Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.С. Вишнякова, А.А. Вертий, рассмотрев дело N 061/06/42-1623/20243 по жалобе ООО "ФОРТУНАЛАБ" (далее - Заявитель) о нарушении ГБУ РО "КДЦ "Здоровье" в г.Ростове-на-Дону (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N0358300132524000197 "Поставка изделий медицинского назначения" норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) при участии представителей Заявителя - Вакатовой Е.С. (доверенность от 17.05.2024), Глуховой И.А. (доверенность от 17.05.2024), в отсутствие представителя Заказчика, уведомлен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия ГБУ РО "КДЦ "Здоровье" в г.Ростове-на-Дону. Заказчик в возражениях на жалобу представил пояснения по доводам жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 07.05.2024 размещено извещение о проведении закупки, согласно которому:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 15.05.2024 09:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 1 500 000,00 рублей. 1.
Заявитель полагает, что определенной Заказчиком совокупности характеристик приобретаемого медицинского изделия по позиции 1 описания объекта закупки соответствует только 2024-10034 товар одного производителя - "Алтайлар Медикал Тибби Малземелери Инсаат Текстил Гида Итх. Ихр. Сан. Ве Тик. Лтд. Сти." (Турция).
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Пунктом 1 ч.1 ст.33 Закона установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Из совокупного толкования п.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в извещении о проведении закупки заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований). Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в извещении о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Запрещено совершение заказчиками и участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (п.2 ст.8 Закона). Исходя из положений законодательства о контрактной системы в сфере закупок, ФАС России выработана правовая позиция, согласно которой объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя (Письмо от 19.04.2023 г. N ПИ/30510/23).
Включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Недопустимость включения таких требований к товару, которые соответствуют товару единственного производителя, подтверждается судебными актами по делам NА53-1823/2022, NА53-40851/2023, NА53-36800/2023, NА53-44262/2023, NА59-4716/2020, NА50-9033/2017, NА40-44020/2021, NА63-4016/2021.
Частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими 2024-10034 право Евразийского экономического союза.
В силу п.6 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - Постановление N 1416) документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Согласно п.10 Постановления N 1416 для государственной регистрации медицинского изделия (за исключением медицинских изделий, включенных в перечень) представляются, в том числе, следующие документы:
в) техническая документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие;
г) эксплуатационная документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие, в том числе инструкция по применению или руководство по эксплуатации медицинского изделия.
В соответствии с пп. г) п.37 Постановления N 1416 к изменениям, вносимым в документы, содержащиеся в регистрационном досье, не требующим проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинского изделия, относятся:
- изменение наименования медицинского изделия в случае, если не изменились свойства и характеристики, влияющие на качество, эффективность и безопасность медицинского изделия, или совершенствуются его свойства и характеристики при неизменности функционального назначения и (или) принципа действия, предусматривающее: добавление (исключение) принадлежностей медицинского изделия или изменение их наименования; указание, изменение и исключение товарного знака и иных средств индивидуализации медицинского изделия; изменение количества единиц медицинского изделия или его составных частей, комплектующих, указанных в приложении к регистрационному удостоверению; указание или исключение вариантов исполнения (моделей) медицинского изделия; изменение маркировки и (или) упаковки медицинского изделия. В пункте 38 Постановления N 1416 установлено, что внесение изменений в документы, указанные в подпунктах "в" и "г" пункта 10 настоящих Правил (за исключением случаев, указанных в подпункте "г" пункта 37 настоящих Правил), осуществляется по результатам экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинского изделия, проведенной в порядке, аналогичном порядку проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинского изделия в целях его государственной регистрации в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил, в случае если регистрирующим органом по результатам проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, установлено, что внесение заявленных изменений влечет изменение свойств и характеристик, влияющих на качество, эффективность и безопасность медицинского изделия, или совершенствует его свойства и характеристики при неизменности функционального назначения и (или) принципа действия медицинского изделия. Исходя из изложенных положений Постановления N 1416 инструкция по применению является официальным документом, содержащим информацию о медицинском изделии, необходимую и достаточную для его эффективного и безопасного медицинского применения, и предоставляется в составе регистрационного досье в Росздравнадзор в момент регистрации. Заказчик установил, в том числе, следующие требования по позиции 1 к закупаемому товару:
- вариант исполнения: стерильная шести-семислойная волокнистая структура (данная информация указана в инструкции к изделию медицинского назначения);
- ширина, см (данная информация указана в регистрационном удостоверении и инструкции к изделию медицинского назначения) 5,1 и
7,6;
- длина, см (данная информация указана в регистрационном удостоверении и инструкции к изделию медицинского назначения) 10,2 и
10,4.
Заказчик представил письменные возражения на жалобу, согласно которым по оспариваемой позиции подходят товары двух различных производителей:
- "Алтайлар Медикал Тибби Малземелери Инсаат Текстил Гида Итх. Ихр. Сан. Ве Тик. Лтд. Сти." (Турция), РЗН 2023/20299 от 26.05.2023;
- "ЭТИКОН, Эл-Эл-Си" (Пуэрто-Рико), ФСЗ 2011/10822 от 14.10.2011. 2024-10034 Оценивая соответствие товара производителя "ЭТИКОН, Эл-Эл-Си", представленного Заказчиком в сравнительной таблице, Комиссией установлено, что показатели товара, их значения, установленные в описании объекта закупки, не соответствуют инструкции производителя на товар.
Согласно инструкции, ширина составляет 5,1 0,3, длина - 10,2
0,3.
