Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГБУ "Ленсвет" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Вершина" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 12004-ЭП/24 от 07.05.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на проектирование реконструкции архитектурной подсветки: 1-й Инженерный мост (извещение N 0372500005323000183),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 15.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на проектирование реконструкции архитектурной подсветки: 1-й Инженерный мост (извещение N 0372500005323000183) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 970 444,31 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.12.2023 N ИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "Вершина".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Вершина" заключен государственный контракт N 86/2023-ПИР-ХП-К от 20.12.2023 на сумму 1 985 222,16 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 7.2 и 7.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 22.04.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Вершина".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался разработать проектную и рабочую документацию по объекту "Проектирование реконструкции архитектурной подсветки: 1-й Инженерный мост (далее - Работы).
Согласно п. 2.2 Контракта конечный срок выполнения работ - не позднее 30.06.2025.
В процессе выполнения работ по Контракту Заказчиком установлены следующие нарушения его условий Подрядчиком.
1.1. Согласно Календарному плану выполнения работ (приложение N 2 к Контракту) Подрядчик обязан был в срок с 20.12.2023 по 14.02.2024 выполнить первичные проектные проработки - осуществить выезд в район для составления акта визуального обследования, согласовать и подписать акт визуального обследования, разработать технико-экономическое обоснование применяемого оборудования, согласовать оборудование с СПб ГБУ "Ленсвет" (вид работ N 1).
По состоянию на 19.04.2024 вид работ N 1 по Контракту не выполнен Подрядчиком.
Таким образом, Подрядчиком было допущено нарушение конечного срока производства вида работ N 1 по Контракту на 65 дней с 15.02.2024 по 19.04.2024.
1.2. Согласно п. 4.2.4 Контракта Подрядчик обязан был в течение 5 календарных дней от даты окончания вида работ, указанного в Календарном плане, подготовить и направить в адрес Заказчика в письменном виде отчет о начале выполнения и завершении вида работ (далее - Отчет), подписанный уполномоченным представителем Подрядчика, с приложением подтверждающих документов по периоду выполнения вида работ N 1.
В течение 5 календарных дней от даты окончания периода выполнения вида работ N 1 - 14.02.2024, то есть по состоянию на 19.02.2024, Отчет с приложением документов Заказчику направлен не был.
По состоянию на 19.04.2024 обязанность по предоставлению Отчета по виду работ N 1 по Контракту не выполнена Подрядчиком.
Таким образом, Подрядчиком было допущено нарушение срока предоставления Отчета по виду работу N 1 по Контракту на 60 дней с 20.02.2024 по 19.04.2024.
2. Согласно Календарному плану выполнения работ (приложение N 2 к Контракту) Подрядчик обязан был в срок с 20.01.2024 по 19.04.2024 выполнить предварительные археологические раскопки, в том числе историко-культурную экспертизу (вид работ N 2).
По состоянию на 19.04.2024 Подрядчик не приступил к выполнению вида работ N 2.
Таким образом, Подрядчиком было допущено нарушение начального срока производства вида работ N 2 по Контракту на 91 день с 20.01.2024 по 19.04.2024.
3.1. Согласно Календарному плану выполнения работ (приложение N 2 к Контракту) Подрядчик обязан был в срок с 20.01.2024 по 09.02.2024 разработать предварительный план расстановки светотехнического оборудования для определения объема инженерных изысканий, отчет по имущественно-правовой инвентаризации (вид работ N 3).
По состоянию на 19.04.2024 вид работ N 3 по Контракту не выполнен Подрядчиком.
Таким образом, Подрядчиком было допущено нарушение конечного срока производства вида работ N 3 по Контракту на 70 дней с 10.02.2024 по 19.04.2024.
3.2. Согласно п. 4.2.4 Контракта Подрядчик обязан был в течение 5 календарных дней от даты окончания вида работ, указанного в Календарном плане, подготовить и направить в адрес Заказчика в письменном виде Отчет, подписанный уполномоченным представителем Подрядчика, с приложением подтверждающих документов по периоду выполнения вида работ N 3.
В течение 5 календарных дней от даты окончания периода выполнения вида работ N 3 - 09.02.2024, то есть по состоянию на 14.02.2024, Отчет с приложением документов Заказчику направлен не был.
По состоянию на 19.04.2024 обязанность по предоставлению Отчета по виду работ N 3 по Контракту не выполнена Подрядчиком.
Таким образом, Подрядчиком было допущено нарушение срока предоставления Отчета по виду работу N 3 по Контракту на 65 дней с 15.02.2024 по 19.04.2024.
