Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская больница N 33" (далее - Заказчик):
ООО "МСК" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 12015-ЭП/24 от 07.05.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов (МНН - Цефепим+сульбактам) в СПб ГБУЗ "Городская больница N 33" (извещение N 0372200052624000091),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 28.02.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (МНН - Цефепим+сульбактам) в СПб ГБУЗ "Городская больница N 33" (извещение N 0372200052624000091) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 534 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.03.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "МСК".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "МСК" заключен государственный контракт N 0372200052624000091 от 22.03.2024 (далее - Контракт) на сумму 449 361,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 12.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в том числе в случае:
- отказа Поставщика передать Заказчику товар или принадлежности к нему (п. 1 ст. 463, абз. 2 ст. 464 ГК РФ);
- существенного нарушения Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (п. 2 ст. 475 ГК РФ);
- невыполнения Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании товара (п. 1 ст. 480 ГК РФ);
- неоднократного нарушения Поставщиком сроков поставки товаров (п. 2 ст. 523 ГК РФ).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 24.04.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "МСК".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку лекарственных препаратов (МНН - Цефепим+сульбактам) в СПб ГБУЗ "Городская больница N 33" (далее - Товар) по заявкам Заказчика.
В соответствии с п. 5.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком по рабочим дням с 09.00 до 16.00 по московскому времени в Место получения Товара, указанное в п. 1.3 Контракта, до места складирования, указанного Заказчиком, партиями, в объеме, определенном Заявкой, не позднее 10 (десяти) рабочих дней с момента направления такой Заявки Заказчиком. Заявка направляется Заказчиком Поставщику в письменном виде посредством факсимильной связи или по электронной почте, указанной в разделе 18 Контракта.
01.04.2024 Заказчиком в адрес Поставщика в порядке, предусмотренном Контрактом, была направлена заявка на поставку Товара. Согласно заявке Поставщику надлежало поставить Товар в полном объеме. Срок поставки товара - не позднее 15.04.2024.
По состоянию на указанную дату Товар в адрес Заказчика не был поставлен, в связи с чем 16.04.2024 Поставщику была направлена повторная заявка.
17.04.2024 Поставщику была направлена претензия с требованием поставить Товар Заказчику в срок не позднее 22.04.2024.
Однако по состоянию на 23.04.2024 Товар в адрес Заказчика не был поставлен.
При вышеуказанных обстоятельствах, в связи с нарушением Поставщиком срока поставки Товара в соответствии со ст.ст. 307, 309, 52З ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п.п. 12.4-12.6 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.04.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "МСК" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 07.05.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "МСК" не имело намерения уклониться от исполнения Контракта.
ООО "МСК" приняло участие в Аукционе, подав заявку с лекарственным препаратом торговое наименование - Цефепим+Сульбактам, предварительно получив у держателя регистрационного удостоверения на лекарственный препарат подтверждение поставки лекарственного препарата в количестве, необходимом для целей исполнения Контракта в случае победы в электронной процедуре.
В соответствии с заключенный Контрактом предусмотрена поставка лекарственных препаратов:
- Цефепим+Сульбактам, порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1 г+1 г флаконы 1 пачки картонные в количестве 300 упаковок, страна происхождения Товара - Республика Индия.
Также в Приложении N 2 к Контракту "Технические характеристики" указаны наименование держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата и наименование производителя лекарственного препарата, производственные площадки, участвующие в процессе производства лекарственного препарата: Держатель РУ ЛП-N(004460)-(РГ-RU) ООО "Джодас Экспоим", Россия; Производитель Джодас Экспоим Пвт.Лтд, Индия.
Общие правила описания объекта закупки изложены в ст. 33 Закона о контрактной системе и детализированы в Особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных в Постановлении Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 (далее - Особенности).
Между ООО "МСК" и ООО "Джодас Экспоим" действует Договор поставки N 554 от 01.06.2023 (далее - Договор). В рамках исполнения указанного Договора лекарственный препарат подлежал поставке Дистрибьютером Поставщику после введения в гражданский оборот в Российской Федерации.
20.03.2024 Заказчиком была направлена заявка на лекарственный препарат "Цефепим+Сульбактам, порошок для приготовления раствора" в количестве 300 упаковок.
Однако у ООО "МСК" возникли трудности неустранимого характера, которые от него не зависели.
Устно до Заказчика была доведена информация о том, что между третьими лицами, пятью физическими лицами - держателями патента RU 2 377 985 C2 "СРЕДСТВО ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ, ВЫЗВАННЫХ МНОЖЕСТВЕННО-УСТОЙЧИВЫМИ БАКТЕРИЯМИ" от 25.12.2006, их лицензиатом ООО "АлФарма", с одной стороны и держателем регистрационного удостоверения, дистрибьютором препарата ООО "Джодас Экспоим" возник патентный спор.
