В соответствии с приказами Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 20.05.2024 N 73/24 Комиссией Мурманского УФАС (далее в том числе - Комиссия) в составе: Руководителя Комиссии Мурманского УФАС России: Прохоровой М.Е. - врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, Членов Комиссии Мурманского УФАС России: Неплюевой АВ. - заместителя начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, Чоповской Н.И. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в закупочной деятельности муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорска" (далее - МКУ "УЖКХ г. Мончегорска", Заказчик) при проведении закупки у единственного поставщика - ООО "Лидер" на поставку серверного оборудования и программного обеспечения для устройства системы видеонаблюдения на общественной территории (тротуар по четной стороне проспекта Ленина- от площади Революции до улицы Кондракова) (ИКЗ 233510791316151070100100980010000244).
Проверка начата 23 мая 2024 года, окончена 23 мая 2024 года.
Внеплановая проверка проведена в соответствии с частями 3 и 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Основанием для проведения проверки явилось обращение Прокуратуры Мурманской области, содержащее информацию о признаках нарушения в действиях Заказчика Закона о контрактной системе при проведении закупки у единственного поставщика без применения конкурентных способов. По итогам внеплановой проверки Комиссия Мурманского УФАС России
установила
факт нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Частью 2 статьи 15 Закона N 46 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 46-ФЗ) в действующей редакции до 25.12.2023 было установлено, что в период до 31 декабря 2023 года включительно решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях. Во исполнение части 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ было принято Постановление Правительства Мурманской области от 21.03.2022 N 190-ПП "Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд Мурманской области и муниципальных нужд муниципальных образований Мурманской области" (далее - Постановление N 190-ПП).
Постановлением N 190-ПП было определено, что до 31 декабря 2023 года включительно в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд Мурманской области и муниципальных нужд муниципальных образований Мурманской области в определенных постановлением случаях.
В соответствии с пунктом "б" части 1 Постановления к таким случаям относилась закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного распоряжением Правительства Мурманской области или правовым актом администрации муниципального образования Мурманской области, для обеспечения государственных или муниципальных нужд соответственно на основании решения Президиума Регионального штаба по обеспечению устойчивости экономики Мурманской области (далее - ПРШ).
Пунктом 2 Постановления N 190-ПП утвержден Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд Мурманской области и муниципальных нужд муниципальных образований Мурманской области. 25.12.2023 на основании протокольного решения заседания Президиума Регионального штаба по обеспечению устойчивости экономики Мурманской области от 25.12.2023 N ПР-462/АЧ издано распоряжение администрации города Мончегорска N 521-р "Об осуществлении закупки у единственного поставщика на поставку серверного оборудования и программного обеспечения для устройства системы видеонаблюдения на общественной территории (тротуар по четной стороне проспекта Ленина - от площади Революции до улицы Кондрикова)" (далее Распоряжение N 521-р). Пунктом 1 Распоряжения N 521-р определено осуществить Заказчику - МКУ "УДХ города Мончегорска" закупку на поставку серверного оборудования и программного обеспечения для устройства системы видеонаблюдения на общественной территории (тротуар по четной стороне проспекта Ленина - от площади Революции до улицы Кондрикова)" у единственного поставщика - ООО "Лидер". Установлено, что Заказчиком с ООО "Лидер", в рамках осуществления вышеуказанной закупки, 25.12.2023 заключен муниципальный контракт N 283-2023.
Согласно, предоставленным Заказчиком сведениям Контракт исполнен. Вместе с тем, статьей 13 Федерального закона от 25.12.2023 N 625-ФЗ "О внесении изменений в статью 98 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 625-ФЗ) часть 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ признана утратившей силу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона N 625-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Данный документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 25.12.2023.
Комиссия Мурманского УФАС России отмечает, что в силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации Контракт должен соответствовать положениям Закона N 46-ФЗ, действующим в момент его заключения, поскольку такие положения императивно устанавливают в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также публично-правовой порядок их осуществления. В этой связи с 25.12.2023 заказчики субъекта Российской Федерации и находящихся на его территории муниципальных образований не вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании случаев и порядка, установленных высшим исполнительным органом такого субъекта Российской Федерации в реализацию части 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ.
Кроме того, как следует из письма Минфина России от 29.12.2023 N 24-01-10/128563 учитывая, что часть 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ, предусматривавшая возможность высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации устанавливать в 2022 и 2023 годах дополнительные случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд находящихся на его территории муниципальных образований и порядок их осуществления, признана утратившей силу, установленные высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации соответствующие случаи и порядки с 25 декабря 2023 г. применению не подлежат. В этой связи с 25 декабря 2023 г. заказчики субъекта Российской Федерации и находящихся на его территории муниципальных образований не вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании случаев и порядка, установленных высшим исполнительным органом такого субъекта Российской Федерации в реализацию частью 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, заключившего муниципальный контракт 25.12.2023, нарушают часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика - муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорска нарушение части 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении закупки у единственного поставщика на поставку серверного оборудования и программного обеспечения для устройства системы видеонаблюдения на общественной территории (тротуар по четной стороне проспекта Ленина- от площади Революции до улицы Кондракова) (ИКЗ 233510791316151070100100980010000244).
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу Мурманского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.29 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Руководитель комиссии М.Е. Прохорова Члены комиссии: А.В.Неплюева Н.И.Чоповская Исп.Чоповская Н.И. тел..68-50-42
2024-2583
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 23 мая 2024 г. N 051/06/99-362/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2024