Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N16 Петродворцового района Санкт Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности;
ИП Дмитриева Владимира Константиновича (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 12352-ЭП/24 от 13.05.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту кровли здания и устранению следов протечек (извещение N 0372200015824000008),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.02.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на выполнение работ по текущему ремонту кровли здания и устранению следов протечек (извещение N 0372200015824000008) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 498 887,46 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.03.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Дмитриев В.К.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Дмитриевым В.К. заключен государственный контракт N 43/24 от 25.03.2024 на сумму 374 165,46 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.7 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 27.04.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Дмитриевым В.К..
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по текущему ремонту кровли здания и устранению следов протечек (далее - Работы).
В соответствии с п.3.1. Контракта - начало выполнения Работ определяется с даты подписания акта приема-передачи объекта в работу.
Передача объекта в работу осуществляется Заказчиком не ранее 03.04.2024 и не позднее 08.04.2024 с подписанием сторонами соответствующего акта. Продолжительность выполнения работ составляет 3 (три) недели.
Акт о передачи объекта в работу подписан 08.04.2024, дата завершения работ - 27.04.2024.
По состоянию на 27.04.2024 Работы по Контракту Исполнителем не начаты.
На основании п. 9.7 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 27.04.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 08.05.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
08.04.2024 (понедельник) согласно Акту приема-передачи объект был передан в Работу.
Согласно п. 3.1. Контракта, начало выполнения Работ определяется с даты подписания акта приема-передачи объекта в работу.
В соответствии с п. 4 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока.
28.04.2024 (понедельник) - срок сдачи объекта в эксплуатацию в соответствии с п. 3.2 Контракта соответственно.
В письме от 19.04.2024 Заказчик неверно определяет дату окончания Работ 28.04.2024 - воскресенье.
Более того, в письме от 02.05.2024 о решении об одностороннем расторжении контракта на основании п. 9.7. Контракта, срок выполнения работ уменьшился еще на один день, Заказчик определил дату окончания работ - 27.04.2024 (суббота), что является нарушением условий Контракта со стороны Заказчика.
В период течения указанного срока (три недели) в городе установилась неблагоприятные погодные условия, о чем было также известно Заказчику, Исполнитель об этом сообщал Заказчику в том числе в письме от 19.04.2024.
Перед началом Работы Исполнитель три раза приезжал на объект на встречу с Заказчиком: 1-ый - ознакомительный, выходили на крышу, смотрели объём работ; 2-ой - с специалистом по ремонту кровельных покрытий, также выходили на крышу, 3-ий с Техническим надзором, тоже выходили на крышу.
В перерывах между визитами Исполнитель общался по телефону и по почте с Заказчиком и Техническим надзором.
Ухудшение погодных условий подтверждаются сообщениями от МЧС, согласно которым 10.04.2024, 11.04.2024, 18.04.2024 прогнозировались дождь, метель, усиление ветра, что также подтверждается фотографиями.
Также согласно информации с сайта Гидрометцентра в период с 10.04.2024 по 19.04.2024 апреля были осадки в виде ливневого дождя, снега.
Объект, на котором производились Работы, относится к объектам социального значения, соответственно при Работе в плохих погодных условиях, объект мог быть поврежден или подвергнут затоплению, либо заморозке системы отопления, что в итоге привело бы к негативным последствиям для здания Заказчика.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Дмитриева В.К. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что Участник предпринял все усилия для своевременного выполнения своей обязанности по исполнению Контракта.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что, неисполнение Контракта, в установленный срок, произошло ввиду погодных условий, при которых выполнение Работ было невозможно, о чем Исполнитель уведомлял Заказчика.
При этом Заказчик 27.04.2024 не допустил Исполнителя на объект, который был готов к исполнению Контракта, о чем не отрицал представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Дмитриева В.К. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Дмитриева Владимира Константиновича (ИНН: 471007841881), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 мая 2024 г. N РНП-78-727/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2024