05.04.2024 ООО "МСК" направило письмо, в котором со ссылкой на владельца регистрационного удостоверения (ООО "Джодас Экспоим") проинформировал Заказчика о том, что дистрибьютором на сегодняшний день проводится патентный аудит.
В этой связи ООО "Джодас Экспоим" был направлен запрос в Роспатент и предприняты все меры для ускорения процесса получения патентного заключения.
В сложившихся форс-мажорных обстоятельствах, не зависящих от ООО "МСК", Поставщик повторно просил Заказчика не предпринимать мер по расторжению Контракта и заверил, что при получении дополнительной информации Заказчик будет уведомлен немедленно.
09.04.2024 от Заказчика Поставщику поступил телефонный звонок с уточнением информации по доставке лекарственного препарата.
10.04.2024 ООО "МСК" направило письмо, в котором со ссылкой на владельца регистрационного удостоверения ООО "Джодас Экспоим" проинформировало Заказчика о том, что держатель регистрационного удостоверения ЛП-N(004460)-(РГ-КО) - 000 "Джодас Экспоим" проведен международный патентно-информационный поиск по техническому решению, защищенному патентом N 2377985, которым установлено несоответствие заявленного в нем решения (формулы изобретения) условиям патентоспособности, на основании выявленного несоответствия патентными поверенными общества "Джодас Экспоим" ведутся работы по аннулированию данного патента.
15.04.2024 Поставщик ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, предложил Заказчику расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
Поставщик сообщал Заказчику об отсутствии намерений уклониться от исполнения условий заключенного между сторонами Контракта.
Заказчику одновременно было предложено, понимая важность сложившейся ситуации, связанной с задержкой в поставке лекарственных препаратов, что отражается на лекарственном обеспечении лечебного учреждения, а также учитывая изложенные обстоятельства, на которые Поставщик не может повлиять, дождаться разрешения данного вопроса по существу, либо рассмотреть вопрос о расторжении Контракта по соглашению сторон.
Таким образом, непоставка в адрес Заказчика лекарственного препарата Цефепим+Сульбактам вызвана непредвиденными обстоятельствами, независящими от воли Поставщика, а именно:
04.04.2024 в адрес ООО "Джодас Экспоим" поступили копии исковых заявлений, направленных в Советский районный суд г. Ростов-на-Дону, в Кизилюртовский городской суд Республики Дагестан, в Кировский районный суд города Махачкалы, в Дмитровский городской суд Московской области, по иску Юдина С.М., Сидоренко С.В., Яковлева С.В., ООО "АлФарма" к ООО "Джодас Экспоим", ООО "МСК", ГБУ Ростовской области "Городская клиническая больница N 20" в г. Ростов-на-Дону, к ГБУ Республики Дагестан "Кизилюртовская центральная городская больница", к ГБУ Республики Дагестан "Республиканский онкологический Центр" и к ГБУЗ Московской области "Дмитровская больница" (суды по подсудности медицинских учреждений).
При подаче искового заявления истцами заявлено ходатайство о принятии мер по обеспечению иска, которое определением Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21.03.2024 удовлетворено, путем наложения на ООО "МСК" следующих ограничений, а именно запрета совершать действия, направленные на введение в гражданский оборот лекарственного препарата "Цефепим+Сульбактам" на территории Российской Федерации любым способом, в том числе путем изготовления, ввоза, предложения о продаже, продажи, иного введения в гражданский оборот или хранения для этих целей, до даты вступления в законную силу решения суда.
Указанное определение было получено Поставщиком только 08.04.2024, оно было обжаловано, в настоящее время жалоба еще не рассмотрена Ростовским областным судом.
Вышеописанная ситуация оказалась неожиданной и не зависящей от воли Поставщика. Поставщик обязан поставить в соответствии с Контрактом именно лекарственный препарат, в отношении которого у держателя лекарственный препарат возник патентный спор.
Поставщик находился в постоянном рабочем контакте с Заказчиком, информировал его о развитии ситуации.
Поставщик предложил варианты дальнейших действий: либо дождаться решения споров или расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "МСК" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем ООО "МСК" является постоянным участником государственных и муниципальных закупок, только в рамках Закона о контрактной системе с ним заключено более 2 800 контрактов, что подтверждается данными с ЕИС.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, учитывая сложившуюся ситуацию, повлекшую невозможность исполнения Контракта в соответствии с его условиями, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "МСК" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "МСК" (ИНН: 5048054733), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 мая 2024 г. N РНП-78-711/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2024