Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - начальник отдела, М.А. Грицай, члены Комиссии - заместитель начальника отдела, Е.А. Шмыгина, главный специалист-эксперт, Е.М. Хоменко (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ЛДЦ" (далее - податель жалобы) на действия уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган), заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярская межрайонная клиническая больница N 4" (далее - заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме ЭА-N-7776/24 "Поставка изделий медицинского назначения (перчатки)" (далее - аукцион), извещение N 0119200000124007411 на электронной торговой площадке ЭТП Газпромбанк (далее - оператор электронной площадки),
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "ЛДЦ" на действия уполномоченного органа, заказчика при проведении аукциона. Существо жалобы: несоответствие извещения о проведении аукциона требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу. В адреса подателя жалобы, уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения. Уполномоченному органу, заказчику, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу. На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу лично присутствовали представители уполномоченного органа, заказчика, надлежащим образом подтвердившие свои личности и полномочия. Податель жалобы участие своего представителя в указанном заседании Комиссии не обеспечил, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. Из доводов жалобы следует, что заказчиком ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки, поскольку установленные требования к товару приводят к необоснованному ограничению участников закупки, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также требования, установленные Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а именно: установлены следующие избыточные требования к закупаемым перчаткам, противоречащие положениям позиции КТРУ 22.19.60.119-00000008, требованиям ГОСТ Р 52239-2004, Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16, и не соответствующие потребности медицинского учреждения:
1. Текстурный рисунок в области пальцев и ладони. Форма перчатки с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев.
2. Перчатка двухслойная. Цвет наружного слоя синий или зеленый. Цвет внутреннего слоя белый или бежевый.
3. Упаковка гигиеническая, обеспечивает подачу перчаток по одной манжетой вперед.
4. Длина перчатки 400 и
420 мм. 5. Одинарная толщина (в области пальцев)
0,16 и
0,19 мм. 6. Внутренне полимерное абсорбирующее покрытие на основе синтетического флока. Информация о внутреннем синтетическом покрытии должна быть нанесена на упаковке или в регистрационном удостоверении. Уполномоченный орган, заказчик с доводами жалобы в письменных пояснениях не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на формирование положений извещения о проведении аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и фактической потребностью заказчика. Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством проведения электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (перчатки) с установлением начальной (максимальной) цены контракта в размере 5 734 815,00 рублей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Из пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует необходимость использования заказчиком при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в 2024-8068 2 соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки;
- информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе. Часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе устанавливает, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования формирования КТРУ), а также правила использования указанного каталога (далее - Правила использования КТРУ) устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Из пункта 4 Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пунктам 5, 6 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе. В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). 2024-8068 3 На основании анализа положений извещения о проведении аукциона, сформированных с использованием ЕИС путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС (часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60), а также путем прикрепления электронных документов (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 4 вышеуказанного Положения), Комиссия установила, что заказчиком осуществляется закупка товара - Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные, соответствующие позиции КТРУ 22.19.60.119-00000008.
В описании объекта закупки заказчиком помимо прочих установлены следующие характеристики, в том числе обжалуемые подателем жалобы:
1. Текстурный рисунок в области пальцев и ладони по позициям 2, 4 Описания объекта закупки. Форма перчатки с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев по позиции 2 Описания объекта закупки.
2. Перчатка двухслойная. Цвет наружного слоя синий или зеленый по позиции 4 Описания объекта закупки. Цвет внутреннего слоя белый или бежевый по позициям 2, 4 Описания объекта закупки.
3. Упаковка гигиеническая, обеспечивает подачу перчаток по одной манжетой вперед по позициям 1, 3 Описания объекта закупки.
4. Длина перчатки 400 и
420 мм по позиции 5 Описания объекта закупки.
5. Одинарная толщина (в области пальцев) 0,16 и
0,19 мм по позициям 4, 5 Описания объекта закупки.
