Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик): по доверенности,
АНО "Шаг Вперед" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 12130-ЭП/24 от 08.05.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по печати альбома картографических материалов "Петербургская градостроительная графика с XVII по XXI вв." в двух томах для обеспечения нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0372200134524000048),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 25.03.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по печати альбома картографических материалов "Петербургская градостроительная графика с XVII по XXI вв." в двух томах для обеспечения нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0372200134524000048) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 9 267 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 04.04.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано АНО "Шаг Вперед".
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 Закона о контрактной системе.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.14 Контракта установлено право Подрядчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств, являющихся предметом настоящего Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 27.04.2024 АНО "Шаг Вперед" принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) в связи с невозможностью его исполнения по следующим причинам.
По результатам закупки Заказчиком с АНО "Шаг Вперед" заключен государственный контракт N 03722001345240000480001 от 15.04.2024 (далее - Контракт) на сумму 5 596 664,82 рублей, согласно которому Участник обязался оказать услуги по печати альбома картографических материалов "Петербургская градостроительная графика с XVII по XXI вв." в двух томах для обеспечения нужд Санкт-Петербурга (далее - Услуги).
В соответствии с п. 3.1. Контракта сроки оказания Услуг:
1-й этап: начало - дата подписания Контракта Сторонами, окончание 23.05.2024.
2-й этап: начало - 24.05.2024, окончание - 15.07.2024.
Так согласно описанию объекта закупки (Требованиям к количественным
характеристикам) Исполнителю в срок до 23.05.2024 необходимо было выполнить:
1. Печать альбома картографических материалов "Петербургская градостроительная графика с XVII по XXI вв." в двух томах в количестве 45 экземпляров.
2. Печать альбома картографических материалов "Петербургская градостроительная графика с XVII по XXI вв." в двух томах (Подарочный вариант) в 5 экземплярах.
Согласно п. 3.1. Описания объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) Исполнитель изготавливает печатную продукцию в соответствии со следующими характеристиками и в следующем порядке.
Электронная версия оригинал-макета печатной продукции (далее - оригинал-макет) в формате Adobe Acrobate и в формате верстки Adobe InDesign передается Заказчиком Исполнителю в течение 1 рабочего дня с даты заключения Контракта (п. 3.1.1 Контракта).
Все используемые в оригинал-макете растровые изображения прилагаются в виде отдельных файлов с отличными друг от друга именами и собраны в одной папке, также к файлу верстки прилагаются файлы использованных в ней шрифтов (для всех начертаний).
В соответствии с п. 3.1.1.1 Описания объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) Исполнитель в течение 5 (Пяти) рабочих дней осуществляет адаптацию оригинал-макета к техническим требованиям типографии.
В свою очередь исполнителем 16.04.2024 были направлены оригинал-макета печатной продукции переданной исполнителем в типографии (ООО "Эталон" и ООО "Пони"), для их адаптации.
В свою очередь ООО "Эталон" и ООО "Пони" направили исполнителю замечания к переданным им на адаптацию макетам.
Кроме этого ООО "Пони" было выслано Исполнителю коммерческое соглашение от 16.04.2024 N 318064 в соответствии с которым срок изготовления - 60 рабочих дней после оплаты и утверждения всех макетов и при наличии всех комплектующих на складе.
В связи с тем, что в процессе адаптации оригинала-макета к техническим требованиям типографии выявлены недостатки, Исполнитель направил Заказчику письмо (Исх.N 17/04 от 17.04.2024) с просьбой об их устранении.
Так в соответствии с письмом исполнителя (Исх.N 17/04 от 17.04.2024) указано, что в рамках исполнения Контракта в электронной версии, переданной Заказчиком Исполнителю оригинал-макета отсутствовали:
-оригинал-макет форзацев;
-оригинал-макет обложки с позиционированием тиснения на стороне книги и на корешке;
-макет коробки-футляра - раскладки.
В связи с этим Исполнитель просил направить оригинал-макетов печатной продукции.
В ответ на письмо Исполнителя (Исх.N 17/04 от 17.04.2024) Заказчиком 18.04.2024 N 01-11/562 был дан ответ, в соответствии с которым указано что макет форзацев и теснения на обложке будет представлен после утверждения материала переплета, ввиду вероятных корректировок относительно структуры и цвета выбранного материала и после утверждения бумаги для внутренних страниц для понимания объема (толщины) книг; оригинал - макет подарочной коробки - футляра представить Заказчику не представляется возможным ввиду отсутствия информации о габаритах готового Издания.
