Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председатель комиссии Кожемяко Н.А. Члены комиссии Кикичева Я.В. Рыбина О.С., рассмотрев дело N 061/06/50-1559/2024 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком норм Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении запроса котировок в электронной форме N 0358300132524000192 на "Поставку перчаток медицинских", в отсутствии представителей Заказчика и отсутствии представителей Заявителя (надлежаще уведомленных),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба ООО "Аксиомед" поступила в Ростовское УФАС России 08.05.2024 г.
Согласно доводу жалобы описание объекта закупки по позиции N 4 составлено Заказчиком в нарушение норм Закона о контрактной системе. Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил возражения. Комиссия, по результатам рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки
установила
следующее. Заказчик 04.05.2024 г. разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в ЕИС и электронной торговой площадке АО "Сбербанк-АСТ" извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0358300132524000192.
Предмет закупки - "Поставка перчаток медицинских". Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3 000 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N 0358300132524000192) от 15.05.2024 г. на участие в закупке подана единственная заявка, которая признана соответствующей требованиям извещения. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Норма пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе обязывает заказчиком использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Из совокупного толкования пунктов 1,2 частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в извещении о проведении закупки заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований). Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в извещении о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта. Специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику. Заявитель считает, что определенная Заказчиком характеристика "текстурированная поверхность для лучшего захвата инструментов: по всей поверхности перчатки или на пальцах" не соответствует нормам Закона о контрактной системе. ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2008) "Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора" (далее - ГОСТ Р 52239-2004) установлены эксплуатационные характеристики упакованных стерильных и неупакованных нестерильных перчаток из каучукового латекса или раствора, предназначенных для одноразового использования при проведении медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур с целью защиты пациента и исследователя от взаимного заражения, а также перчаток из каучукового латекса, предназначенных для использования при работе с зараженными медицинскими материалами. Данным стандартом определены четыре вида отделки, в том числе текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки. Норма пункта 2 части 1 статьи 33 Закона обязывает заказчиков включать в описание объекта закупки необходимость использования характеристик, не предусмотренных действующими стандартами. Необходимость использования перчаток текстурированные по всей поверхности обоснована Заказчиком следующим образом: "для лучшего захвата инструментов". В данном случае Комиссия не усматривает противоречий определенного Заказчиком описания объекта закупки и обоснования использования характеристики нормам Закона о контрактной системе. Необходимость использования спорной характеристики продиктована потребностью Заказчика и спецификой лечебного процесса проводимых операций и медицинских манипуляций и нацелена на обеспечение максимальной защиты медицинского персонала и пациентов.
В силу изложенного, довод жалобы Заявителя является необоснованным. По мнению Заявителя, указание Заказчиком в описании объекта закупки характеристики "длина перчатки 400 мм" не соответствует нормам Закона о контрактной системе. ГОСТ Р 52239-2004 определены размеры перчаток. Так, длина перчаток должна составлять не менее 220 мм. Необходимость использования перчаток длиной не менее 400 мм обоснована Заказчиком следующим образом: "длина перчатки для полной защиты предплечья и локтевого сустава, обеспечивающая большую безопасность и предотвращение проникновения жидкости, для лечебно-диагностических манипуляций и процедур, для работ в условиях повышенного риска, использования в процедурах, где присутствует большое количество жидкости, а также для манипуляций предстерилизационной обработки медицинского инструментария, оборудования и эндоскопов". В данном случае Комиссия не усматривает противоречий определенного Заказчиком описания объекта закупки и обоснования использования характеристики, не предусмотренной действующими стандартами, нормам Закона о контрактной системе. Необходимость использования спорной характеристики продиктована потребностью Заказчика и спецификой лечебного процесса проводимых операций и медицинских манипуляций и нацелена на обеспечение максимальной защиты медицинского персонала и пациентов.
В силу изложенного, довод жалобы Заявителя является необоснованным. Заявитель считает, что определенная Заказчиком характеристика "внутренняя поверхность содержит 1 или более компонентов (экстракты натуральных или синтетических компонентов), снижающих риск возникновения аллергических реакций" не соответствует нормам Закона о контрактной системе. Необходимость использования данной характеристики обоснована Заказчиком следующим образом: "снижает риск аллергических реакций". Данная характеристика и ее обоснование не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и действующим стандартам, в силу чего довод жалобы признан необоснованным.
Согласно доводу жалобы Заявителя, определенное Заказчиком в описании объекта закупки требование о наличии в упаковке перчаток 25
50 пар является функционально необоснованной. Заказчик включил в описание объекта закупки указание на необходимость наличия в пачке перчаток
25
50 пар. В обосновании необходимости использования данной характеристики Заказчиком указано следующее: "групповая упаковка обеспечивает безопасное транспортирование и хранение. Указание на количество пар в упаковке в техническом задании обусловлено необходимостью использования логистики внутри учреждения, соблюдения требований санэпидрежима в отделениях, процедурных и манипуляционных кабинетах, а также с учетом расходования перчаток в отделениях". При этом Заявитель не указал, какой норме Закона не соответствует данное положение и каким образом ограничивает круг потенциальных участников закупки. В свою очередь, Заказчиком в описание объекта закупки включено надлежащее обоснование необходимости использования данной характеристики, в силу чего довод жалобы признан необоснованным. 2.
Согласно доводу жалобы совокупность указанных Заказчиком характеристик удовлетворяют только перчатки конкретного производителя. Заказчиком в письменных пояснениях, указал, что описанию объекта закупки подходит как минимум два производителя:
- по позиции 4 подходят перчатки:
1) перчатки диагностические медицинские нитриловые неопудренные нестерильные одноразовые по ТУ 22.19.60-006-46527899-2022 - Перчатки диагностические медицинские нитриловые неопудренные нестерильные одноразовые с алоэ вера и витамином Е текстурированные полностью удлиненные; длина: 400 мм; цвет: голубой, белый, фиолетовый, зеленый; размеры: L, по 50 шт./уп. Россия, РЗН 2023/21284;
2) Перчатки диагностические MERCATOR MEDICAL из синтетических каучуков (нитрил) нестерильные - Перчатки диагностические Nitrylex PF нитриловые неопудренные, "МЕРКАТОР МЕДИКАЛ Лтд.", Королевство Таиланд, Республика Индонезия, Социалистическая Республика Вьетнам, Малайзия, РУ N ФСЗ 2012/13339 от 29.11.2012 г.
В силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Материалами дела не подтвержден факт ограничения количества участников закупки включением в извещение о проведении закупки спорных требований к характеристикам приобретаемого товара, тогда как именно это обстоятельство является определяющим для цели признания действий Заказчика противоречащими пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Положения законодательства о контрактной системе не обязывают заказчика формировать описание объекта закупки так, чтобы оно соответствовало всем товарам, представленным на соответствующем рынке. Положения статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривают требования к описанию объекта закупки, следовательно, соблюдая их и устанавливая требования к товару (работе, услуге), в наибольшей степени удовлетворяющей потребностям заказчика, последний формирует объект закупки в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Заявитель не представил доказательства, свидетельствующие об обоснованности доводов жалобы, и не обеспечил явку своего представителя на заседание Комиссии Ростовского УФАС России. В свою очередь, Заказчик в материалы дела представил информацию, согласно которой каждой позиции описания объекта закупки соответствуют перчатки как минимум двух производителей.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Председатель комиссии Н.А. Кожемяко Члены комиссии: Я.В. Кикичева О.С. Рыбина Исп.Рыбина О.С. тел.(863)240-89-60 вн.061-155
2024-9572
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 16 мая 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2024