Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 78 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
ООО "АСП-Сервис" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 12128-ЭП/24 от 08.05.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ремонт приточно-вытяжной вентиляции в ГБДОУ детский сад N 78 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, улица бухарестская, дом 51, литер А в 2023 году (извещение N 0372200237623000009),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 10.07.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ремонт приточно-вытяжной вентиляции в ГБДОУ детский сад N 78 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, улица бухарестская, дом 51, литер А в 2023 году (извещение N 0372200237623000009) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 408 817,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.07.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "АСП-Сервис".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "АСП-Сервис" заключен государственный контракт N 03722002376230000090001 от 31.07.2023 на сумму 332 955,91 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 6.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 24.04.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "АСП-Сервис".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на ремонт приточно-вытяжной вентиляции в ГБДОУ детский сад N 78 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, улица бухарестская, дом 51, литер А в 2023 году (далее - Работы).
На основании п.2.1, начало выполнения работ: в течение 5 календарных дней с момента подписания контракта.
На основании п. 2.2. Продолжительность выполнения работ: 180 календарных дней.
Окончание выполнения работ - 27.01.2024.
Заказчиком в адрес Подрядчика направлялись Претензии (29.01.2024, 05.03.2040 и 16.04.2024) о нарушении сроков выполнения Работ.
По состоянию на 23.04.2024 Работы по контракту не выполнены.
Таким образом, Подрядчик не выполнил работы в предусмотренный условиями контракта срок, что является основанием для одностороннего отказа от исполнения обязательств по Контракту.
На основании п. 6.5 Контракта, п.1 ст.450.1 ГК РФ, ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 24.04.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 07.05.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
07.02.2024 Подрядчик выполнил Работы, отправил на согласование Заказчику. Проектно-сметная документация ООО "АСП-Сервис" разработана в соответствии с условиями контракта направлена на согласование в АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" (регистрационный номер: ВХ. N: ЦТП/386 от 07.02.2024) и в Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (регистрационный номер: 78-20/И5439-2024 от 07.02.2024)
29.02.2024 Получено экспертное заключение от Центра гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
11.03.2024 получены замечания от АО "Теплосеть Санкт-Петербург", там указывалось, что в данном проекте использованы неверные Технические условия подключения, которые были переданы от Заказчика в начале проектирования.
АО "Теплосеть Санкт-Петербург" выслало новые Технические условия подключения (далее - УП).
Выполнение данных УП, влечет увеличение объемов проектно-сметных работ, увеличение сметной стоимости ремонта вентиляции и прохождение проверки достоверности сметной стоимости в управлении государственной экспертизы ГАУ "ЦГЭ", так как сметная стоимость капитального ремонта будет превышать 10 млн. руб.
ООО "АСП-Сервис" приостановило выполнение работ, сообщило о сложившейся ситуации и запросило от Заказчика и от Службы Заказчика Фрунзенского района указания о дальнейшем ходе выполнения Работ.
От службы заказчика Фрунзенского района поступило указание о том, что в документацию следует заложить необходимое оборудование теплового узла детского сада, вновь провести согласование с АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" и экспертизу сметной документации.
ООО "АСП-Сервис" разработало всю документацию по реконструкции теплового узла и выпустило раздел проекта согласно п.9 Технического задания к Контракту: п. 3 "г" подраздел "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети", п. 13 Технического задания к Контракту: п.2 "Разработать узел присоединения к ИТП. Реконструкция ИТП."
05.04.2024 Указанная документация была отправлена на согласование в АО "Теплосеть Санкт-Петербурга".
22.04.2024 АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" повторно выслало техническое заключение, в котором был описан весь требуемый объем работ при реконструкции теплового пункта, указано на разработку отдельного, самостоятельного проекта "Реконструкция ИТП", в который входит полный комплект разделов: тепломеханическая часть, строительная часть, электромеханическая и раздел автоматики с узлом коммерческого учета.
АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" требует выполнить полный, отдельный проект "Ремонт приточно-вытяжной вентиляции детского сада" и отдельный проект "Реконструкция ИТП детского сада".
Между тем, в смете Заказчика (Приложение N2 к Контракту) по разработке проектно-сметной документации на ремонт приточно-вытяжной вентиляции по адресу Санкт- Петербург, улица Бухарестская, дом 51, литер А содержится понижающий коэффициент К 1=0,45 (При выполнении проектных работ, в сокращенном против предусмотренных действующими нормативными документами составу разделов и объемов работ, их цена, независимо от способов ее расчета, определяется по ценам на разработку проектной и рабочей документации с применением понижающего коэффициента, размер которого устанавливается исполнителем по согласованию с заказчиком, в соответствии с трудоемкостью работ и относительной стоимостью разработки разделов проектной и рабочей документации), который подходит для выполнения работ капитального ремонта вентиляции, а не для нового проекта реконструкции ИТП.
Так же, на реконструкцию ИТП должна разрабатываться документация стадии П+Р, то есть без понижающих коэффициентов К=0,6 и К=0,4. которые использованы в смете Контракта.
Следовательно, требование АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" выходит за рамки условий Контракта, в частности, в условие о цене Контракта, так как требуется проведение дополнительных работ, не предусмотренных Контрактом. Реконструкция индивидуального теплового пункта должна разрабатываться отдельным проектом с полным объемом работ согласно нормативным документам, а не входить в проект ремонта вентиляции, как указано в Контракте.
ООО "АСП-Сервис" сообщило о сложившейся ситуации Заказчику.
24.04.2024 от Заказчика поступило уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что Подрядчик не выполнил работы в установленный срок.
Несмотря на односторонний отказ от исполнения контракта Заказчика, ООО "АСП-Сервис" продолжало Работы и согласования с заводом теплового оборудования, одновременно закончило подготовку сметного раздела проекта в органы государственной экспертизы.
25.04.2024 Заказчику отправлено письмо об информировании объема Работ и выполнении выполненных Работ.
07.05.2024 Заказчик был уведомлен гарантийным письмом от ООО "АСП-Сервис" и информационным письмом от завода теплового оборудования.
В гарантийном письме ООО "АСП-Сервис" указало дату 17.05.2024 выпуска двух проектов и сметы. Эта дата дает возможность согласования данных проектов в АО "Теплосеть СПб".
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "АСП-Сервис" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что Участник предпринял все усилия для своевременного выполнения своей обязанности по исполнению Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "АСП-Сервис" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "АСП-Сервис" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "АСП-Сервис" (ИНН: 4345472210), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 мая 2024 г. N РНП-78-720/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2024