Во избежание усложнения работ Заказчик попросил продемонстрировать существующие варианты подарочных коробок.
Кроме этого Исполнитель письмом (Исх. N 18/04 от 18.04.2024) указал Заказчику, что в связи с выявленными недостатками Заказчику необходимо внести в оригинал-макет следующие правки, а именно:
-1-ый том: нет вылетов на страницах 158-159 и 306-307, низкое разрешение на 80 полосах,
-2-ый том: низкое разрешение,
в обоих томах: используется технологически неудачные цвета. Рекомендуется заменить болотный 67/43/70/30 на 32,9/8,4/40,5/60,7 или 33/0/46/67; серый 38/30/28/11 на 15,8/12,8/9,1/36,1 или 6/5/2/46.
Кроме этого Исполнителем 18.04.2024 выслано Заказчику на утверждение тканевый переплетный материал, подобранный с учетом технических характеристик Контракта:
на обложку книг:
тканевый переплетный материал на бумажной основе Feza TAF;
болотный ТА-404, поставщик Дубль В,
на блок книг:
матовая мелованная бумага Омела 150 г/м2.
Также Исполнитель направил Заказчику письма (исх. N 22/1/04 от 22.04.2024 и исх.N 22/04 от 22.04.2024) в соответствии с которыми просил согласовать бумагу: на обложку (Тканевый переплетный материал на бумажной основе Feza TAF болотный ТА-404, поставщик Дубль В) и на блок книг (Матовая мелованная бумага Омела 150 г/м2), а также просил предоставить оригинал-макеты изделий, согласно следующим техническим требованиям: размер стороны обложки - 305 х 405 мм; размер корешка - Том 1- 35 мм, Том 2 - 21 мм. Указав, что в эти размеры необходимо спозиционировать тиснение. Минимальная толщина линий для тиснения фольгой и расстояние между ними - 0,3 мм.
Таким образом Исполнитель заблаговременно сообщал Заказчику, что не устранение замечаний и доработки оригинал-макета продукции в сроки, указанные в Контракте, может привести к изменению (увеличению) сроков исполнения сдачи оказываемых им услуг.
После неоднократных уведомлений о наличии недостатков в оригинал-макете, направленных Заказчику, они так и не были устранены Заказчиком.
В последующем 24.04.2024 Исполнителю поступило от типографии ООО "Эталон" письмо исх. N 65 от 24.04.2024 в соответствии с которым ООО "Эталон" указывает, что расторгает контракт на печать альбома картографических материалов "Петербургская градостроительная графика с XVII по XXI вв." в двух томах от 15.04.2024 N 64 в связи с нарушением сроков сдачи оригиналов-макетов книг и их несоответствия техническим требованиям, как для производства печати, так и для серебрения среза книги.
С учетом того, что Заказчиком существенно затягивались сроки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, у Исполнителя не стало возможности выполнить свои обязательства в соответствии с Контрактом.
Пунктом 11.14 Контракта предусмотрено, что Исполнитель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с ч. 2 ст. 782 ГК РФ Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
В соответствии со статьей 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствие с ч. 1 ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
- непригодности или недоброкачественности, предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В соответствие с ч. 3 ст. 716 ГК РФ если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Применяя по аналогии положения статьи 716 ГК РФ (на основании ст. 783 ГК РФ) к отношениям сторон возникших их Контракта, Исполнитель уведомлял Заказчика об обстоятельства препятствующих выполнению обязательств по Контракту, ввиду непригодности представленного оригинал-макета.
Однако такие обстоятельства не были устранены Заказчиком, в связи с чем
Исполнитель, на основании п. 11.14. Контракта, ст. 716, 782, 783 ГК РФ, принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.04.2024 Участник сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут 08.05.2024.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
Подпунктом 3.1.1. п. 3.1. Описания объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) предусмотрено, что электронная версия оригинал-макета печатной продукции передается Заказчиком Исполнителю в течение 1 (одного) рабочего дня с даты заключения Контракта.
Исполнитель в течение 5 (Пяти) рабочих дней осуществляет адаптацию оригинал-макета к техническим требованиям типографии.
Электронная версия оригинал-макета Заказчиком была передана 16.04.2024.
