Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГБУ "Ленсвет" (далее - Заказчик):
ООО "Вершина" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 12011-ЭП/24 от 07.05.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на проектирование реконструкции архитектурной подсветки: Стела "Ломоносов-город воинской Славы" (извещение N 0372500005323000189),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 15.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на проектирование реконструкции архитектурной подсветки: Стела "Ломоносов-город воинской Славы" (извещение N 0372500005323000189) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 507 459,02 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.12.2023 N ИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "Вершина".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Вершина" заключен государственный контракт N 95/2023-ПИР-ХП-К от 21.12.2023 на сумму 1 253 729,51 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 7.2 и 7.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 22.04.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Вершина".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что согласно заключенному Контракту, в соответствии с Заданием на проектирование (Приложения N 1 к Контракту), определяющим объем и содержание работ, Техническими условиями, выданными эксплуатирующей организацией, по цене, указанной в п. 3.1 Контракта, в сроки, установленные Календарным планом выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту), а также требованиями, установленными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, отраслевыми нормами и правилами, Участник обязался выполнить работы по проектированию реконструкции архитектурной подсветки: Стела "Ломоносов-город воинской Славы" (далее - Работы) (п. 1.3 Контракта).
Согласно п. 2.2 Контракта конечный срок выполнения Работ - не позднее 30.06.2025.
В процессе выполнения Работ по Контракту Заказчиком установлены следующие нарушения его условий Подрядчиком:
1.1. Согласно Календарному плану выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту) Подрядчик обязан был в срок с 21.12.2023 по 14.02.2024 выполнить первичные проектные проработки, а именно: осуществить выезд в район для составления акта визуального обследования, согласовать и подписать акт визуального обследования, разработать технико-экономическое обоснование применяемого оборудования, согласовать оборудование с СПб ГБУ "Ленсвет" (далее - Вид работ N 1).
По состоянию на 19.04.2024 Вид работ N 1 по Контракту не был выполнен Подрядчиком.
Таким образом, Подрядчиком было допущено нарушение конечного срока производства Вида работ N 1 по Контракту на 65 дней с 15.02.2024 по 19.04.2024.
1.2. Согласно п. 4.2.4 Контракта Подрядчик обязан был в течение 5 календарных дней от даты окончания вида работ, указанного в Календарном плане, подготовить и направить в адрес Заказчика в письменном виде отчет о начале выполнения и завершении вида работ (далее - Отчет), подписанный уполномоченным представителем Подрядчика, с приложением подтверждающих документов по периоду выполнения Вида работ N 1.
В течение 5 календарных дней от даты окончания периода выполнения Вида работ N 1 - 14.02.2024, то есть по состоянию на 19.02.2024, Отчет с приложением документов Заказчику направлен не был.
По состоянию на 19.04.2024 обязанность по предоставлению Отчета по Виду работ N 1 по Контракту не выполнена Подрядчиком.
Таким образом, Подрядчиком было допущено нарушение срока предоставления Отчета по Виду работу N 1 по Контракту на 60 дней с 20.02.2024 по 19.04.2024.
2. Согласно Календарному плану выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту) Подрядчик обязан был в срок с 20.01.2024 по 19.04.2024 выполнить предварительные археологические раскопки, в том числе историко-культурную экспертизу (далее - Вид работ N 2).
По состоянию на 19.04.2024 Подрядчик не приступил к выполнению Вида работ N 2.
Таким образом, Подрядчиком было допущено нарушение начального срока производства Вида работ N 2 по Контракту на 91 день с 20.01.2024 по 19.04.2024.
3.1. Согласно Календарному плану выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту) Подрядчик обязан был в срок с 20.01.2024 по 09.02.2024 разработать предварительный план расстановки светотехнического оборудования для определения объема инженерных изысканий, отчет по имущественно-правовой инвентаризации (далее - Вид работ N 3).
По состоянию на 19.04.2024 Вид работ N 3 по Контракту не выполнен Подрядчиком.