4. Согласно Календарному плану выполнения работ (приложение N 2 к Контракту) Подрядчик обязан был в срок с 09.02.2024 по 01.04.2024 разработать технические задания и программы работ (ТЗ и ПР) на проведение инженерных изысканий, согласовать с СПб ГБУ "Ленсвет" задания на инженерные изыскания, выполнить инженерные изыскания (вид работ N 4).
По состоянию на 19.04.2024 Подрядчик не приступил к выполнению вида работ N 4.
Таким образом, Подрядчиком было допущено нарушение начального срока производства вида работ N 4 по Контракту на 71 день с 09.02.2024 по 19.04.2024.
Согласно п. 4.2.7 Контракта Подрядчик обязан был обеспечить Заказчику возможность контроля за ходом выполнения работ, в том числе предоставлять Отчеты о ходе выполнения работ в соответствии с п. 4.2.4 Контракта.
Согласно пп. 1, 2 п. 7.4 Контракта Заказчик со своей стороны вправе в одностороннем внесудебном уведомительном порядке отказаться от исполнения Контракта:
- в случае, если Подрядчик не приступил к исполнению Контракта в установленные сроки, либо выполняет работу с нарушением начального или конечного срока производства вида работ или конечного срока сдачи работ, установленных Календарных планом выполнения работ, более чем на 30 (тридцать) календарных дней,
- в случае двукратного неисполнения Подрядчиком обязательств, возложенных на него п. 4.2.4, 4.2.7 Контракта, если просрочка исполнения Подрядчиком указанных обязательств составляет более 15 (пятнадцати) календарных дней.
Согласно п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В связи с вышеизложенным и на основании п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 7.4 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 23.04.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 06.05.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
В соответствии с п.2.2. Контракта конечный срок выполнения работ: не позднее 30.06.2025.
с Календарным планом выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту) Подрядчик обязан в срок с 20.12.2023 года по 14.02.2024 года выполнить первичные проектные проработки- осуществить выезд в район для составления акта визуального обследования, согласовать и подписать акт визуального обследования, разработать технико-экономическое обоснование применяемого оборудования, согласовать оборудование с СПб ГБУ "Ленсвет" (вид работ N 1).
В соответствии с условиями договора, ООО "Вершина" были проведены следующие работы:
-22.12.2023- были начаты организационные работы, а именно:
-подготовительные работы по логистике и изучению города;
-выезд на объект специалистов компании, руководителя проекта, главного инженера с целью изучения объекта и формирования объемов Работ;
-24.12.2023 - произведен осмотр объекта - 1-й Инженерный Мост с применением фото фиксации с целью ознакомления с объектом, определения объема работ;
-06.02.2024 - Заказчику было направлено уведомление (письмо исх. N07/24-1) о приглашении ответственных лиц на обследование и составление акта визуального осмотра и определения границ для проектирования совместно с общей комиссией, состоящей из представителей служб эксплуатации (СПб ГБУ Ленсвет, СПб ГБУ Мостотрест, КГИОП, Эксплуатирующего района НО и АХП, КГА) на 13.02.2024.
13.02.2024 состоялся комиссионный сбор на объекте в целях составления акта визуального обследования.
16.02.2024 Заказчику был направлен акт визуального осмотра на согласование и подписание (письмо исх.N58).
01.03.24 Заказчик ответил, что рассмотрел акты и возвратил их по причине выявленных замечаний со сроком устранения замечаний до 07.03.2024 (письмо N04-2937/24-0-0 от 01.03.2024).
29.02.2024 - Заказчик направил вызов на совещание на 04.03.2024.
По итогам совещания Заказчик дополнительно вынес замечания, которые были отражены в Протоколе совещания от 04.03.2024, а именно:
-согласовать Акт визуального обследования;
-разработать и согласовать технико-экономическое обоснование выбора применяемого оборудования с СПб ГБУ "Ленсвет";
-разработать и согласовать с СПб ГБУ "Ленсвет" предварительный план расстановки светотехнического оборудования для определения объема инженерных изысканий;
-разработать и согласовать с СПб ГБУ "Ленсвет" программы работ и технические задания на разработку инженерных изысканий.
15.03.2024 - направлены документы с устранением замечаний исх. N 113 от 15.03.2024, а именно презентационный альбом концепции и предварительные расстановки архитектурно-художественного освещения по объектам, светотехнические расчеты, технико-экономические обоснования применяемого оборудования.
