Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБНОУ "Центр опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
ООО "ТопПлан Технологии" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 12013-ЭП/24 от 07.05.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по изготовлению 3D-карты Санкт-Петербурга и Ленинградской области в части взаимодействия ГБНОУ ЦОПП СПб (извещение N 0372500006223000098),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 04.12.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по изготовлению 3D-карты Санкт-Петербурга и Ленинградской области в части взаимодействия ГБНОУ ЦОПП СПб (извещение N 0372500006223000098) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 282 666,66 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.12.2023 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "ТопПлан Технологии".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ТопПлан Технологии" заключен государственный контракт N 0372500006223000098-728523-407060 от 14.12.2023 (далее - Контракт) на сумму 264 000,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.4.7, 11.2 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 23.04.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ТопПлан Технологии".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по изготовлению 3D-карты Санкт-Петербурга и Ленинградской области в части взаимодействия ГБНОУ ЦОПП СПб (далее - Услуги) в период с момента заключения Контракта по 31.03.2024 (п. 3.2 Приложения N 2 к Контракту).
В установленный Контрактом срок Услуги Участником исполнены не были.
В этой связи в адрес Участника неоднократно направлялись телефонограммы с просьбой об исполнении обязательств, предусмотренных Контрактом. Однако телефонограммы Заказчика остались без ответа в предусмотренный Контрактом срок.
Вместе с тем по состоянию на 23.04.2024 Услуги так и не были исполнены.
Учитывая вышеизложенное, на основании п. 2 ст. 523 ГК РФ, п. 2 ст. 715 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п.п. 4.4.7, 11.2 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
23.04.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ТопПлан Технологии" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 07.05.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что считает действия Заказчика, направленные на одностороннее расторжение Контракта и взыскание неустойки, неправомерными, в том числе не соответствующими фактическим обстоятельствам, поскольку ранее уведомлениями от 27.03.2024, 17.04.2024, 19.04.2024, 27.04.2024 Участник сообщал Заказчику о невозможности исполнения Контракта, поскольку предоставленный Заказчиком электронный файл 3D-модели не мог быть использован ввиду своей непригодности (наличие ошибок, препятствующих его применению в рамках исполнения Контракта). Фактически техническое задание и предоставленный электронный файл 3D-модели не содержали геометрических и размерных характеристик элементов, сборочную и монтажную схемы как отдельных элементов карты, так и конечного изделия в целом, характеристики применяемых материалов.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ТопПлан Технологии" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Контракт был заключен - 14.12.2023.
Согласно п. 3.2 Приложения N 2 к Контракту, срок поставки Товара: начало - с момента заключения Контракта; окончание - 31.03.2024.
Направленные в адрес Заказчика уведомления, на которые ссылается представитель Участника, датированы: 27.03.2024, 17.04.2024, 19.04.2024, 27.04.2024. Иных документов, свидетельствующих о своевременном начале оказания Услуг, Участником на заседание Комиссии УФАС не представлено.
Таким образом, приступая к оказанию Услуг за пять дней до окончания срока, установленного п. 3.2 Приложения N 2 к Контракту, Участник принял на себя все риски, связанные с таким решением, и, действуя добросовестно, очевидно, был уверен в своей способности преодолеть любые обстоятельства, наступление которых могло бы привести к нарушению условий Контракта, что является риском самого Участника и не свидетельствует о его добросовестности.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом Услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "ТопПлан Технологии" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ТопПлан Технологии", ИНН: 7840390172; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: Виноградов Лев Зосимович, ИНН: 780159632042, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ТопПлан Технологии" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
07.05.24 |
13.05.24 |
07.05.24 |
0 |
07.05.24 |
16.05.24 |
15.05.24 |
0 |
20.05.24 |
20.05.24 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 мая 2024 г. N РНП-78-709/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2024