Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе: Зам. председателя Комиссии Мурманского УФАС России: Прохорова М.Е. - врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, Членов Комиссии Мурманского УФАС России: Неплюевой А.В. - заместителя начальника отдела контроля торгов отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, Конох А.А. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, при участии: представителя Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманская городская поликлиника N 2" - Мараховской С.П. (по доверенности), представителя Комитета по конкурентной политике Мурманской области (далее также - Уполномоченный орган) - Гусевой К.Е. (по доверенности); без участия общества с ограниченной ответственностью "Фаворит"; рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фаворит" (далее - Заявитель, общества с ограниченной ответственностью "Фаворит") на действия Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманская городская поликлиника N 2" при проведении электронного аукциона "Поставка системы ультразвуковой для физиотерапии (код 182600), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие" (N 0149200002324002910) (далее - Торги, Закупка) в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Комитетом по конкурентной политике Мурманской области (далее - Комитет) для нужд Учреждения здравоохранения проводились торги, извещение о проведении которых было размещено на официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).
Не согласившись с действиями Заказчика при формировании извещения о проведении электронного аукциона 14.05.2024 года Заявитель обратился с жалобой в Мурманское УФАС России. Учреждение здравоохранения и Комитет с доводами жалобы не согласились, представили свои возражения. Жалоба рассмотрена дистанционно посредством сервиса видеоконференцсвязи 20.05.2024 в 14 часов 30 минут. Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, выслушав возражения Заказчика и Комитета, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам. 06.05.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона. Организация, осуществляющая размещение: Комитет по конкурентной политике Мурманской области. Заказчик: Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманская городская поликлиника N 2". Наименование объекта закупки: Поставка системы ультразвуковой для физиотерапии (код 182600), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие. Начальная (максимальная) цена контракта: 1 342 290,00 рублей. Рассматриваемые торги проведены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Как следует из доводов жалобы Заявителя, описание объекта закупки сформировано Заказчиком с нарушением норм действующего законодательства. Так, Заявитель полагает, что описание объекта закупки надлежало осуществить в соответствии с кодами КТРУ 26.60.13.150-00000048, 26.60.13.150-00000047, 26.60.13.150-00000046, 26.60.13.150-00000045, 26.60.13.150-00000044, 26.60.13.150- 00000041, 26.60.13.150-00000040.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе). Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила формирования КТРУ, Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Как было отмечено ранее, объектом проводимой закупки является поставка системы ультразвуковой для физиотерапии (код 182600), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик при описании объекта закупки должен был применить коды позиции КТРУ 26.60.13.150-00000048, 26.60.13.150-00000047, 26.60.13.150-00000046, 26.60.13.150-00000045, 26.60.13.150-00000044, 26.60.13.150- 00000041, 26.60.13.150-00000040.
Согласно пункту 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
- осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включённой в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включённой в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств. Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 (далее - Перечень радиоэлектронной продукции). Код товара "26.60.13.150 - Аппараты ультразвуковой терапии" согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) включён в Перечень радиоэлектронной продукции. Соответственно Заказчик, закупая продукцию, которая входит в Перечень радиоэлектронной продукции, не вправе указывать в извещение о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара. Заказчик обязан при осуществлении закупки продукции, которая входит в Перечень радиоэлектронной продукции, использовать информацию, включённую в соответствующую позицию КТРУ.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Мурманской области N 79 от 14.02.2024, рассматриваемая закупка осуществляется Заказчиком в рамках реализации федерального проекта "Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация" за счет средств субсидии из федерального бюджета бюджету Мурманской области на оснащение медицинскими изделиями медицинских организаций, осуществляющих медицинскую реабилитацию. Предоставление субсидии регламентируется соглашением о предоставлении из бюджета Мурманской области бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации N 20-2024-073449 от 06.03.2024 (далее - Соглашение). Правила предоставления субсидии предусмотрены в государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 1640 от 26.12.2017.
Согласно п. 4.3.3.
Соглашения получатель субсидии обязуется использовать Субсидию на цели, указанные в Перечне Субсидий, в соответствии с условиями предоставления Субсидии, установленными Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением. Приказом Минздрава России от 31.07.2020 N 788н утвержден порядок организации медицинской реабилитации взрослых, приложением N 18 к которому утвержден стандарт оснащения амбулаторного отделения медицинской реабилитации, который предусматривает среди прочего закупку системы ультразвуковой для физиотерапии. Приказом утверждены стандарты оснащения различных отделений медицинской реабилитации: перечень медицинских изделий (далее-Перечень) с указанием допустимого кода номенклатурной классификации медицинских изделий (далее - НКМИ).