17.04.2024 (вх. N 01-10/1177) и 18.04.2024 (вх. N 01-10/1194) в адрес Заказчика от Исполнителя поступили письма с просьбой внести корректировки в электронную версию оригинал-макета издания.
Заказчиком просьба Исполнителя была рассмотрена и даны соответствующие пояснения в части корректировки оригинал-макета, а также Заказчиком были согласованы предложенные Исполнителем материалы для печатной продукции (исх. NN 01-11/562 от 18.04.2024, 01-11/570 от 22.04.2024).
18.04.2024 с сопроводительным письмом представителем Заказчика Исполнителю были переданы дополнительные материалы (историческая карта Санкт-Петербурга) ко II тому издания на флеш-носителе в уточнение переданного ранее оригинал-макета издания (исх. N 01-11/563).
Однако 19.04.2024 (вх. N 01-10/1219) и 22.04.2024 (вх. N 01-10/1230) в адрес Заказчика от Исполнителя поступили письма о неустранении Заказчиком замечаний, выставленных Исполнителем. С учетом того, что доводы, указанные в письмах Исполнителя, не соответствовали действительности, Заказчиком повторно были даны письменные разъяснения (исх. N 01-11/575 от 23.04.2024). Кроме того, в данном разъяснении Заказчиком было отмечено, что по результатам рабочей встречи представителей Заказчика и Исполнителя, проведенной 23.04.2024, были приняты решения по согласованию понтонных цветов, цветопробы, а также Исполнителю переданы на электронном носителе:
материалы оригинал-макета эрзаца;
материалы оригинал-макета тиснения на обложку;
материалы оригинал-макета с внесенными выходными данными типографии, полученными Заказчиком от Исполнителя в рабочем порядке 22.04.2024 (выезд представителя Заказчика в типографию), на страницах 260 и 460 I и II тома книги соответственно, с поправленными элементами на вторых страницах.
22.04.2024 Исполнитель направил в адрес Заказчика письмо с просьбой предоставить оригинал-макеты изделий согласно техническим требованиям, а именно:
размер стороны обложки - 305405 мм;
размер корешка - Том I - 35 мм, Том II - 21 мм;
минимальная толщина линий для тиснения фольгой и расстояние между ними - 0,3 мм (вх. N 01-10/1228).
В ходе рабочей встречи, проведенной 22.04.2024, представителем Заказчика Исполнителю был передан оригинал-макет издания (обложки) в запрашиваемых Исполнителем параметрах, которые были указаны в письме от 22.04.2024 вх. N 01-10/1228. Также на рабочей встрече Исполнителем, по своей инициативе, было представлено Заказчику предложение по корректуре текста оригинал-макета. По результатам рассмотрения Заказчиком данных предложений, письмом от 22.04.2024 Заказчик сообщил Исполнителю об отсутствии необходимости внесения поправок по корректуре текста (исх. N 01-11/573).
Таким образом, Заказчик не уклонялся от исполнения своих обязательств по Контракту. Более того, Заказчик при получении обращений Исполнителя незамедлительно давал соответствующие разъяснения, осуществлял необходимые согласования, а также для ускорения процесса оказания Услуг Исполнителем Заказчик неоднократно принимал участие в рабочих встречах и осуществлял выезд в типографию, указанную Исполнителем.
Представитель Заказчика отмечает, что с момента передачи Заказчиком 16.04.2024 электронной версии оригинал-макета и вплоть до получения 27.04.2024 Заказчиком Решения об одностороннем отказе Исполнитель так и не приступил к оказанию Услуг по Контракту.
Вместе с тем, ознакомившись с представленными материалами и пояснениями сторон, Комиссия УФАС пришла к выводу, что Исполнитель со своей стороны предпринял достаточные меры для выполнения Контракта, проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности для предотвращения невыполнения оказываемых им Услуг по Контракту и неоднократно уведомлял об этих препятствиях Заказчика.
Более того Исполнитель, несмотря на наличие препятствий для выполнения Услуг по Контракту, на протяжении всего времени пытался выполнить Услугу для чего предпринимал необходимые действия согласно положениям Контракта, что также подтверждается представленными Исполнителем документами, и его перепиской как с типографией, так и с Заказчиком.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу об отсутствии оснований для включения АНО "Шаг Вперед" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении АНО "Шаг Вперед" (ИНН: 7811291226), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 мая 2024 г. N РНП-78-722/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2024