6. Внутренне полимерное абсорбирующее покрытие на основе синтетического флока. Информация о внутреннем синтетическом покрытии должна быть нанесена на упаковке или в регистрационном удостоверении по позиции 4 Описания объекта закупки. Проанализировав Описание объекта закупки, Комиссия установила, что оно составлено заказчиком с учетом положений позиции КТРУ 22.19.60.119-00000008, а также ГОСТ Р 52239- 2004, ГОСТ Р 57404-2017 и Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" (далее - Методические рекомендации МР 3.5.1.0113-16).
Кроме того в описание объекта закупки включено обоснование установления дополнительных характеристик: "Применение параметров, условных обозначений и терминологии, касающихся технических, функциональных (потребительских свойств) и качественных характеристик объекта закупки, не учтенных каталогом товаров, работ, услуг обусловлено необходимостью поставки товара (оказания услуги/ выполнения работы) надлежащего качества, с параметрами в наибольшей степени удовлетворяющими потребности Заказчика".
Также в описании объекта закупки содержится обоснование необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии не установленных в соответствии с законодательством о техническом регулировании, законодательством о стандартизации РФ: "Применение параметров, условных обозначений и терминологии, касающихся технических, функциональных (потребительских свойств) и качественных характеристик товара, не учтенных Техническими Регламентами Таможенного Союза и национальными стандартами обусловлено необходимостью поставки товара надлежащего качества, с параметрами в наибольшей степени удовлетворяющими потребности Заказчика". Следует отметить, что какие-либо определенные критерии, требования к описанию обоснования использования дополнительных характеристик, а тем более о включении обосновывающих документов в содержание извещения о закупке законом не устанавливаются (данный вывод согласуется с позицией Арбитражного суда Красноярского края, изложенной в решении от 12.02.2018 по делу N А33-27978/2017).
Извещение о проведении аукциона содержит обоснование необходимости использования показателей, значимых для заказчика, следовательно, заказчиком исполнены требования пункта 2 2024-8068 4 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил использования КТРУ. Комиссия отмечает, что системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе предъявлять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение о проведении электронного аукциона требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. В данном случае установление в извещении о проведении аукциона иных требований к характеристикам закупаемых перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных не будет служить цели удовлетворения потребности заказчика. Доказательств обратного Комиссии представлено не было. Формирование положений извещений о проведении закупок в сфере оказания медицинских услуг осуществляется заказчиком в целях достижения максимального результата лечения пациентов, с соблюдением принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающих обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
Согласно письменным пояснениям заказчика при описании характеристик закупаемой продукции он руководствовался своей объективной потребностью и учитывал специфику применения перчаток, указав все необходимые показатели, используемые для определения соответствия предлагаемых товаров нуждам заказчика, в том числе:
1) Характеристика "текстурный рисунок в области пальцев и ладони" по позициям 2 и 4 Описания объекта закупки. В пункте 3.3 ГОСТ Р 52239-2004 различает четыре вида отделки:
а) текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки;
б) гладкая поверхность;
в) опудренная поверхность;
г) поверхность без опудривания. В пункте 3.5 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 указано, что медицинские перчатки могут различаться по фактуре внешней поверхности. В зависимости от способа обработки перчатки могут иметь:
- гладкую поверхность;
- текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо участок или на всю поверхность перчатки;
- микротекстурированную поверхность. ГОСТ Р 52239-2004 и Методическими рекомендациями МР 3.5.1.0113-16 прямо предусмотрена отделка поверхности перчаток текстурированным рисунком какой-либо части перчаток, без уточнения конкретной зоны.
Таким образом, требования к текстуре соответствуют ГОСТ Р 52239-2004 и Методическим рекомендациям МР 3.5.1.0113-16.