Таким образом, Подрядчиком было допущено нарушение конечного срока производства Вида работ N 3 по Контракту на 70 дней с 10.02.2024 по 19.04.2024.
3.2. Согласно п. 4.2.4 Контракта Подрядчик обязан был в течение 5 календарных дней от даты окончания вида работ, указанного в Календарном плане, подготовить и направить в адрес Заказчика в письменном виде Отчет, подписанный уполномоченным представителем Подрядчика, с приложением подтверждающих документов по периоду выполнения Вида работ N 3.
В течение 5 календарных дней от даты окончания периода выполнения Вида работ N 3 - 09.02.2024, то есть по состоянию на 14.02.2024, Отчет с приложением документов Заказчику направлен не был, а равно и п. 4.2.4 Контракта по периоду выполнения Вида работ N 3 не был исполнен Подрядчиком.
По состоянию на 19.04.2024 обязанность по предоставлению Отчета по Виду работ N 3 по Контракту не выполнена Подрядчиком.
Таким образом, Подрядчиком было допущено нарушение срока предоставления Отчета по Виду работу N 3 по Контракту на 65 дней с 15.02.2024 по 19.04.2024.
4. Согласно Календарному плану выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту) Подрядчик обязан был в срок с 09.02.2024 по 01.04.2024 разработать технические задания и программы работ (далее - ТЗ и ПР) на проведение инженерных изысканий, согласовать с СПб ГБУ "Ленсвет" задания на инженерные изыскания, выполнить инженерные изыскания (далее - Вид работ N 4).
По состоянию на 19.04.2024 Подрядчик не приступил к выполнению Вида работ N 4.
Таким образом, Подрядчиком было допущено нарушение начального срока производства Вида работ N 4 по Контракту на 71 день с 09.02.2024 по 19.04.2024.
Согласно п. 4.2.7 Контракта Подрядчик обязан был обеспечить Заказчику возможность контроля за ходом выполнения работ, в том числе предоставлять Отчеты о ходе выполнения работ в соответствии с п. 4.2.4 Контракта.
Согласно пп. 1, 2 п. 7.4 Контракта Заказчик со своей стороны вправе в одностороннем внесудебном уведомительном порядке отказаться от исполнения Контракта:
- в случае, если Подрядчик не приступил к исполнению Контракта в установленные сроки, либо выполняет работу с нарушением начального или конечного срока производства вида работ или конечного срока сдачи работ, установленных Календарных планом выполнения работ, более чем на 30 (тридцать) календарных дней,
- в случае двукратного неисполнения Подрядчиком обязательств, возложенных на него п. 4.2.4, 4.2.7 Контракта, если просрочка исполнения Подрядчиком указанных обязательств составляет более 15 (пятнадцати) календарных дней.
Согласно п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В связи с вышеизложенным и на основании п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, пп. 1, 2 п. 7.4 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 23.04.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Вершина" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 06.05.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Вершина" не имело намерения уклониться от исполнения Контракта. С целью исполнения Контракта ООО "Вершина" были предприняты следующие действия:
- 22.12.2023 - начаты организационные работы, а именно: подготовительные работы по логистике и изучению города; выезд на объект специалистов ООО "Вершина", руководителя проекта, главного инженера с целью изучения объекта и формирования объемов работ.
- 24.12.2023 - произведен осмотр объекта (Стела "Ломоносов-город воинской Славы") с применением фото фиксации с целью ознакомления с объектом, определения объема работ.
- 06.02.2024 Заказчику было направлено уведомление (исх. N 07/24-1) о приглашении ответственных лиц на обследование и составление акта визуального осмотра и определения границ для проектирования совместно с общей комиссией, состоящей из представителей служб эксплуатации (СПб ГБУ "Ленсвет", СПб ГБУ "Мостотрест", КГИОП, Эксплуатирующего района НО и АХП, КГА) на 13.02.2024.
14.02.2024 состоялся комиссионный сбор на объекте в целях составления акта визуального обследования.
- 16.02.2024 Заказчику был направлен акт визуального осмотра на согласование и подписание (письмо исх. N 58).
