Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 7070/24) Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Березники (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП Панькове К.О. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение работ по устройству ограждения здания ГБУЗ ПК "Детская городская больница", расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, Советский проспект, 67 (изв. N 0356500001424002560).
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 16.05.2024 г. в 15:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 20.05.2024 с целью изучения документов, анализа материалов обращения и принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) установлено следующее.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.04.2024 N ИЭА1 победителем закупки был признан ИП Паньков К.О. с предложением о цене контракта - 732 593,77 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о закупках по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного пп "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о закупках, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о закупках не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о закупках проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных ст. 37 Закона о закупках, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона о закупках.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о закупках не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с п. 2 или 3 ч. 4 ст. 51 Закона о закупках, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного ч. 1 ст. 51 Закона о закупках). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о закупках в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 ст. 51 Закона о закупках, не выполнены требования п.3 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках) и ч. 5 ст. 51 Закона о закупках:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 51 Закона о закупках:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного пп. "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пп. "а" п. 2 ст. 51 Закона о закупках протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о закупках, Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
27.04.2024 г. - Заказчик разместил в единой информационной системе (далее - ЕИС) проект контракта.
В силу Закона о закупках, регламентированным сроком для подписания контракта является - 08.05.2024 г.
13.05.2024 г. Заказчиком был составлен и размещен в ЕИС протокол признания ИП Панькова К.О. уклонившимся от заключения контракта.
13.05.2024 г. - сведения об уклонении ИП Панькова К.О. были направлены в Пермское УФАС России.
ИП Паньков К.О. в предоставленных пояснениях обращает внимание на то, что ответственный специалист Предпринимателя совершил ошибку и не подписал проект Контракта в предусмотренный Законом о закупках срок.
Вместе с тем, ИП Паньков К.О. сообщает, что готов в полном объёме исполнить положения Контракта.
Также Предприниматель поясняет, что в целях обеспечения исполнения Контракта была оформлена независимая гарантия N 2508-48346ЭГ-24 от 07.05.2024.
В подтверждение своей позиции Предприниматель представил в адрес Комиссии вышеуказанную гарантию, объяснительную ответственного сотрудника, приказ о дисциплинарном взыскании от 13.05.2024 N 186-21/24, коммерческое предложение ООО "Горизонт" об изготовлении ограждения согласно сметного расчета для ИП Панькова К.О. от 25.04.2024 г., а также объяснительную ответственного сотрудника.
Согласно объяснительной записке ответственного сотрудника, проект Контракта не был подписан ввиду малого опыта работе в сфере государственных и муниципальных закупок, а также ввиду высокой рабочей загруженности.
Комиссия обращает внимание на то, что причина, по которой сотрудник в требуемые Законом о закупках сроки не подписал направленный проект Контракта не является чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях обстоятельством, то есть, не является обстоятельством непреодолимой силы (п. 1 ч. 1 ст. 202 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Предприниматель был обязан проявить необходимую степень заботливости и осмотрительности для того что бы его действия, действия его контрагентов не привели к не подписанию проекта Контракта Предпринимателем в срок, напрямую установленный положениями Закона о закупках.
Вместе с тем, ИП Паньков К.О. не проявил той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, Предприниматель не принял все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Также Комиссия сообщает, что предоставленная ИП Паньковым К.О. независимая гарантия может быть рассмотрена не как свидетельство намерения подписать Контракт, а как решение, направленное на избежание последствий не подписания Контракта Предпринимателем.
Также стоит обратить внимание на то, что уведомления о направленном на подписание проекте Контракта приходят в личный кабинет ответственного лица - непосредственно Панькова Кирилла Олеговича.
Указанное лицо в силу своих организационных и распорядительных функций обязано было проконтролировать подписание направленного проекта Контракта.
Следовательно, ИП Панькову К.О. было достоверно известно о возникновении у Предпринимателя обязанности подписать проект Контракта в установленные сроки.