Для обеспечения удержания инструментов целесообразно установить требование к наличию текстуры. Система национальной стандартизации напрямую разрешает и предусматривает перчатки с текстурированным рисунком на какой-либо области. Из положений стандарта и методических рекомендаций следует, что законодательство, устанавливая обязательные требования к данным медицинским изделиям, оперирует понятиями 2024-8068 5 "внутренняя поверхность", "внешняя поверхность", "вся поверхность", "наружная сторона" перчатки, а также предусматривает возможность нанесения текстурного рисунка как на часть поверхности перчатки, так и на всю поверхность перчатки. Общие требования ГОСТа не исключают право заказчика приобретать перчатки с показателями в пределах, установленных ГОСТом параметров, и в указанных пределах самостоятельно определять конкретные характеристики для предлагаемого к поставке товара с учетом потребностей учреждения. Характеристика "Форма перчатки с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев" установлена заказчиком, поскольку перчатки должны иметь на пальцах повторяющиеся кольцевые анатомические расширения в области суставов для профилактики утомляемости и снижения нагрузки на пальцы и кисть при продолжительных манипуляциях и манипуляциях, требующих точности движений. Рука медицинского работника имеет анатомическую форму, кисть согнута в сторону ладони, когда используются перчатки универсальной формы при продолжительных манипуляциях, нагрузка на пальцы возрастает, в связи с чем, точность движений рук значительно ухудшается. Перчатки с указанной характеристикой необходимы для работы в отделениях анестезиологии и реанимации (интенсивной терапии). Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.12.2020 N 928н "Об утверждении Правил по охране труда в медицинских организациях" содержит указание на необходимость не только проведения оценки профессиональных рисков, но и требования по применению их результатов. Данный приказ позволяет повысить уровень безопасности медицинских сотрудников, является обязательным для исполнения медицинскими учреждениями и устанавливает: при организации медицинской деятельности работодатель обязан оценивать профессиональные риски, связанные с возможным причинением вреда здоровью работника в процессе его трудовой деятельности (пункт 7). Методические рекомендации МР 3.5.1.0113-16 указывают на удобство, комфорт и функциональность перчаток, а также на то, что медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства, в том числе требованиям удобства, комфортности, функциональности. 2.
Характеристики "Перчатка двухслойная. Цвет наружного слоя синий или зеленый. Цвет внутреннего слоя белый или бежевый" по позициям 4 и 2, 4 Описания объекта закупки соответственно. ГОСТ Р 52239-2004 не содержит запретов на производство и изготовление перчаток разной цветовой гаммы. Медицинские перчатки предназначены для защиты кожи рук специалиста и минимизирования риска распространения инфекции. Цвет перчатки функционально связан с особенностями проведения медицинских манипуляций.
В соответствии с пунктом 2.5 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 современные медицинские перчатки различаются по характеристике материала, из которого они изготовлены, его химическому составу, технологии производства и обработки, а также возможностям целевого применения. Заказчику требуется перчатка двухслойная. Перчатка должна обладать двумя контрастными цветами, что достигается путем двукратного погружения формы в раствор нитрильного латекса (нитрила) контрастных цветов. Двухцветные перчатки изготовлены из двух слоев нитрила. В случае производственных дефектов, обнаруженных при надевании, а также при разрыве и проколе в процессе использования перчаток, указанные перчатки имеют преимущество в возможности визуализации и контроля повреждения перчаток. Указанными свойствами не обладают обычные перчатки. Так, два цвета перчатки в таких условиях позволяют визуально идентифицировать повреждение перчаток: при проколе или повреждении внешнего слоя, деформация второго слоя будет отличаться от внешнего, в связи с чем в зоне повреждения перчатки нижний слой чаще всего выступает за края поврежденного верхнего слоя, который отличается по цвету, из-за чего обеспечивается визуализация повреждения. Указанная 2024-8068 6 визуализация будет видна, как до надевания перчаток, так и в процессе их ношения.
Согласно пункту 2.4 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства: безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала; удобство/комфортность; функциональность. Медицинский сотрудник при работе в условиях повышенного риска должен иметь возможность визуально контролировать целостность перчатки. 3.