Таким образом, поскольку производитель допускает вариацию размеров товара и данные значения в рассматриваемом случае являются пограничными, соответствие товара сформированному описанию объекта закупки не подтверждено, размеры могут иметь значение как меньшее, так и большее, чем установлено Заказчиком.
На основании изложенного, Заказчиком не представлена информации о двух товаров различных производителей, отвечающих всем установленным требованиям по позиции 1 описания объекта закупки. Установлено, Заказчик по позиции 1 описания объекта закупки
установил
требования, влекущие за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе, что является нарушением ч.2 ст.42 Закона. Довод жалобы обоснован.
2. Заявитель полагает, что определенной Заказчиком совокупности характеристик приобретаемого медицинского изделия по позиции 2 описания объекта закупки соответствует только товар одного производителя - "Синтезиа, а.с." (Чешская Республика). Заказчик установил, в том числе, следующие характеристики к товару по позиции 2 описания объекта закупки:
- вариант исполнения: стерильная многослойная волокнистая структура 5 -
10 слоев;
- ширина, см (данная информация указана в регистрационном удостоверении и инструкции к изделию медицинского назначения) 5,0 и
6,0;
- длина, см (данная информация указана в регистрационном удостоверении и инструкции к изделию медицинского назначения) 9,0 и
10,0.
Заказчик представил письменные возражения на жалобу, согласно которым по оспариваемой позиции подходят товары двух различных производителей:
- СООО "ЭРГОН ЭСТ" (Республика Беларусь), РЗН 2016/3909 от 04.04.2016;
- "Медприн Биотех ГмбХ" (Германия), РЗН 2023/19719 от 03.03.2023.
Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что Заказчиком установлено требование, что информации о длине и ширине должны быть указана в регистрационном удостоверении и инструкции к изделию медицинского назначения. Заказчиком соответствие товара сформированному описанию объекта закупки по позиции 2 не подтверждено, у товара производителя СООО "ЭРГОН ЭСТ" отсутствует информация о размерах и в регистрационном удостоверении и в инструкции к изделию медицинского назначения; у товара "Медприн Биотех ГмбХ" информация о размерах не указана в регистрационном удостоверении. Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что исходя из установленного требования о наличии информации о длине и ширине в регистрационном удостоверении и инструкции к изделию медицинского назначения, соответствие товара описанию объекта закупки по позиции 2 товарам двух различных производителей Заказчиком не доказано.
Таким образом, описание объекта закупки по оспариваемой позиции сформировано с нарушением ч.2 ст.42 Закона. Довод жалобы обоснован.
3. Заявитель полагает, что по позициям NN3-6 описания объекта закупки соответствуют товары только "Алтайлар Медикал Тибби Малземелери Инсаат Текстил Гида Итх. Ихр. Сан. Ве Тик. Лтд. Сти." (Турция), "Вилл-Фарма Б.В." (Нидерланды), держателем регистрационных удостоверений которых является один хозяйствующий субъект - ООО "Наномедикал Групп" производителей. Заказчик представил письменные возражения на жалобу, согласно которым по позициям N N3-6 описания объекта закупки подходят товары двух различных производителей:
- "Алтайлар Медикал Тибби Малземелери Инсаат Текстил Гида Итх. Ихр. Сан. Ве Тик. Лтд. Сти." (Турция), РЗН 2023/20299 от 26.05.2023;
- "Вилл-Фарма Б.В." (Нидерланды), РЗН 2016/5008 от 06.12.2021. 2024-10034 Законодательство о контрактной системе не обязывают заказчика формировать описание объекта закупки так, чтобы оно соответствовало всем товарам, представленным на соответствующем рынке. Положения ст.33 Закона предусматривают требования к описанию объекта закупки, следовательно, соблюдая их и устанавливая требования к товару (работе, услуге), в наибольшей степени удовлетворяющей потребностям заказчика, последний формирует объект закупки в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе Законом возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика. Заявитель доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, не представил.
На основании изложенного, довод жалобы признан необоснованным. В рамках проведения в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона внеплановой проверки Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее. 1.
В силу ч.ч.4, 8 ст.34 Закона в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Постановление N1042).
Согласно п.4 Постановления N1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Согласно извещению Заказчиком установлено преимущество участникам закупки в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона. Установлено, что в проекте контракта не установлена ответственность поставщика (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п.4 Постановления 1042, что является нарушением ч.8 ст.34 Закона.
2. На основании п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. 2024-10034 Согласно ч. 1 ст. 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
13) информация о предоставлении преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона. Заказчиком в приложении к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" установлено: Заявка на участие в закупке должна содержать:
1. Информацию и документы об участнике закупки.
и) декларация о принадлежности участника закупки к учреждению или предприятию уголовно-исполнительной системы (если участник закупки является учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы).
Таким образом, требовать в составе заявки декларации о принадлежности участника закупки к учреждению или предприятию уголовно-исполнительной систем при отсутствии в извещении информации о предоставлении преимущества участникам закупки в соответствии со ст.28 Закона является нарушением ч.2 ст.42 закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ФОРТУНАЛАБ" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.8 ст.34, ч.2 ст.42 Закона.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов, внесении изменений в извещение в соответствии с требованиями Закона и с учетом настоящего решения.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.С. Вишнякова А.А. Вертий Исп.Кириленко В.Д. тел.(863) 240-86-88, вн.061-131 2024-10034
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 20 мая 2024 г. N 061/06/42-1623/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2024