Неисполнение ответственным лицом обязанности по подписанию проекта Контракта не является обстоятельством непреодолимой силы и не исключает ответственность ИП Паньков К.О.
Таким образом, в адрес Комиссии не представлено достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих отсутствие у ИП Панькова К.О. технической возможности подписать направленный Заказчиком проект контракта.
Также Комиссия обращает внимание на то, что согласно информации об активности, предоставленной АО "ТЭК-Торг", ИП Паньков К.О. заходил на данную электронную площадку 28.04.2024, 07.05.2024, а, следовательно, знал о направленном Заказчиком проекте Контракта и мог его подписать
Кроме того, Предприниматель 07.05.2024 в качестве обеспечения исполнения данного Контракта, загрузил на площадку информацию о независимой гарантии, вместе с тем, подписание направленного проекта Контракта не осуществил.
Относительно предоставленного коммерческого предложения Комиссия сообщает, что данное предложение также не может свидетельствовать о намерении подписать проект Контракта, так как Предприниматель не представил какие-либо доказательства оформления заказа на предложенные ООО "Горизонт" работы.
Иных пояснений и доказательств, указывающих на намерение Предпринимателя заключить контракт в адрес комиссии не представлено.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, ИП Паньков К.О. в полном объёме не исполнил ни одного государственного или муниципального контракта в соответствии с положениями Закона о закупках.
Так, в ЕИС имеется информация только об одном контракте ИП Панькова К.О., исполнение которого было прекращено в соответствии с соглашением сторон о его расторжении, в соответствии с которым Предприниматель работу не выполнял.
Таким образом, можно сделать вывод, что заключение и исполнение государственных и муниципальных Контрактов в соответствии с положениями Закона о закупках не является основным видом деятельности ИП Панькова К.О.
Также стоит обратить внимание на то, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.04.2024 NИЭА1, по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в данной закупке.
Таким образом, у Заказчика отсутствует возможность заключить Контракт с каким-либо иным участником, из-за чего, в свою очередь, выполнение работ по устройству ограждения здания ГБУЗ ПК "Детская городская больница", расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, Советский проспект, 67 в рамках данного электронного аукциона не представляется возможным.
Таким бездействием ИП Паньков К.О. нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях. Указанные обстоятельства, с учетом социальной значимости объекта закупки, свидетельствуют о нарушении прав Заказчика и причинения вреда общественным интересам.
На основании указанного, Комиссия делает вывод о том, что Предприниматель уклонился от заключения Контракта.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение.
Комиссия отмечает, что ИП Паньков К.О. принимая решение об участии в закупки и подавая заявку на участие в электронном аукционе был ознакомлен с условиями извещения о проведении закупки. Кроме того, ИП Паньков К.О. должен был осознавать риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о закупках, в случае не заключения контракта с ним как лицом, признанным победителем в электронном аукционе.
Вина ИП Панькова К.О. в уклонении от заключения контракта является доказанной, поскольку Предприниматель должен был и мог предвидеть возможность наступления вредных последствий своего бездействия, выражающегося в не подписании контракта, но без достаточных к тому оснований не предотвратил возможности наступления таких последствий.
Комиссией установлено, что в действиях ИП Панькова К.О. имело место уклонение от заключения контракта в порядке и на условиях, предусмотренных Законом о закупках. Доказательств обратного в материалы обращения не предоставлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно ч. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу положений ст. 2 ГК РФ, Общество мог предвидеть негативные обстоятельства (предпринимательские риски) и позаботиться об обстоятельствах, исключающих возможность наступления неблагоприятных последствий.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (ред. от 31.10.2022) "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Оценив в совокупности все обстоятельства по обращению Заказчика об уклонении ИП Панькова К.О. от заключения контракта, Комиссия приходит к выводу о необходимости включения сведений об ИП Панькове К.О. в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу ИП Панькова К.О. не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ИП Панькове К.О., 618540, Пермский край, город Соликамск, улица Валежная, дом 15, ИНН 591906186580) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений об ИП Панькове К.О. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 мая 2024 г. N РНП-59-183
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2024