Характеристика "Упаковка гигиеническая, обеспечивает подачу перчаток по одной манжетой вперед" по позициям 1, 3 Описания объекта закупки. Требуемая характеристика отражает требование, которое является для заказчика существенным - перчатки должны быть в упаковке, которая позволит заказчику осуществлять извлечение перчаток по одной манжетой вперед из коробки. То есть, это может быть любая упаковка перчаток, из которой перчатки не будут извлекаться в хаотичном порядке по несколько штук сразу. Указанный хаотичный способ извлечения характерен для перчаток, например, упакованных "навалом". Касаемо перчаток упаковка неразрывно связана с перчатками и входит в единый объект закупки и отражает эксплуатационную характеристику объекта закупки.
Согласно пункту 2.4 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства: безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала; удобство/комфортность; функциональность, а также качественная упаковка и маркировка. Требование к упаковке перчаток является функционально значимым, влияет на безопасность применения перчаток и функционально обосновано.
Также следует отметить, что соблюдение санитарно-эпидемиологического режима регламентирует СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (далее - СанПиН), который является обязательными для исполнения и соблюдения заказчиком. В СанПине указано, что необходимо предпринимать все необходимые меры для предупреждения распространения микроорганизмов через изделия медицинского назначения. Требуемая упаковка выполняет эти задачи, исключая контакт рук медицинского работника с рабочей поверхностью перчаток, тем самым предотвращая контаминацию рабочей поверхности перчатки и риск контактного пути распространения инфекции.
Также имеются научные исследования, подтверждающие снижение риска контаминации при использовании указанного типа упаковки. В частности, использование перчаток, упакованных, например, в диспенсер, обеспечивающий подачу перчаток по одной имеет доказанные преимущества по предупреждению и защите от контаминации (непреднамеренное попадание бактерий и микроорганизмов на кожу рук, на поверхность перчаток).
Таким образом, с учетом практики использования перчаток, а также на основе научных исследований достоверно установлено, что перчатки, упакованные с возможностью извлечения перчаток по одной, имеет существенное функциональное значение и снижает риск контаминации перчаток, что в свою очередь снижает риски передачи внутрибольничных инфекций. В частности самыми распространенными схемами контаминации и инфицирования являются:
1) схема от медицинского персонала к медицинскому персоналу. На практике связана с использованием одной упаковки перчаток разными врачами. То есть от контаминированных рук одного врача бактерии и инфекции попадают на упаковку и перчатки, которые при использовании другим врачом приводят к контаминации второго врача. При наличии микротрещин и иных повреждений на коже рук врачей (например, контактный дерматит) происходит заражение медицинского персонала по схеме "врач-врач".
2) схема от медицинского персонала к пациентам. На практике связана с контаминацией перчаток бактериями и инфекциями и последующем контакте этих перчаток с пациентом. Аналогично схеме в пункте N 1, последующее заражение от контаминированных перчаток переходит от врача, использующего перчатки, в адрес пациента. 2024-8068 7 Для исключения указанных путей заражения заказчиком обоснованно установлено соответствующее требование.
Таким образом, требования к упаковке перчаток основаны на объективной потребности заказчика. 4., 5.
Характеристики "Длина перчатки 400 и
420 мм" по позиции 5 Описания объекта закупки, "Одинарная толщина (в области пальцев)
0,16 и
0,19 мм" по позициям 4, 5 Описания объекта закупки. Общие требования к минимально допустимой длине и толщине перчаток предусмотрено ГОСТ Р 52239-2004 на медицинские перчатки. В ГОСТ Р 52239-2004 в Таблице 2 указаны размеры и допустимые отклонения, из которой следует, что длина и толщина указаны со словосочетанием "не менее", что буквально означает, что длина и толщина перчаток может быть любой выше минимально допустимой и все перчатки выше указанной длины и толщины будут соответствовать ГОСТ Р 52239-2004.