20.03.2024 - в адрес Заказчика исх. N 119 от 20.03.2024 направлены на согласование предварительные эскизы узлов крепления;
26.03.2024 получен ответ от Заказчика N 04-4000/24-0-0 от 26.03.2024, которым сообщил, что направленные документы оставил без рассмотрения и что, Заказчик готов вернуться к рассмотрению данного вопроса после исполнения в полном объеме пункта календарного плана выполнения работ N 1 (Первичные проектные проработки);
03.04.2024 исх. N 147 - направлено письмо, что согласно Техническим условиям на проектирование реконструкции архитектурной подсветки для выполнения управления наружным освещением, с организацией ВОЛС для подключения резервного канала с выделенным APN требуются координаты точек подключения у СПб ГУП АТС Смольного и с просьбой предоставить координаты точек подключения от СПб ГУП АТС Смольного
05.04.2024 Заказчик направил ответ N04-4542/24-0-0 о предоставлении информации от СПб ГУП "АТС Смольного" о точках подключения по объекту;
Для визуализации и определения границ проектирования необходимо получение информация по исполнительным чертежам.
В связи с этим, ООО "Вершина" были запрошены из технического архива СПб ГБУ "Мостотрест" необходимые документы.
После получения из архива необходимых документов и последующего их анализа, было установлено, что для продолжения работ по Контракту, полученных документов не хватает.
Таким образом, ООО "Вершина" направила письмо исх. N159 от 11.04.2024 в адрес СПб ГБУ "Ленсвет" с просьбой предоставить документы, которые не были получены из архива СПб ГБУ "Мостотрест".
24.04.2024 Заказчик в ответ на письмо исх. N159 направил дефектную ведомость, а так же указал, что для получения плана раскладки плит, схемы набережной и благоустройства нужно обратиться к собственнику земельного участка (письмо N04-5455/24-0-0 от 24.04.2024).
ООО "Вершина" направила письмо исх. N207 от 02.05.2024 в адрес СПб ГБУ "Ленсвет", где указало, что объект является государственной собственностью Санкт-Петербурга. СПб ГБУ "Мостотрест" является правообладателем данного объекта.
Таким образом, от правообладателя объекта Участник не получил необходимых документов и был вынуждены обратиться в СПб ГБУ "Ленсвет".
Так же, в данном письме ООО "Вершина" уведомила СПб ГБУ "Ленсвет" о том, что без данных документов, у Подрядчика нет возможности выполнить инженерные изыскания для подготовки проектной документации (типографический план, план фасадов, детализированный план фасадов, план мостов (продольный и поперечный), сводный план сетей.
На 14.05.2024 ответа от Заказчика не поступало.
15.04.2024 было направлено письмо исх. N167, что у ООО "Вершина" нет возможности выполнить п. 3 Технических условий на проектирование реконструкции архитектурной подсветки: 1 -й Инженерный мост, так как точка подключения находится на расстоянии более 300 м.
В связи с этим, при выполнении данного пункта будет нарушен п. 1 Протокола СПб ГБУ "Ленсвет" Nб/н от 27.07.2023, согласно которому точка подключения должна находиться не далее 70-м от границ проектирования.
03.05.2024 от Заказчика получен ответ N 04-5824/24-0-0 от 03.05.2024, в котором Заказчик просил подготовить и направить в адрес СПб ГБУ "Ленсвет" обосновывающие документы о невозможности выполнения данного вида проектно-изыскательных работ.
В ответ на письмо N 04-5824/24-0-0 от 03.05.2024 ООО "Вершина" указала (письмо исх. N221 от 03.05.2024), что в рамках проведения рабочего совещания представителями Заказчика для ознакомления был предъявлен Протокол Nб/н от 27.07.2023 в соответствии с которым, Подрядчик должен был выполнить проектно-изыскательные работы.
Исходя из требований данного протокола, точка подключения должна находиться не далее 70-м от границ проектирования.
Однако, по объекту точка подключения находится на расстоянии более 70-м.
Таким образом, у Подрядчика нет возможности выполнить п. 3 Технических условий на проектирование реконструкции архитектурной подсветки: 1-й Инженерный мост, так как точка подключения находится на расстоянии более 70-м.
При этом, представитель Участника отмечает, что Подрядчиком нарушен промежуточный срок выполнения работ, а не конечный, поскольку в соответствии с п. 2.2. Контракта конечный срок выполнения работ по Контракту: не позднее 30.06.2025.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Вершина" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что Участник предпринял все усилия для своевременного выполнения своей обязанности по исполнению Контракта.
Вместе с тем в ходе рассмотрения обращения Заказчика Комиссия УФАС установила, что Участником предпринимались меры по добросовестному исполнению государственного контракта. При этом, в представленных на заседание Комиссии УФАС Заказчиком сведениях отсутствуют достаточные доказательства того, что нарушение сроков исполнения Контракта, предусмотренных Календарным планом (Приложение N 2 к Контракту), было обусловлено исключительно действиями Подрядчика, а также доказательства того, что Подрядчик не смог бы завершить полный объем Работ в срок до 30.06.2025.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Вершина" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Вершина" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Вершина" (ИНН: 9729053504), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 мая 2024 г. N РНП-78-700/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2024