на основании уведомления (исх. N 4358/24 от 25.04.2024 г.) была проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках, Закон о контрактной системе) Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Котировочная комиссия) при проведении запроса котировок в электронной форме на текущий ремонт здания (установка противопожарных дверей) (изв.N 0356200013424000027).
Продолжительность проверки: с 25.04.2024 г. по 14.05.2024 г.
Проверка проведена Комиссией.
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Котировочной комиссией требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении запроса котировок в электронной форме на текущий ремонт здания (установка противопожарных дверей) (изв.N 0356200013424000027).
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно извещению N 0356200013424000027 ГКУ СО ПК "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" г. Кунгура (далее - Заказчик) проводился запрос котировок в электронной форме на текущий ремонт здания (установка противопожарных дверей).
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок в электронной форме:
1) извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 20.03.2024 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос котировок;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 080 972,25 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 27.03.2024 г.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пп. "м" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
В соответствии с ч. 3 ст. 50 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с ч. 2 ст. 50 Закона о закупках, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках;
б) на основании решения, предусмотренного пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона о закупках, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о закупках), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со ст. 14 Закона о закупках. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные п. 3 или 4 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную п. 1, 2, 4 - 7 ч. 17 ст. 48 Закона о закупках. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
На основании ч. 12 ст. 48 Закона о закупках при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о закупках (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о закупках;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона о закупках участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается.
Комиссией установлено, что согласно извещению, требования к содержанию, составу заявки указаны в отдельном файле.
Так, согласно п. 1.10 требований к составу и содержанию заявки заявка должна содержать решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.03.2024 NИЗК1 на участие в закупке поступила единственная заявка N 1 - ПКОО "Добровольная пожарная охрана".
Так, в составе заявки ПКОО "Добровольная пожарная охрана" содержится копия протокола заседания совета ПКОО "Добровольная пожарная охрана" от 11.01.2021 г., согласно которой сумма одной сделки не должна превышать 150 000 000,00 руб., за период 2021 года.
В письменных пояснениях Котировочная комиссия указала, что для общественных объединений, разновидностью которых являются общественные организации (ст. 7 Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях") требований о соблюдении порядка совершения (последующего одобрения) крупных сделок законодательством Российской Федерации не предусмотрено. В связи с этим, наличие соответствующего согласия членами Котировочной комиссии не проверялось. Факт предоставления в составе заявки ПКОО "Добровольная пожарная охрана" ненадлежащего протокола заседания совета об одобрении крупной сделки от 11.01.2021 за период 2021 г. членами Котировочной комиссии не учитывался, поскольку указанное обстоятельство не могло повлиять на результат аукциона и допуск ПКОО "Добровольная пожарная охрана" к закупке по вышеуказанным основаниям.
Комиссия, ознакомившись с уставом ПКОО "Добровольная пожарная охрана", установила, что в силу п. 1.1, 5.1.21. устава ПКОО "Добровольная пожарная охрана" ПКОО "Добровольная пожарная охрана" является основанным на членстве социально ориентированным объединением пожарной охраны.
Для осуществления своих уставных целей и задач ПКОО "Добровольная пожарная охрана" в соответствии с действующим законодательством имеет право для получения средств на осуществление уставной деятельности вправе как непосредственно, так и посредством создания и участия в хозяйственных товариществах, обществах и иных хозяйственных организациях осуществлять приносящую доход и внешнеэкономическую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых создана ПКОО "Добровольная пожарная охрана".
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
- общественная организация;
- общественное движение;
- общественный фонд;
- общественное учреждение;
- орган общественной самодеятельности;
- политическая партия.
Абзацем 2 пункта 21 Постановления N 25 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. В этом случае на некоммерческую организацию в части осуществления приносящей доход деятельности распространяются положения законодательства, применимые к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность.
Пунктами 1, 2, 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями, государственных и муниципальных учреждений) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 13 ст. 9.2 и п. 4.1 ст. 10 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой бюджетного учреждения признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанные с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Крупная сделка может быть совершена автономной некоммерческой организацией только с предварительного согласия учредителей (учредителя) или коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организации в порядке, предусмотренном учредительными документами автономной некоммерческой организации, в случае наличия на расчетных счетах автономной некоммерческой организации неиспользованных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к моменту одобрения крупной сделки.
Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой автономной некоммерческой организации признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанные с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества, а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов автономной некоммерческой организации, определяемой по данным ее бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если учредительными документами автономной некоммерческой организации не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Комиссия отмечает, что абзац 2 пункта 21 Постановления N 25 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлены случаи распространения положения законодательства, применимые к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в отношении некоммерческих организаций.
Исходя из устава ПКОО "Добровольная пожарная охрана", ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ПКОО "Добровольная пожарная охрана" является общественным объединением, следовательно, в силу п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не может являться некоммерческой организацией.
Положения абзаца 2 пункта 21 Постановления N 25 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в данному случае в отношении ПКОО "Добровольная пожарная охрана" не применяются.
Поскольку для общественных объединений, разновидностью которых являются общественные организации требований о соблюдении порядка совершения (последующего одобрения) крупных сделок законодательством Российской Федерации не предусмотрено, представленная в составе заявки копия протокола заседания совета ПКОО "Добровольная пожарная охрана" от 11.01.2021 г., согласно которой сумма одной сделки не должна превышать 150 000 000,00 руб., за период 2021 года, в данному случае не имеет юридического значения, и не может являться основанием для признания Котировочной комиссией заявки ПКОО "Добровольная пожарная охрана" не соответствующей требованиям извещения о проведении закупки.
Нарушений в действиях Котировочной комиссии не установлено.
ВЫВОД:
В действиях комиссии Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении запроса котировок в электронной форме на текущий ремонт здания (установка противопожарных дверей) (изв.N 0356200013424000027) нарушений Закона о закупках не выявлено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 мая 2024 г. N 118 (ключевые темы: добровольная пожарная охрана - общественные объединения - котировочная комиссия - участники закупок - одобрение крупных сделок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2024