- 16.02.2024 Главе Администрации Петродворцового района г. Санкт-Петербурга был направлен акт визуального осмотра на согласование и подписание (письмо исх. N 55).
01.03.2024 Заказчик ответил, что рассмотрел акты и возвратил их по причине выявленных замечаний со сроком устранения замечаний до 07.03.2024 (письмо N 04-2937/24-0-0 от 01.03.2024).
29.02.2024 Заказчик направил вызов на совещание на 04.03.2024.
По итогам совещания Заказчик дополнительно вынес замечания, которые были отражены в Протоколе совещания от 04.03.2024, а именно: согласовать Акт визуального обследования; разработать и согласовать технико-экономическое обоснование выбора применяемого оборудования с СПб ГБУ "Ленсвет"; разработать и согласовать с СПб ГБУ "Ленсвет" предварительный план расстановки светотехнического оборудования для определения объема инженерных изысканий; разработать и согласовать с СПб ГБУ "Ленсвет" программы работ и технические задания на разработку инженерных изысканий.
03.05.2024 от Заказчика получен ответ N 04-5828/24-0-0 от 03.05.2024, в котором Заказчик просил подготовить и направить в адрес СПб ГБУ "Ленсвет" обосновывающие документы о невозможности выполнения данного вида проектно-изыскательных работ.
В ответ на письмо N 04-5828/24-0-0 от 03.05.2024 ООО "Вершина" указало (письмо исх. N 228 от 03.05.2024), что в рамках проведения рабочего совещания представителями Заказчика для ознакомления был предъявлен Протокол N б/н от 27.07.2023, в соответствии с которым Подрядчик должен был выполнить проектно-изыскательные работы. Исходя из требований данного протокола точка подключения должна находиться не далее 70 м от границ проектирования. Однако по объекту - Стела "Ломоносов-город воинской Славы" точка подключения находится на расстоянии более 70 м. Таким образом, у Подрядчика нет возможности выполнить п. 3 Технических условий на проектирование реконструкции архитектурной подсветки: Стела "Ломоносов-город воинской Славы", так как точка подключения находится на расстоянии более 70 м.
Подрядчик письмом исх. N 213 от 03.05.2024 просил Заказчика отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, ссылаясь на отсутствие возможности устранить нарушения условий Контракта, на которые указал Заказчик.
Таким образом, Подрядчик был лишен права воспользоваться ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Также представитель Участника считает, что поскольку Заказчиком направлялись отличные замечания от его первоначальных, Подрядчик не имел возможности приступить к выполнению 2 этапа Календарного плана, так как по 1 этапу не было получено согласование. Кроме того, Подрядчик неоднократно обращался к Заказчику за недостающей документацией, однако ответов на свои обращения не получал.
Если бы Заказчик соблюдал п. 1 ст. 718 Гражданского кодекса Российской Федерации и оказывал содействие в выполнении Работ, то у Подрядчика была бы возможность ускорить выполнение Работ и выполнить их в положенный срок без нарушений.
При этом, представитель Участника отмечает, что Подрядчиком нарушен промежуточный срок выполнения Работ, а не конечный, поскольку в соответствии с п. 2.2 Контракта конечный срок выполнения Работ по Контракту - не позднее 30.06.2025.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Вершина" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что Участник предпринял все усилия для своевременного выполнения своей обязанности по исполнению Контракта.
Вместе с тем в ходе рассмотрения обращения Заказчика Комиссия УФАС установила, что Участником предпринимались меры по добросовестному исполнению государственного контракта. При этом, в представленных на заседание Комиссии УФАС Заказчиком сведениях отсутствуют достаточные доказательства того, что нарушение сроков исполнения Контракта, предусмотренных Календарным планом (Приложение N 2 к Контракту), было обусловлено исключительно действиями Подрядчика, а также доказательства того, что Подрядчик не смог бы завершить полный объем Работ в срок до 30.06.2025.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Вершина" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Вершина" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Вершина" (ИНН: 9729053504), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 мая 2024 г. N РНП-78-707/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2024