В этой связи заказчик, расходуя средства федерального бюджета, выделенные в рамках федерального проекта, ограничен целевым характером финансирования, определяющего закупку оборудования, предусмотренного приказом Минздрава РФ N 788н.
В соответствии с Приложением N 18 к Порядку организации медицинской реабилитации взрослых, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 788н "Стандарт оснащения стационарного отделения медицинской реабилитации взрослых для пациентов с соматическими заболеваниями" наименование оборудования - системы ультразвуковой для физиотерапии, содержит единственный код вида Номенклатурной классификации медицинского изделия - 182600.
В то же время, как следует из пояснений Заказчика, КТРУ 26.60.13.150-00000044, 26.60.13.150-00000045, 26.60.13.150-00000046, 26.60.13.150-00000047, 26.60.13.150- 00000048 - не подходят для описания объекта закупки поскольку подразумевают значение показателя характеристики "Частота генерируемых ультразвуковых колебаний (Мегагерц)" (> 3 и 2 и 0.8 и 0.028 и < 0.11, ), в то время как Заказчику необходимо значения данного параметра с частотой от 1 до 3 мегагерц. Комиссией также установлено, что коды КТРУ 26.60.13.150-00000041, 26.60.13.150-00000040, содержат коды вида номенклатурной классификации медицинского изделия не соответствующие объекту закупки (181740, 187140).
В силу пункта 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, установлено, что коды КТРУ, указанные Заявителем, не содержат той информации, которая удовлетворяла бы потребности Заказчика, и не могут быть применимы при осуществлении закупки. Указанные позиции каталога не отображают технических характеристик товара, необходимых к поставке, и не позволяют сформулировать в полном объеме требования к закупаемому товару. Аналогичная ситуация была рассмотрена Верховным Судом РФ, где определением от 18.09.2023 N 310-ЭС23-16627 по делу N А36-4181/2022 установлено следующее: "Отсутствие в каталоге товара, с требуемой апертурой Гентри означает отсутствие в нем соответствующей позиции, следовательно, заказчику требовался не товар с дополнительными характеристиками, а товар, отсутствующий в КТРУ, что позволило описывать его по ОКПД2.".
Таким образом, Верховный суд РФ пришел к выводу, что при отсутствии в позиции КТРУ необходимых характеристик закупаемого товара, такого товара нет в каталоге, а значит, заказчик должен описать объект закупки в соответствии с правилами статьи 33 Закона о контрактной системе исходя из своих потребностей, что и было сделано Заказчиком. Как отмечено в Определении Верховного Суда РФ от 18.12.2015 N 306-КГ15- 16795 по делу N А65-27607/2014, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В позициях КТРУ, представленных Заявителем в жалобе, не учитывается ряд важнейших конструктивных и функциональных особенностей описываемого медицинского оборудования, которые крайне важны для Заказчика. Как пояснил представитель Заказчика, характеристики, указанные в описании объекта закупки, являются клинически значимыми и не являются излишними. Установление Заказчиком в извещении об аукционе характеристик товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности медицинских организаций в силу их потребностей, не противоречит положениям Закона о контрактной системе, если при формировании требований к техническим и функциональным характеристикам оборудования заказчик учитывает необходимость обеспечения конечного результата - поставку оборудования, обеспечивающего проведение наиболее точного медицинского обследования пациентов. С учетом указанных обстоятельств, Комиссия Мурманского УФАС России признает довод жалобы необоснованным. Заявитель также утверждает в жалобе, что под описание объекта закупки, установленное Заказчиком подходит только один производитель (Pulson 400), приводит сравнительную таблицу товаров - Pulson 400, Sonopulse 1.0 MHZ/3.0 MHZ, УЗТ 1.3.02.
В свою очередь, Заказчиком представлена сравнительная таблица аппаратов: Sonopuls, модели: 190, производства Enraf Nonius B.V., (Нидерланды) и SoleoSono производства Zimmer MedizinSysteme (Германия), с характеристиками, соответствующими описанию объекта закупки. Так, Заказчиком в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие возможность изготовления товара как минимум двумя производителями.
Таким образом, Заявителем не представлено доказательств изготовления товара единственным производителем, невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения о проведении электронного аукциона, а также свидетельств того, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для Общества.
На основании вышеизложенного, данный довод в ходе рассмотрения жалобы не нашел своего подтверждения. Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фаворит" на действия Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманская городская поликлиника N 2" при проведении электронного аукциона "Поставка системы ультразвуковой для физиотерапии (код 182600), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие" (N 0149200002324002910) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия. Зам. председателя М.Е. Прохорова комиссии Члены комиссии: А.В. Неплюева А.А. Конох
2024-2584
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 20 мая 2024 г. N 051/06/106-346/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2024