Согласно пункту 4.2. Методических рекомендаций перед выбором перчаток необходимо оценить характер выполняемых процедур, инфекционные, механические, химические, радиационные риски, а также возможность развития кожных заболеваний и патологических реакций на материал перчаток. Алгоритм подбора медицинских перчаток в соответствии с классификацией можно условно разделить на несколько этапов:
- выбор типа перчаток в зависимости от степени инвазивности и эпидемиологической опасности выполняемой процедуры;
- выбор типа перчаток по целевому назначению;
- выбор перчаток по размеру.
В соответствии с Приказом Минтруда России 928н от 18.12.2020 "Об утверждении правил по охране труда в медицинских организациях": Работодатель, в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска, вправе устанавливать дополнительные требования безопасности при выполнении работ, связанных с осуществлением медицинской деятельности, улучшающие условия труда работников (пункт 4). Требуется повысить уровень безопасности медицинских сотрудников с учетом профессиональных рисков: при организации медицинской деятельности работодатель обязан оценивать профессиональные риски, связанные с возможным причинением вреда здоровью работника в процессе его трудовой деятельности (пункт 7). Персонал должен выполнять работу в предусмотренной санитарной одежде (халат или костюм из смесовых тканей/нетканых материалов, одноразовая медицинская шапочка, одноразовые перчатки, надетые поверх рукавов санитарной одежды) (Пункт 217). Перчатки с длиной
400 мм необходимы заказчику при обработке многоразового инструментария в растворе антисептиков, при выполнении данных манипуляций требуется дополнительная защита за счет удлиненной манжеты, т.к. необходимо погружение рук в раствор антисептика. Данный способ обработки медицинского инструментария предусмотрен СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней":
97. Стерилизации должна предшествовать предстерилизационная очистка с применением средств, обладающих моющими свойствами. 3594.
При проведении предстерилизационной очистки (самостоятельной или совмещенной с дезинфекцией) ручным способом этапами процесса являются:
- замачивание (выдерживание) изделий в средстве (в случае готового к применению средства) или в рабочем растворе средства;
- мойка каждого изделия в том же средстве/растворе, в котором проводили замачивание, при помощи соответствующих приспособлений (ерши, щетки, ватно-марлевые тампоны, тканевые салфетки, шприцы); Медицинский персонал производит обработку инструментария в специальных емкостях под поверхностью антисептика, что означает погружение руки медицинского работника в агрессивную среду для дальнейшей очистки медицинских изделий указанными инструментами. Данную 2024-8068 8 манипуляцию невозможно осуществить в перчатках со стандартной минимальной длиной перчаток 220 мм, 230 мм, указанной в ГОСТ Р 52239-2004.
Также в случае использования перчаток стандартной длины медицинский персонал подвергается риску получения травм кожного покрова. Верхний порог длины манжеты установлен по той причине, что более длинные перчатки, будут находиться гораздо выше локтевого сгиба, при проведении вышеуказанных процедур произойдет скатывание манжеты на руке медицинского персонала, также вызывая пережимание.
Таким образом, указанная характеристика полностью основана на потребности Заказчика с учетом специфики применения указанных перчаток.
Таким образом, у Заказчика имеется объективная потребность в приобретении перчаток с указанной длиной, Заказчиком учтена специфика применения медицинских изделий, необходимость применения перчаток с указанной длиной помимо ГОСТов и Методических рекомендаций, предусмотрено требованиями Правилами охраны труда. Аналогично в отношении требований к толщине. Требование к толщине перчаток установленное ГОСТ, определяет минимальное значение, также позиция КТРУ не содержит характеристик в этой части. В связи с этим требования к толщине перчаток были определены с учетом специфики применения перчаток, потребности заказчика и иных условий. Перчатки, к которым предъявлено требование к толщине от 0,16 мм необходимы для обеспечения механической прочности и химической устойчивости, которые применяются при работе с антисептиками и дезинфицирующими растворами, приготовлении и разведении дезинфицирующих растворов, предстерилизационной очистке и обработке многоразового инструментария (методом ручной предстерилизационной очистки) и других манипуляциях когда необходима дополнительная защита рук медицинского персонала. Верхний предел толщины до 0,19 мм установлен, так как перчатки толще указанного показателя не обеспечивают тактильной чувствительности при использовании персоналом.
