещение о проведении закупки спорных требований к характеристикам приобретаемого товара, тогда как именно это обстоятельство является определяющим для цели признания действий Заказчика противоречащими пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Положения законодательства о контрактной системе не обязывают заказчика формировать описание объекта закупки так, чтобы оно соответствовало всем товарам, представленным на соответствующем рынке. Положения статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривают требования к описанию объекта закупки, следовательно, соблюдая их и устанавливая требования к товару (работе, услуге), в наибольшей степени удовлетворяющей потребностям заказчика, последний формирует объект закупки в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Заявитель не представил доказательства, свидетельствующие об обоснованности доводов жалобы, и не обеспечил явку своего представителя на заседание Комиссии Ростовского УФАС России.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Председатель комиссии Н.А. Кожемяко Члены комиссии: Я.В. Кикичева О.С. Рыбина Исп.Рыбина О.С. тел.(863)240-89-60 вн.061-155
2024-9560
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 16 мая 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2024