Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N21" (далее - Заказчик):
ООО "АЛЕФ ГРУПП" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 12014-ЭП/24 от 07.05.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку медицинского оборудования (Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети) для нужд СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 21" в целях реализации программы "модернизация первичного звена здравоохранения" в 2024 году (извещение N 0372200219623000431),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Уполномоченным органом - СПб ГКУ "Дирекция по закупкам комитета по здравоохранению" 14.12.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети) для нужд СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 21" в целях реализации программы "модернизация первичного звена здравоохранения" в 2024 году (извещение N 0372200219623000431) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 21 480 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.12.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "АЛЕФ ГРУПП".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "АЛЕФ ГРУПП" заключен государственный контракт N 03722002196230004310001 от 15.01.2024 (далее - Контракт) на сумму 20 406 000,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 12.3, 12.4 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 24.04.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "АЛЕФ ГРУПП".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку медицинского оборудования (Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети) для нужд СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 21" в целях реализации программы "модернизация первичного звена здравоохранения" (далее - Товар, Оборудование) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование, правилам эксплуатации и технического обслуживания Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги) в течение 90 (девяносто) календарных дней с даты направления заявки Заказчиком, но не ранее 09.01.2024 (п. 5.1 Контракта).
Поставщик за 3 (три) дня до осуществления поставки Оборудования в Место доставки направляет Заказчику уведомление о времени доставки (п. 5.1 Контракта).
Заявка на поставку Оборудования была направлена Заказчиком 16.01.2024, то есть последним днем срока поставки являлось 15.04.2024. Уведомление Поставщика об осуществлении поставки должно было поступить Заказчику не позднее 12.04.2024.
Однако по состоянию на 24.04.2024 Поставщик поставку Товара не произвел, уведомление о дате предполагаемой поставки не направил.
При этом со стороны Заказчика в адрес Поставщика неоднократно направлялись обращения с просьбой сообщить примерные сроки поставки Оборудования. Однако данные обращения были оставлены без ответа.
В соответствии с ч. 2 ст. 94 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта.
В соответствии с п. 3.1.1 Контракта Поставщик обязан поставить Оборудование в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
В соответствии с п. 3.1.8 Контракта Поставщик обязан незамедлительно информировать Заказчика о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта.
17.04.2024 в адрес Поставщика была выставлена Претензия с требованием в течение пяти рабочих дней с момента получения претензии произвести поставку Оборудования в соответствии с п. 1.3 Контракта, а также уплатить неустойку за просрочку поставки в размере 21 766,40 рублей. Указанная претензия в соответствии с п. 15.2 Контракта направлена Поставщику в электронном виде путем размещения в ЕИС.
В установленной в Претензии срок поставка также не была произведена, ответ на Претензию не поступил.
То есть со стороны Поставщика допущено существенное нарушение обязательств, принятых им по Контракту, которое является основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно ст. 10 ГК РФ, участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно.
Согласно ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ).
В связи с вышеизложенным, на основании п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 12.4 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.04.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "АЛЕФ ГРУПП" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 07.05.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика, считает его незаконным, необоснованным и подлежащем отмене на основании следующих обстоятельств.
Участник получил заявку на поставку, отправленную Заказчиком письмом (исх. 310 от 19.03.2024) Почтой России, только 01.04.2024, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с идентификатором 19624793020519. Соответственно последний день поставки по Контракту - 01.07.2024. В этой связи Участник потребовал срочно отозвать решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта посредством отправки письма (исх. N 57 от 03.05.2024). Данное письмо было получено Заказчиком 07.05.2024, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с идентификатором 19608495002981, и оставлено им без удовлетворения. Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком отозвано не было и Контракт был расторгнут 07.05.2024.
Также представитель Участника отметил, что по заявлению Заказчика, он направлял заявки на электронную почту Участника, соответственно это могла быть сканированная копия некоего документа с определенным требованием.
Пунктом 15.1 Контракта установлено, что любое уведомление, которое одна сторона направляет другой стороне в соответствии с Контрактом, высылается в электронном виде по адресу электронной почты стороны или на бумажном носителе по адресу другой стороны с подтверждением о получении.
Согласно Словарю русского языка (С.И. Ожигова, Н.Ю. Шведова) уведомление - это документ, которым уведомляют о чем-нибудь (официально). Например: получить уведомление по почте, письмо с уведомлением о вручении.
Соответственно заявка, согласно все тому же Словарю русского языка (С.И. Ожигова, Н.Ю. Шведова), это заявление о своих правах или о предоставлении прав на что-нибудь, а также о своих потребностях в чем-нибудь. Например: заявка на изобретение, заявка на земельный участок, заявка на материалы.
Законодатель также различает понятие заявки и уведомления.
Так, например, п. 6 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что одновременно с возвратом заявки на участие в закупке, предусмотренным п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки направляет участнику закупки, подавшему такую заявку, уведомление о возврате заявки на участие в закупке с указанием оснований ее возврата.
Даже стороны Контракта разграничивают понятие Заявки и уведомления. Так в п. 5.1 Контракта указано, что поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных п. 1.3 Контракта, в течение 90 (девяносто) календарных дней с даты направления заявки Заказчиком, но не ранее 09.01.2024. Поставщик за 3 (три) дня до осуществления поставки Оборудования в Место доставки направляет Заказчику уведомление о времени доставки Оборудования в Место доставки.
Таким образом, п. 15.1 Контракта, по мнению Участника, не применим к подаче заявки Заказчика, как прямого требования исполнения Контракта.
В рамках Российского законодательства надлежащей подписью на документе является личная подпись уполномоченного лица или усиленная электронная подпись лица, имеющего право действовать от имени подписанта.
Таким образом, по мнению представителя Участника, отправка каких-либо требований, заявок или уведомлений в качестве скан-копий не является надлежаще подписанным документом, обязательным к исполнению.
Вместе с тем представитель Участника указал на тот факт, что ООО "АЛЕФ ГРУПП" является поставщиком медицинских изделии в лечебно-профилактические учреждения Северо-Запада России с 2009 года. С 2011 года ООО "АЛЕФ ГРУПП" осуществлено выполнение 335 государственных контрактов на общую сумму 1 миллиард 100 миллионов рублей. За это время ООО "АЛЕФ ГРУПП" ни разу не привлекалось к ответственности за грубое нарушение условий заключенных государственных контрактов.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "АЛЕФ ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем на заседание Комиссии УФАС Заказчик представил скриншот, свидетельствующий о направлении заявки на поставку Оборудования по адресу электронной почты Участника (alef@alefdent.ru), указанному в Контракте.
Таким образом, на заседании Комиссии УФАС Участником не подтверждено соответствующими доказательствами утверждение, о том, что обстоятельства, на которые он ссылается, явились непреодолимым препятствием для исполнения Контракта в соответствии с его условиями.
Кроме того, Участник на заседание Комиссии УФАС не представил документы, свидетельствующие о добросовестном поведении ООО "АЛЕФ ГРУПП".
Также в ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика настаивал на включении ООО "АЛЕФ ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку не достиг цели проводимой закупки.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "АЛЕФ ГРУПП" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "АЛЕФ ГРУПП", ИНН: 7810559350; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: Каасамани Бахаа Фехд, ИНН: 780158073257, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "АЛЕФ ГРУПП" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
07.05.24 |
13.05.24 |
07.05.24 |
0 |
07.05.24 |
16.05.24 |
15.05.24 |
0 |
20.05.24 |
20.05.24 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 мая 2024 г. N РНП-78-710/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2024