Также перчатки с увеличенной толщиной применяются при манипуляциях с повышенным риском инфицирования. При этом, стандартная толщина перчаток в данном случае не обеспечивает соответствующего уровня защиты. В связи с чем заказчиком обоснованно установлено соответствующее требование к толщине перчаток.
Согласно п. 2.4 Методических рекомендаций медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства: прочность, безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала, функциональность. Защитные свойства перчаток, а также их упругопрочностные характеристики вытекают из толщины перчатки. Учитывая, специфику применения перчаток - в агрессивной среде - использование стандартных тонких перчаток не допустимо. В свою очередь, избыточная толщина перчаток снижает тактильную чувствительность, в связи с чем, заказчиком устанавливается верхний предел по толщине. 6.
Характеристики "Внутренне полимерное абсорбирующее покрытие на основе синтетического флока. Информация о внутреннем синтетическом покрытии должна быть нанесена на упаковке или в регистрационном удостоверении" по позиции 4 Описания объекта закупки. ГОСТ Р 52239-2004 предусматривает, что для облегчения надевания перчаток может быть применена обработка поверхности, смазка, опудривание или полимерное покрытие (раздел 4 "Материалы"). Более того заказчик помимо ГОСТа учитывал положения Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16.
В пункте 4.2 Методических рекомендаций, указано, что перед выбором перчаток необходимо оценить характер выполняемых процедур, инфекционные, механические, химические, радиационные риски, а также возможность развития кожных заболеваний и патологических реакций на материал перчаток. Алгоритм подбора медицинских перчаток включает этап выбора по способу обработки внутренней поверхности перчаток. В пункте 3.4 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 в зависимости от способа 2024-8068 9 обработки внутренней поверхности, медицинские перчатки делятся на:
- опудренные;
- неопудренные;
- обработанные полимерным покрытием (полиуретан, силикон и др.). При длительном ношении перчаток (свыше 15-20 минут), в результате потовых и сальных желез под перчаткой образуется "перчаточный сок". В клинической практике определено, что перчаточный сок - секрет потовых и сальных желез кожи кисти, скапливающийся в процессе выполнения манипуляций в медицинских перчатках. Эти выделения служат питательной средой для бактерий. Перчаточный сок может содержать резистентные микроорганизмы из более глубоких слоев кожи, которые могут пройти через возможные проколы перчаток и попасть в стерильные полости (в том числе слизистые) тела пациента с риском вызвать инфекцию области медицинского вмешательства. Перчаточный сок имеет рН 3,5-5,6, т.е. образует агрессивную кислую среду на коже под изделиями. Учитывая это, если на коже есть мелкие царапины, трещины, мацерации, то кислая среда вызывает жжение и зуд во время длительных манипуляций, что повышает риск развития кожных заболеваний.
Также, под воздействием перчаточного сока, учитывая надетые перчатки, кожа рук медицинского персонала находится в условиях повышенной влажности. Указанные условия приводят к мацерации кожи рук медицинского персонала. Мацерация в клинической практике сопоставляется с интертригенозным дерматитом (Интергрито). Интертриго появляется, в результате избытка влаги, которая смягчает и раздражает кожу, и, вследствие этого, вызывает ее разрушение. Разрушение ткани часто приводит к появлению грибковой или бактериальной инфекции. На пораженном участке может появиться покраснение, раздражение, зуд или сочетание вышеперечисленных симптомов. Чаще всего опрелости появляются в теплых, влажных местах. Одним из способов исключения условий возникновения мацерации кожи рук медицинского персонала - является использование перчаток с абсорбирующим покрытием. При этом, флок (флокирование) это способ нанесения полимерного покрытия, при этом состав/материал покрытия в Описании объекта закупки не указан и не ограничивает предложения участников. Заказчик не указывает требование к материалу из которого будет сделано покрытие, то есть участник закупки может выбрать его самостоятельно. Флок (Флокирование) на внутренней поверхности перчаток обеспечивает абсорбцию влаги и ее отведение от поверхности кожи тем самым защищает кожу и предотвращает ее мацерацию при длительных манипуляциях в медицинских перчатках, что особенно актуально в настоящих условиях, абсорбция и отведение влаги обеспечиваются структурой покрытия, а не свойствами материала покрытия. Полимерные покрытия, нанесенные другим способом, представляют из себя гладкую полимерную пленку на поверхности перчаток и не обладают абсорбирующими свойствами. Флокирование или нанесение покрытия в виде флока формирует на внутренней поверхности перчаток достаточно тонкую пористую структуру из мелких ворсинок полимерного материала, которая обеспечивает абсорбцию влаги и ее отведение от поверхности кожи, при этом покрытие остается достаточно тонким и не влияет на тактильные свойства перчатки.
