Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 54" (далее - Заказчик);
ООО "ЛДЦ" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 11323/24 от 27.04.2024) на действия СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 54" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку N 1 медицинских перчаток для Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 54" (извещение N 0372200127524000107) (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 23.04.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200127524000107. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 500 000,00 рублей.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен порядок описания объекта закупки путем установления требований к закупаемым товарам, которые являются излишними, не предусмотрены документами национальной системы стандартизации и ограничивают количество участников закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, а также сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 3 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с п. 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 4 Правил использования КТРУ, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктами 5-6 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в п.п. 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 75 Федерального закона соответственно.
Комиссия УФАС констатирует, что в качестве объекта закупки Заказчиком определена товарная позиция, включённая в КТРУ с кодом 22.19.60.119-00000008 (Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные).
Принимая во внимание, что КТРУ не содержит сведений об описании вышеуказанной товарной позиции Заказчиком в порядке ст. 33 Закона о контрактной системе определены требования к закупаемым товарам с указанием обоснования необходимости их включения.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы повысить шансы на приобретение работы именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В описании объекта закупки Заказчиком установлено требование: "Внутреннее полимерное абсорбирующее покрытие на основе синтетического флока (для профилактики мацерации кожи при продолжительных манипуляциях)".
В информации об объекте закупки указан код позиции 22.19.60.119-00000008, согласно которого объектом закупки является - нестерильное изделие, изготавливаемое из нитрила для использования в качестве защитного барьера на руках медицинского работника во время осмотра/лечения пациента или для других санитарных целей; внутренняя поверхность перчаток неопудрена, не содержат антибактериальных веществ/материалов. Используется, главным образом, как двухсторонний барьер для защиты пациента/персонала от различной контаминации и минимизации риска аллергии на латекс. Это изделие для одноразового использования.
В своей жалобе Заявитель указал, что материал нитриловых перчаток - синтетический каучук, который изготавливается из продуктов нефтеперерабатывающей промышленности и не содержит производных животного происхождения (протеин), что делает их гипоаллергенными и предотвращает контактный дерматит. Данное требование Заказчика технически некорректно.
Согласно п. 3.3 ГОСТ Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора (с Изменениями N 1, 2)" различают четыре вида отделки:
а) текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности
перчатки;
б) гладкая поверхность;
в) опудренная поверхность;
г) поверхность без опудривания.
При этом, указанный государственный стандарт не предусматривает возможность обработки/изготовления внутреннего покрытия перчатки на основе синтетического флока.
В своей жалобе Заявитель указал, что флок как материал обладает следующими качествами: поверхность флока электризуется, структура флока разрушается под действием спиртосодержащих продуктов. В соответствии с пунктом 5.2 "MP 3.5.1.0113-16. 3.5.1. Дезинфектология. Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях. Методические рекомендации" утв. Роспотребнадзором 02.09.2016 г. перед надеванием нестерильных или стерильных перчаток проводится гигиеническая обработка рук или обработка рук хирургов соответственно. Перчатки надевают только после полного высыхания антисептика на коже рук. Согласно п. 5.3 Методических рекомендаций после снятия перчаток проводится гигиеническая обработка кожи рук антисептиками. Кожа рук медицинского персонала обрабатывается в течение рабочего дня антисептиками, в том числе спиртосодержащими. Взаимодействие спирта и флока ведет к разрушению последнего. Флок является материалом с высоким риском провоцирования развития аллергии. Флок легко электризуется, имеет свойство притягивать пыль и может послужить причиной развития аллергии, аллергического дерматита у сотрудников.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленное Заказчиком требование не предусмотрено нормативными актами национальной системы стандартизации, а Заказчиком, свою очередь, не приведено надлежащего обоснования необходимости использования указанного требования, обусловленного функциональными и потребительскими особенностями такой характеристики товара.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в описании объекта закупки Заказчиком было установлено требование к упаковке закупаемых товаров, в частности: "Упаковка: гигиенический диспенсер с укладкой, обеспечивающей подачу перчаток "за манжету вперед по одной".".
Упаковкой товара (перчатки смотровые, диагностические) может выступать стандартная упаковка (коробка), изготовленная из любого материала, обеспечивающего необходимые уровни безопасности, сохранности и надежности.
Потребностью Заказчика являются перчатки, а не форма, материал изготовления упаковки и подачи перчаток, следовательно, установление данного требования влечет за собой ограничение количества участников закупки, имеющих возможность предложить идентичный по техническим и эксплуатационным характеристикам товар, но в иной форме упаковки. Требование к упаковке нестерильных перчаток не влияет на функциональные, технические и качественные характеристики перчаток, не упоминается в ГОСТ, следовательно, подобное требование является избыточным, необоснованным и нарушает требование ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В результате внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемой закупки Комиссия УФАС отмечает следующее.
Из содержания описания объекта закупки следует, что Заказчиком установлено требование: Маркировка на упаковке содержит: наименование страны-изготовителя, наименование, юридический адрес и торговую марку изготовителя, наименование изделия, способы ухода за изделием, срок годности или дату окончания срока годности, знак обращения, другую информацию в соответствии с документацией изготовителя. В маркировке указаны все необходимые сведения, обеспечивающие безопасную эксплуатацию продукции, ее основные технические характеристики, сведения о материалах, из которых изготовлено изделие, в том числе о наличии внутреннего покрытия из коллоидной овсяной муки (oatmeal).
В свою очередь, как было отмечено выше, Заказчик при описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Разделом 8 "Маркировка" ГОСТа Р 52239-2004 установлен необходимый перечень информации, который должен содержаться на упаковке товара.
Комиссия УФАС отмечает, что установленные Заказчиком вышеуказанные требования, включая наличие соответствующей информации на упаковке, не могут влиять на качественные, функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки и не определяют функциональные и потребительские свойства товара, что не корреспондируется с положением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и нарушает п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛДЦ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 2 ст. 42 (п. 1, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, котировочной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 54"
ул. Васенко, д. 9,
Санкт-Петербург, 195197
эл. почта: jur.p54@zdrav.spb.ru
ЭТП "Фабрикант"
Причальный проезд, дом 2А,
Москва, 123290
тел.: +7 (495) 138-96-78
ООО "ЛДЦ"
ул. Физкультурная, д. 90, офис 2-316,
г. Самара, 443058
эл. почта: info@ldc-smr.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-2032/24
07.05.2024 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
на основании своего решения по делу N 44-2032/24 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 54", комиссии по осуществлению закупок устранить нарушения п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372200127524000107;
- внести изменения в извещение о запросе котировок, приведя его в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в запросе котировок с номером извещения 0372200127524000107 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0372200127524000107 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, комиссии по осуществлению закупок представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 23.06.2024.
3. Оператору электронной площадки - ЭТП "Фабрикант":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 мая 2024 г. N 44-2032/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2024