Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе: Зам. председателя Комиссии Мурманского УФАС России: Прохорова М.Е. - врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, Членов Комиссии Мурманского УФАС России: Неплюевой А.В. - заместителя начальника отдела контроля торгов отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, Конох А.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, при участии: представителя Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманский областной клинический многопрофильный центр" - Фрибус В.В. (по доверенности), представителя Комитета по конкурентной политике Мурманской области (далее также - Уполномоченный орган) - Ульяновской А.А. (по доверенности); общества с ограниченной ответственностью "Апгрейт" - Вартаняна А.В. (по доверенности); рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Апгрейт" (далее - Заявитель, общества с ограниченной ответственностью "Апгрейт") на действия Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманский областной клинический многопрофильный центр" при проведении электронного аукциона "Поставка медицинского изделия (Эндоскопическая стойка с оборудованием и принадлежностями для эндовидеохирургии (лапароскопии и гистероскопии) и набором инструментов), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" (реестровый номер 0149200002324002821) (далее - Торги, Закупка) в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Комитетом по конкурентной политике Мурманской области (далее - Комитет) для нужд Учреждения здравоохранения проводились торги, извещение о проведении которых было размещено на официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).
Не согласившись с действиями Заказчика при формировании извещения о проведении электронного аукциона 08.05.2024 года Заявитель обратился с жалобой в Мурманское УФАС России. Учреждение здравоохранения и Комитет с доводами жалобы не согласились, представили свои возражения. Жалоба рассмотрена дистанционно посредством сервиса видеоконференцсвязи 17.05.2024 в 10 часов 00 минут. Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, выслушав возражения Заказчика и Комитета, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам. 03.05.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона. Организация, осуществляющая размещение: Комитет по конкурентной политике Мурманской области. Заказчик: Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманский областной клинический многопрофильный центр". Наименование объекта закупки: Поставка медицинского изделия (Эндоскопическая стойка с оборудованием и принадлежностями для эндовидеохирургии (лапароскопии и гистероскопии) и набором инструментов), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий. Начальная (максимальная) цена контракта: 6 208 000,00 рублей Рассматриваемые торги проведены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Как следует из доводов жалобы Заявителя, описание объекта закупки сформировано Заказчиком с нарушением норм действующего законодательства. Так, заявитель полагает, что описание объекта закупки надлежало осуществить в соответствии с кодом КТРУ 26.60.12.119-00000745.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе). Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила формирования КТРУ, Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Как было отмечено ранее, объектом проводимой закупки является поставка медицинского изделия (Эндоскопическая стойка с оборудованием и принадлежностями для эндовидеохирургии (лапароскопии и гистероскопии) и набором инструментов), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик при описании объекта закупки должен был применить код позиции кодом КТРУ 26.60.12.119-00000745 "Система эндоскопическая хирургическая электромеханическая".
Согласно пункту 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
- осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включённой в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включённой в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств. Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 (далее - Перечень радиоэлектронной продукции). Код товара "26.60.12.119 - Аппараты электродиагностические прочие" согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) включён в Перечень радиоэлектронной продукции. Соответственно заказчик, закупая продукцию, которая входит в Перечень радиоэлектронной продукции, не вправе указывать в извещение о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара. Заказчик обязан при осуществлении закупки продукции, которая входит в Перечень радиоэлектронной продукции, использовать информацию, включённую в соответствующую позицию КТРУ. В то же время, как следует из пояснений Заказчика, позиция КТРУ 26.60.12.119- 00000745 отражает закупку товара "Система эндоскопической визуализации", но не имеет следующих характеристик товара, которые необходимы Заказчику: Состав Системы:
- Кабель световодный - Гистеропомпа - Электрод-петля В силу пункта 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. Учитывая, что позиция 26.60.12.119-00000745 "Система эндоскопическая хирургическая электромеханическая" не содержит той информации, которая удовлетворяла бы потребности Заказчика, и не может быть применима при осуществлении закупки. Указанная позиция не отображает технических характеристик товара, необходимого к поставке, и не позволяет сформулировать в полном объеме требования к закупаемому товару. Аналогичная ситуация была рассмотрена Верховным Судом РФ, где определением от 18.09.2023 N 310-ЭС23-16627 по делу N А36-4181/2022 установлено следующее: "Отсутствие в каталоге товара, с требуемой апертурой Гентри означает отсутствие в нем соответствующей позиции, следовательно, заказчику требовался не товар с дополнительными характеристиками, а товар, отсутствующий в КТРУ, что позволило описывать его по ОКПД2.".
Таким образом, Верховный суд РФ пришел к выводу, что при отсутствии в позиции КТРУ необходимых характеристик закупаемого товара, такого товара нет в каталоге, а значит, заказчик должен описать объект закупки в соответствии с правилами статьи 33 Закона о контрактной системе исходя из своих потребностей, что и было сделано Заказчиком. Как отмечено в Определении Верховного Суда РФ от 18.12.2015 N 306-КГ15- 16795 по делу N А65-27607/2014, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В позиции КТРУ, представленной Заявителем в жалобе, не учитывается ряд важнейших конструктивных и функциональных особенностей описываемого медицинского оборудования, которые крайне важны для Заказчика. Как пояснил представитель Заказчика, характеристики, указанные заказчиком в описании объекта закупки, являются клинически значимыми и не являются излишними. Установление заказчиком в документации об аукционе характеристик товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности медицинских организаций в силу их потребностей, не противоречит положениям Закона о контрактной системе, если при формировании требований к техническим и функциональным характеристикам оборудования заказчик учитывает необходимость обеспечения конечного результата - поставку оборудования, обеспечивающего проведение наиболее точного медицинского обследования пациентов. С учетом указанных обстоятельств, Комиссии Мурманского УФАС России признает довод жалобы необоснованным. Заявитель также утверждает в жалобе, что под описание объекта закупки, установленное Заказчиком подходит только один производитель. Данный довод в ходе рассмотрения жалобы не нашел своего подтверждения. Заявителем также не представлено доказательств изготовления товара единственным производителем, невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения о проведении электронного аукциона, а также свидетельств того, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для Общества. Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Апгрейт" на действия Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманский областной клинический многопрофильный центр" при проведении электронного аукциона "Поставка медицинского изделия (Эндоскопическая стойка с оборудованием и принадлежностями для эндовидеохирургии (лапароскопии и гистероскопии) и набором инструментов), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" (0149200002324002821) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.Е. Прохорова Члены комиссии: А.В. Неплюева А.А. Конох
2024-2549
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 17 мая 2024 г. N 051/06/106-331/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2024