Также, при формировании этого требования, Заказчик знал, что есть и второй вариант абсорбирующего покрытия в медицинских перчатках. Указанное свойство достигается за счет пудры (опудренные перчатки). Однако наличие пудры в медицинских перчатках сопоставлено с риском развития дерматита и аллергических реакций при контакте с кожей. При этом применение опудренных перчаток одна из причин риска развития осложнений при оказании медицинской помощи, что согласуется с п. 4.11 и п. 4.12 Методических рекомендаций. Более того, опудренные перчатки - это отдельный вид медицинского изделия, который имеет отдельный код вида и код КТРУ, в связи с чем указанный вариант не относится к объекту закупки.
Согласно пункту 4.11 Методических рекомендациях МР 3.5.1.0113-16.3.5.1. "Дезинфектология. Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях. Методические рекомендации" опудривание 2024-8068 10 обработка внутренней поверхности перчаток порошкообразными субстанциями (кукурузный крахмал, окись цинка). Существенным недостатком этого метода является высокий риск осложнений, связанных с попаданием пудры в операционную рану, в воздух помещений и на руки медицинского персонала.
Таким образом, единственными вариантами внутреннего покрытия, обеспечивающего абсорбцию влаги в медицинских перчатках при длительных манипуляциях, а также соответствующего требованиям безопасности и эффективности медицинских перчаток являются: флок (флокирование внутренней поверхности из гипоаллергенного синтетического материала). Заказчик в отношении доводов подателя жалобы также отметил, что обработка рук проводится различными антисептиками: полигексанид, хлоргексидин, цетилперидиния хлорид, антраценсодержащие вещества и иные группы веществ, которые не содержат в своем составе спиртосодержащих веществ. Перчатки надевают только после полного высыхания антисептика на коже рук.
Таким образом, использование перчаток с флоком не создает условий обязательного контакта со спиртосодержащими веществами, потому что заказчик использует разные виды антисептиков с учетом тех или иных условий. А также, перчатки надеваются только после высыхания антисептика, а значит, даже при использовании спиртосодержащих веществ в качестве антисептика, при условии соблюдения процедуры обработки рук исключается контакт флокированной поверхности перчаток со спиртом (поскольку перчатку надевают после высыхания антисептика - спирта).
Таким образом, у заказчика имеется объективная потребность в приобретении перчаток со спорными характеристиками, заказчиком при описании требований к закупаемым товарам учтена специфика применения медицинских изделий.
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. Частью 2 статьи 98 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. При установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение соответствующего уровня безопасности при лечении пациентов, максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи, как пациентам, так и медицинскому персоналу. В том числе на основании указанных положений Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации заказчиком были установлены характеристики к медицинскому изделию с учетом особенностей, имеющих принципиальную значимость для заказчика с учетом специфики его деятельности, в которой решающее значение имеет необходимость оказания качественной медицинской помощи. При установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение соответствующего уровня безопасности при лечении пациентов, максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи, как пациентам, так и медицинскому персоналу.
Таким образом, доводы подателя жалобы о включении в описание объекта закупки оспариваемых технических параметров, которые, по мнению подателя жалобы, являются избыточными и сужают круг возможных участников, опровергается пояснениями заказчика. По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика. В рассматриваемом случае в описании объекта закупки извещения о проведении аукциона установлены четкие и конкретные требования к закупаемым перчаткам смотровым/процедурным 2024-8068 11 нитриловым, неопудренным, нестерильным с учетом потребности заказчика, отвечающей интересам пациентов и персонала учреждения, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
Таким образом, характеристики, включенные заказчиком в описание объекта закупки, сформированные с учетом нужд заказчика, не подлежат признанию избыточными, вопреки утверждению подателя жалобы об обратном. Предъявляемые заказчиком требования к товару требований, подлежащих обязательному соблюдению, норм действующего законодательства не нарушают, доказательства обратного у Комиссии отсутствуют. Кроме того, податель жалобы не приводит доказательств того, что включение спорных характеристик не позволило ему определить потребность заказчика, сформировать свое предложение при проведении аукциона.
Таким образом, рассмотренные выше доводы подателя жалобы о неправомерном формировании заказчиком описания объекта закупки не находят своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы Комиссией по существу. Комиссией также была проведена внеплановая проверка, по итогам которой считает необходимым сообщить следующее. Положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях. Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
В настоящем решении Комиссией установлено, что при формировании описания объекта закупки заказчик исходил из требований позиции КТРУ 22.19.60.119-00000008, а также ГОСТ Р 52239-2004, ГОСТ Р 57404-2017, Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в 2024-8068 12 медицинских организациях", а также фактической потребности заказчика, обусловленной необходимостью своевременного и качественного оказания медицинских услуг пациентам при необходимости создания надлежащих условий труда персоналу заказчика как медицинского учреждения. Заказчик представил сведения и документы, подтверждающие наличие на момент проведения закупки на товарном рынке предложений к реализации товара, являющегося объектом закупки и соответствующего техническим характеристикам, указанным в описании объекта закупки, как минимум 2 различных изделий независимых производителей, а именно: По позициям 1-3, 5:
- WRP ASIA PACIFIC SDN BHD, Малайзия, РУ ФСЗ2010/07612 от 18.08.2014;
- Heliomed Handelsges.m.b.H, Австрия, РУ N ФЗС 2009/04144 от 11.06.2014; По позиции 4:
- Heliomed Handelsges.m.b.H, Австрия, РУ N ФЗС 2009/04144 от 11.06.2014;
- Shen Wei USA, INC, Китай, РУ N ФСЗ 2011/10956 от 03.11.2011.
Помимо указанного Комиссией установлено, что на участие в аукционе подано две заявки. Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о надлежащем установлении в извещении об осуществлении закупки требований к поставляемому товару, соответствующих продукции различных производителей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия уполномоченного органа, заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе. Дополнительно Комиссия сообщает о том, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе Закон о защите конкуренции не входит в систему законодательства о контрактной системе, поэтому Комиссия не может давать оценку действий уполномоченного органа, заказчика при проведении закупки на предмет наличия признаков нарушения Закона о защите конкуренции. При этом жалоба не содержит доказательств нарушения субъектами контроля антимонопольных требований к торгам, что могло бы быть основанием для передачи материалов жалобы соответствующему структурному подразделению Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении антимонопольного дела в связи с нарушением запретов, установленных Законом о защите конкуренции. В случае, если хозяйствующий субъект обладает доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушения Закона о защите конкуренции, обращения (заявления) о нарушении антимонопольного законодательства при осуществлении закупочных процедур подлежат направлению и рассмотрению в соответствии с требованиями, установленными статьей 44 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России
решила
признать жалобу ООО "ЛДЦ" необоснованной. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии Е.А. Шмыгина Е.М. Хоменко Исп.Шмыгина Е.А. тел.8(391)211-01-44 2024-8068 13
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 мая 2024 г. N 024/06/106-1390/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2024